Не время критиковать Правительство – я поддерживаю ответные меры против санкций Запада, но их нужно значительно расширять, а экономику выстраивать совсем по-другому, причём, по всем основным направлениям, включая работу аналитических экономических служб.
Вчера Государственная дума на пленарном заседании приняла в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий ряд мер в экономике и социальной сфере в условиях иностранных санкций, сообщает Интерфакс.
Законопроект был внесен правительством ночью в четверг и в пятницу 4 марта 2022 года принят.
Об ответных мерах России на санкции Запада рассуждает в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Принятый ГД РФ пакет мер – это ответ на иностранные санкции – первый шаг по поддержке российской экономики в борьбе против уничтожения. Э.Блинкен 5 марта уже радуется якобы свободному падению российской экономики.
Скажу так, масштаб санкций, их глубина и охват превращаются не просто в некоторые ограничения каких-то отраслей, каких-то видов деятельности, которые привыкли вводить США в отношении разных стран, не только России. Эти ограничения вводились США давно, ещё с глубоко советских времён, не говоря уже о современности.
Однако сегодня относительно России – это уже не санкции. Это открытая экономическая война, целью которой является уничтожение нашей страны. Вместе с тем, маски сброшены не только там, они сброшены довольно давно, но они сброшены в России, что важнее, где капиталистический оскал также виден и понятен, как и те деяния, которые ослабили российскую экономику и сдерживали намеренно её развитие (а мер никаких не принималось!).
У меня было недавно интервью для РНЛ под названием «Операция на Украине, санкции против России – борьба против уничтожения!». Но мне хочется обратить Ваше внимание и на публикацию от июля и июня 2014 года соответственно на Русской народной линии по Украине и в агентстве «Накануне», где модель экономики Украины сравнивается с моделью поведения проститутки. В этих публикациях показан точный сценарий событий, и что потребуется обязательно делать России, включая принуждение к миру и проведению специальной военной операции по вычищению националистических элементов. Также подробно даются оценки по деградации экономики Украины и её правящего истеблишмента, которые приведут исключительно к плачевным результатам. Это к вопросу о том, что никто не предупреждал, не анализировал, не говорил и не убеждал. В ответ только беспричинные оскорбления с украинской стороны (в том числе за недавнюю публикацию, где я открыто поддерживаю решение Президента Путина В.В., причём высказываясь ещё резче – против переговоров – которые могут обернуться предательством моей страны! Это нельзя допустить!) и продажная политика против России, с воспеванием нацизма.
Что касается сегодняшнего принятого пакета по экономике — эти первичные решения нацелены на выживание нашей страны, на борьбу против её уничтожения. Если обобщённо сформулировать идеи этого пакета — они правильны и их нужно развивать. Они направлены на то, чтобы поддержать высокотехнологичный сектор, в частности IT-компании, снизить нагрузку на средний и малый бизнес, в том числе административную, упростить все процедуры, в т.ч. поддержать в части льгот по налогам — налог на прибыль и т.д., упростить условия и порядок госзакупок, что сейчас важно. Но IT-компаниям, вводя для них преференции, следует поставить и государственные задачи. От государства осуществить заказ — разработку операционной системы, нашего процессора, нашей элементной базы, компьютеров и аппаратного обеспечения. Надо открыть под это кредитные линии, авансировать капитал. Это должно делать целенаправленно правительство в рамках бюджетного механизма плюс соответствующая денежно-кредитная политика, стимулирующая кредитование реального сектора.
Мне представляется, что правительство РФ должно расширить свой пакет помощи экономики и расширить действие своих заказов, напрямую загрузить бизнес, особенно тот, который имел контакты с внешним миром, работал на мировом рынке. Сейчас эти каналы будут нормативно обрезаны, нам нужно сохранить занятость, поддержать реальный сектор и занятых в нём людей. Для этого государство должно выступать заказчиком (дать работу!) и процедуры госзакупок должны быть упрощены, многие сняты полностью.
Я бы предусмотрел категорическое упрощение всех конкурсных заявок, по ФЗ-44. Этот федеральный закон многократно критиковался нашими экономистами, но не изменялся. Он имел коррупционные составляющие, он имитировал рынок – все это, мягко говоря, не эффективно. Заказы доставались не самым квалифицированным исполнителям и так далее. Выстраивание оценки и выбора исполнителя по цене было тоже неправильным, чем меньше цену заявишь. Там была масса пороков, которые до сих пор не исправлены, не отменены. Это надо отменять, вводя процедуры прямого управления и выстраивания государственного сектора. Раз его не сформировали заблаговременно, а это не однократно предлагалось мной (на протяжении 15-17 последних лет), делайте это сейчас!
Сегодня правительство обязано выйти с масштабными системными инициативами по отраслям экономики и загрузить экономику, открывая кредитные линии под эти новые проекты по другим ставкам, отнюдь не 20%, а скажем 0-3%.
Ставка в 20% — это для финансовых спекулянтов, для игры банков. Реальный сектор должен получить процентную ставку не выше 3%. А по некоторым направлениям даже 0-1%, чтобы на развитие были открыты кредитные линии и был доступ к авансовому капиталу. Это очень важно, потому что основные санкции касаются финансов и банков. Задача стояла ограничить, нанести ущерб — это понятно, ограничить возможности финансирования и развития. На ввод наших технологий, на развёртывание производств и сохранение занятости понадобится авансовый капитал и ресурсы банковской системы, которые должны работать на экономику, а не на обвал курса или отток капитала.
Повторять схемы макроэкономической политики, которые сдерживали нам рост, просто преступно. Этого быть не должно. Кстати стимулирующая политика 2020 года «ковидного кризиса» и его преодоления доказывает необходимость подобных мер, так как в 2021 году возник рост. Причина- стимулирующие меры 2020 года. Его начали свёртывать уже со второй половины 2021 года и в начале 2022. Но сегодня требуется многократно усилить возможности стимулирующей развитие политики. Программа Глазьева С.Ю. может быть применена в полном объёме – по пунктам, начиная от стабилизации макрофинансов и заканчивая поддержкой отраслевых направлений.
Полагаю, что сегодня тратить время на критику и требовать сейчас отставки либералов и экономистов в правительстве, которые довели до этого, вспоминать прошлое, что сейчас выплеснулось на телевидении среди «великих ТВ – экспертов» - не надо. Я просто в ужасе по поводу высказываний наших отдельных политологов, которые безграмотны в области экономической науки, которые вспоминают только либеральную политику — «что мы делали раньше, почему не вывели активы?». Все это предлагалось. Но не слышали, а сейчас не время выяснять, кто кого и почему не слышал. Иначе мы просвистим страну, хотя понятно, что капитализм не слышит и разрушает. Много писал, что капитализм не нужен России, он её разрушает, делает зависимой, но это отдельная тема! У нас много пороков в экономике – и они все организованы специально, я настаиваю на том, начиная от развращения системы образования до системы науки, где клевета и блат расцвели махровым цветом, а вклад никто не оценивает, ибо работают кланы. Неужели Вы думаете, что Запад этого не видит? Хотя он сам полностью коррумпирован и клановый, но он и знает, как на слабостях сыграть! Быстро системные пороки снять не удастся, укоренены они слишком мощно. Проще не соглашаться и выпячивать себя, нежели что-то предлагать!
Именно поэтому я принял позицию – поддержки и расширения действий того правительства, которое мы сегодня имеем. Это справедливо в сложившейся обстановке! Направления принятого пакета верные. Но их следует усиливать. Многие действия ситуационно, но приняты весьма конструктивно и оперативно. Имею в виду ограничение торговли на бирже, замораживание торгов. Затем валютные интервенции, ограничения на продажу валютной выручки. Потом было решение по валютным счетам. Всё делается для того, чтобы предотвратить обвальную девальвацию, снизить спрос на доллары. Нужно ещё вывести банковскую систему из спекулятивной игры на валютном рынке, а также предотвратить вывод активов иностранными собственниками – арестовав активы, наложить запрет на вывоз прибыли и так далее. Следует отказаться от бюджетного правила и все доходы направить на решение экономических задач развития. Нужно арестовать имущество западных компаний, особенно уходящих с российского рынка и продолжить работу предприятий, решая задачи технического обеспечения этой работы на внутреннем рынке. Важно – не дать вывезти прибыль. Кстати, отключение банков от международной системы платежей играет то же на это решение.
Принятый пакет мер содержит и важные социальные позиции.
Здесь принята дополнительная индексация страховых пенсий, пенсионных коэффициентов и выплат. Установление новых позиций по величине прожиточного минимума с его индексацией, исчисления минимального размера оплаты труда.
При возможном свертывании спроса важно поддержать текущие расходы населения, которые привязать к российской продовольственной базе, обеспечив на неё спрос. В условиях импортных ограничений раскрываются громадные возможности по дальнейшему замещению импорта в области сельского хозяйства. База там есть, чтобы это осуществить.
Затем, пакет содержит поддержку организаций образования. Корректируются правила приема в ВУЗы, студенты будут возвращаться в страну и продолжать обучение в России.
Говорится и об упрощении процедуры закупки лекарств. Наделение Кабмина правом корректировать лицензионные требования в фармацевтической деятельности. Всё это хорошо, но нужны действия по развертыванию фармацевтических производств, по созданию оборудования для нашей фармацевтики. Правительство должно через себя замкнуть информационные, регулирующие, производственные каналы для того, чтобы сводить наших производителей и заказчиков на внутреннем рынке. То есть воссоздать и защитить внутренний рынок и замкнуть внутренний контур производства от сырья до потребления конечных благ. Эта проблема была и остаётся в фармацевтике. Многие виды лекарств не производим. Удар там будет однозначно, если еще не предприняты меры, то их нужно вводить в первую очередь. Надо посмотреть лекарства первой необходимости, зависимость от импортного сырья в фармацевтике и принять действия по ликвидации этого провала. Какие нужны ресурсы, какие подключить заводы, какой бизнес может взять на себя производство этого оборудования, этих компонентов для фармацевтической промышленности? Эти вопросы должны сниматься в текущем режиме работы правительства как информационной системы – своеобразного хозяйственно штаба, аналитические и информационные, а также регуляционные (а не бред и рассказы про «регуляторные гильотины») возможности которого требуется усилить многократно.
В складывающейся ситуации именно правительство должно обеспечить воссоздание производственных цепочек, чтобы покупатели комплектующих, производители в разных сегментах находили друг друга. Информационный компонент — правительство много говорило, что создало некие «цифровые платформы» — сейчас нужно доказать свою информационную дееспособность.
Кроме того, обеспечить условия для направления авансового капитала реальному сектору и бизнесу.
Нужна и макростабильность. Имеется в виду — курсовая политика и устойчивость банковской системы. Это политика ЦБ и Минфина. Безусловно, по возможности, нужно вывести из-под удара какие-то активы России, защитить Фонд национального благосостояния. Действия эти предпринимались ещё до всех событий, за счёт диверсификации активов ФНБ. Однако потери здесь будут, тем более, что политика ЦБ должна стать более активной, предотвращающей девальвацию национальной валюты (хотя в этом отдельные действия принимаются, но нужна системность).
Таким образом, выражаю общую поддержку принятому пакету действий, который нужно усиливать, в том числе за счёт обозначенных здесь позиций. Особо отмечу, что поддерживаю проведение специальной операции, желаю мужества нашей армии и бойцам. Упаси Бог их от предательства и переговоров. Такие вещи надо доводить до конца, как бы не было тяжело! Это делается ради памяти 27 миллионов погибших в Великую отечественную войну 1941-1945, а также памяти Г.К. Жукова, Н.Ф. Ватутина, П.С. Рыбалко и многих других, которые были бы в ужасе от того, что сделано на Украине за 30 лет, как собственно и от разрушения СССР. Это делается ради ныне живущих людей в России и на Украине. Ещё раз хотел бы обратить читателей к моим публикациям 2014 года, где всё объяснено и расписано детально. Что происходило с разрушением СССР. Мазками и тезисами там это всё подчёркивается. Там обозначено и что надо было делать России? Сейчас начали это делать. Отдельно отмечу свою публикацию по событиям в Южной Осетии, в статье «Бизнес как война», где всё указано о поведении НАТО, о том, что происходило и как пытались уничтожить и провоцировать Россию. Это 2008 год. Сказано и про необходимые наши действия.
Поэтому я не могут быть не доволен, что многие вещи реализует наше правительство!
Но следует изменять экономику, выстраивать иную модель, особенно если капитализм изжил себя как сказал не так давно Президент нашей страны!
Мы способны противостоять любым внешним экономически агрессивным действиями, прямому развязыванию экономической войны. Но нужно выдвигать честных и верных, знающих и способных, победить внутренние кланы – иначе длительного успеха нам не получить!
Следует помнить и делать верные выводы, что России не нужна интегрированность в «нацистскую» мировую экономику в виде ничтожного раба, о которой мечтали либералы-рыночники, которые и подвели нашу страну к этому. У России мировая миссия, она проистекает из её культуры, идеологии, истории, православия и науки. Будем верны нашим предкам, защитившим страну в 1941-1945 гг.