Вечером 8 марта 2022 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
В частности, он сказал: «Святителю Тихону Задонскому принадлежат такие слова о человеческой зависти: "Если прочие пороки доставляют хотя бы мнимое удовольствие, то зависть — только боль и страдания". Действительно, грех опасен тем, что часто рядится в привлекательные ризы — выражаясь современным языком, комфортные, удобные. Именно через удобства и удовольствия очень просто влиять на поведение человека, и потому грех часто облачается в ризы удобства, удовольствия, комфорта. А современные люди значительную часть своего времени, а некоторые и все свое целеполагание связывают с достижением комфорта, удовольствия, удобства, то есть всего того, что якобы делает нашу жизнь счастливой. Но как часто тех, кто обеспечивает себя всеми удовольствиями и удобствами, кто не занимает ничем иным свое сознание и свою внутреннюю жизнь, ожидает не просто разочарование, а настоящая жизненная трагедия! И мы знаем, как люди очень состоятельные, обладавшие всеми благами в полной мере, страшным образом заканчивали свою жизнь. Стало быть, все то, что представляется столь желанным, на самом деле не может быть целью жизни».
«Стремление человека к благополучию развивает многие греховные наклонности, — говорит Патриарх, — ведь если достижение комфорта, материального достатка становится единственной целью, то все остальное уходит на периферию. А если еще и массовая культура поддерживает подобное целеполагание, то люди попадают в жизненную систему с ложными ориентирами. Но без ориентиров жить нельзя! Днем ориентиром является солнечный свет, который указывает нам путь; ночью — свет искусственный. Но если нет света, то нет и ориентиров, это хорошо знают люди, лишенные зрения. Для всех нас подлинным светом, дающим реальные ориентиры в жизни и ведущим к подлинным целям бытия, является слово Божие. И ничего выдумывать не надо — есть слово, данное Самим Богом через пророков, через апостолов. Это не человеческая мудрость и не еще одно философское учение. Евангелие есть слово Самого Бога, обращенное к нам; именно здесь Божественная мудрость и самые ясные жизненные ориентиры».
«Но что же происходит с человеком, который не знает этих ориентиров? Ему очень легко и просто любой свет, то есть любой раздражитель, привлекающий внимание, принять за подлинную и вожделенную жизненную цель. Что же дает нам вера? А вера дает нам некий компас, который помогает не сбиваться с жизненного пути — того, что Господь нам приуготовил, для того чтобы вести нас к подлинному счастью, к полноте жизни уже здесь, на земле, а затем и в вечности», — отмечает Первосвятитель.
«Конечно, — продолжает он, — под влиянием окружающей среды, под воздействием собственных помыслов, вожделений или некоей жизненной философии каждый из нас допускает ошибки. И если у человека нет возможности скорректировать свою жизненную траекторию, осознать, что он сошел с правильного пути, то ему грозит духовная пропасть, погибель. И если бы мы были предоставлены самим себе, если бы Господь никак не наблюдал за нашей жизнью, если бы Он не подавал нам Свою спасительную руку, то вряд ли существовали бы мир Божий и род человеческий. Но Господь корректирует наш жизненный путь, вразумляя нас, в том числе через страдания и скорби. Нередко люди переносят их с большим трудом, но святые отцы учат нас, что к каждой скорби мы должны относиться с большим вниманием, потому что скорбь обнажает нашу слабость, а человек, почувствовав свою слабость, обращается к Богу. Именно через страдания и скорби люди приходят к Богу. Так бывает и в личной жизни, а когда духовная опасность нависает над народом, над страной, над родом человеческим, то Господь через глобальные скорби помогает людям понять их заблуждения, неправильность их жизненной траектории и тем самым открывает возможность исправить свой жизненный путь».
Патриарх подчеркивает, что мменно так, а не иначе следует нам воспринимать те скорби, с которыми мы встречаемся по жизни. «Конечно, скорбь от скорби отличается, — говорит Патриарх Кирилл. — Есть скорби по нашей вине, по малодушию, по окамененному нечувствию, как сказано в молитве, по глупости, по недоразумению, по стечению обстоятельств. Но нередко скорби приходят как бы извне, неожиданно. И если мы не можем своими силами избежать того, что приносит нам боль и страдания, то особенно необходимо встречать жизненные испытания с чувством доверия к Богу. Нередко эти испытания связаны с тяжелым заболеванием, с инвалидностью, с потерей близких, с которыми мы связывали практически всю свою жизнь. Например, супруги долгие годы жили в счастливом браке, и вдруг один из них умирает. Как исцелить эту скорбь, когда люди действительно стали одним целым, и вдруг их единство, скованное десятилетиями совместной жизни, разрушается? Можно привести много примеров того, как человек проходит через тяжкие испытания, не имея никакой возможности от них уклониться. И вот для того чтобы эти жизненные обстоятельства нас не ломали, не превращали в людей с окамененным нечувствием и тем более не приводили к утрате веры, мы должны вдумчиво воспринимать все, что с нами происходит, а в тех случаях, когда мы не понимаем причин, просить Господа, чтобы Он открыл нам смысл случившегося. Но в любом случае скорбные, тяжелые, болезненные испытания никогда не должны вызывать отчаяние или, что самое опасное, сомнения в вере.
Мне приходилось встречаться с людьми, которые в оправдание своего неверия говорили: "Ну, где же Бог? Как такое могло со мной произойти? " Ответ на вопрос о смысле страданий помогал найти Федор Михайлович Достоевский, наш великий христианский писатель и мыслитель. То же самое мы находим и в творениях святых отцов. А ответ заключается в том, что мы должны с доверием относиться к тому, что с нами происходит, и помнить, что испытания ниспосылаются нам для нашего исправления. Существует удивительный баланс между справедливостью Божественной и человеческой греховностью, и этот баланс — всегда в пользу Божественной справедливости. Поэтому нам, людям сомневающимся, окруженным цивилизацией, для которой вера в Бога становится все менее значимой, нужно всегда помнить, что именно вера является путеводной звездой, именно вера помогает идти по единственному правильному пути, именно вера дает силы преодолевать болезни и скорби, памятуя о всемогуществе Божественном и о милости Божией к каждому человеку. И если будет так, то непростые обстоятельства, через которые сегодня проходит весь род человеческий, все эти испытания и трудности мы как народ пройдем с верой в великий спасительный промысл Божий, без того чтобы страх и окамененное нечувствие поработили нас».
«Будем просить Господа, особенно в дни Святой Четыредесятницы, чтобы Он укрепил нашу веру, чтобы через молитву и воздержание Он помог нам сделать наши чувства более тонкими и восприимчивыми, в том числе к действию Божественной благодати, чтобы корка окамененного нечувствия спала с наших сердец, чтобы мы обрели способность видеть, слышать, чувствовать, как Бог присутствует в нашей жизни. С этой верой и с этим чувством Божественного присутствия в нашей жизни мы действительно станем непобедимо сильными, и Господь будет с нами и в радостях, и в скорбях, если мы захотим, чтобы Он всегда был с нами рядом. «Господи сил, будь с нами» — вот молитва, которую всем нам надо повторять и в мыслях, и вслух, особенно в нынешнее время, чтобы эти слова укрепляли нашу веру и чтобы через наши немощные усилия, Богу содействующу, менялась жизнь к лучшему. И да поможет всем нам Господь трудиться на поприще духовного делания, во спасение своей души и для соучастия в спасении многих», — заключает Патриарх.