Как сообщалось, вчера состоялась большая пресс-конференция Президента России Владимира Путина.
В частности, Глава государства заявил, что «уже даже в прошлом году мы могли говорить об этих тенденциях, а сегодня – я, естественно, и табличку взял, сейчас скажу об этом, чтобы здесь ничего не придумывать: рост ВВП – 4,5 процента ожидается в этом году. Сейчас он 4,6 [процента] – по октябрь включительно. Промышленное производство растёт темпами в пять процентов, переработка, перерабатывающая [промышленность] – 5,2».
О причинах роста ВВП рассуждает в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Минэкономразвития давал количественные оценки 4-4,2% роста ВВП. Так и будет по итогам 2021 года. Хоть Президент назвал 4,5%, но мы в 2020 годупровалились на 3,5%.
Поквартально данные следующие:
-0,7% - первый квартал 2021 года;
+10%- второй квартал;
+4,3 % - третий квартал;
Четвёртый квартал еще не закончился, поэтому итоги не подведены, но, видимо, будет ниже, чем 4,3%, может быть 2-3% с небольшим. И в среднем выйдет 4,5%.
Но это рост восстановительный, он ликвидирует падение 2020 года и организован благодаря стимулирующей программе по ковидному кризису. Сюда относятся и социальные расходы.Стимулирующая денежно-кредитная политика, низкая процентная ставка, увеличенные расходы бюджета, помощь семьям.Поддерживались компоненты совокупного спроса, поддерживались отдельные виды производства.Всё это сработало!
Конечно, в кризис возросла безработица до 6%, но сейчас она примерно 4,4-4,6%. Инфляция составит приблизительно 7% , может, 8%, в третьем квартале она составила 6,85%. Поэтому этот год более-менее успешен относительно 2020 года и даже относительно 2018-2019 годов, доковидного кризиса, такого темпа не было.
По существу это была антикризисная политика в области экономики. Несмотря на потери, а они тоже были значительны, официально мы упали на -3,5% в 2020 году по ВВП. В 2021 году примерно будет +4,5%, то есть мы покроем с +1% относительно 2020 года и продвинемся чуть-чутьвперед.
Я предостерег бы публику, экспертов, аналитиков и правительство от самоуспокоенности. Дело в том, что в 2009 году был обвал, и ВВП упал примерно на 7%. А в 2010 году был так называемый отскок до +4,8%.
Ныне Президент анонсировал рост ВВП 4,5%, а в 2010 году был 4,8%. Дальше пошло ужесточение денежно-кредитной политики, сдерживание бюджетных расходов и ВВП начал падать. В 2015 стало - 3%, то есть уже рецессия. В её мы планомерно вошли с перманентным сокращением темпа роста год от года при похожей политике, которую имитируем сегодня опять.
Я предостерег бы правительство от таких действий. Дело в том, что посвоему качеству, по своей стилистике, мы повторяем ту же политику. Глава Центробанка Набиуллина уже с конца первого квартала 2021 года объявила об ужесточении денежно-кредитной политики. Инерционно второй квартал благодаря стимулирующим мерам 2020 года дал аккумулирующей эффект роста до 10% , а уже третий квартал плюс 4,3%. Темп снизился в два раза. Был выстрел во втором квартале и потом в два раза меньше.
Что будет в четвёртом квартале? Может быть не 4,3%, а 2,5% или около 3%. Вполне возможно снижение. В целом год конечно относительно неплохой. Реально располагаемые доходы по итогам 2021 года ориентировочно возрастут на 3,5%. Такой рост наблюдается впервые за последнее десятилетие. Они чуть-чуть возрастали до 1,5% после рецессии 2015-16 года. До этого падали в течение 5-6 лет подряд.
Конечно, это и есть ощутимый социальные плюс, который продемонстрировала стимулирующая политика, политика поддержки роста. Она же дала и такую инфляцию. Потому что структура экономики такова, что при другой инфляции мы не будем расти. Вот что нужно понять, по крайне мере, таким темпом.
Важно обеспечить, чтобы темп роста реальных доходов обгонял темп роста инфляции. Или хотя бы темп роста номинального дохода ощутимо обгонял темп роста инфляции. Только в таком случае по населению инфляция сильно бить не будет.
Конечно, у нас ещё всё это далеко от такого соотношения.
Я уже не говорю о проблемах, связанных с отрицательным естественным приростом населения. Естественный прирост - отрицательный, причём сильный – 500-600 тысяч человек по итогам 2021 года.
Что же дало рост ВВП? Во-первых, стимулирующие меры правительства по поддержке совокупного спроса в виде помощи социально незащищённым слоям населения, которое как раз тратит доходы на продовольствие, на одежду, на товары первой необходимости, в том числе и для детей. Особенно поддерживали семьи с детьми.
Во-вторых, значительная поддержка медицины, а эта отрасль очень мультиплицирующая - ей нужны медикаменты, лекарства, оборудование, инструмент. Это расходы на стеклянную промышленность, резино-химическую, приборостроение и т.д.
Но если в 1-м квартале — в начале 2-го квартала эту динамику вели инвестиции, то потом инвестиции сохранили своё влияние, но на первое место по вкладу в темп роста ВВП вышло валовое потребление. Мы вернулись к росту, который был и в нулевых на валовом потреблении.
Я думаю, что эти вещи будут тормозиться проводимой текущей политикой. Торможение уже налицо и видно по третьему кварталу и, видимо, по четвёртому. Посмотрим, какие данные будут за четвёртый квартал. Если мы так войдём в 2022 год, то уже не будем иметь таких выстрелов до10% во втором в квартале, мы будем иметь ориентировочно около 3%. При сохранении и дальнейшем ужесточении политики — и ниже. Поэтому страна потихоньку возвращается примерно к той же модели роста, которая была до ковидного кризиса. В этом состоят основные результаты 2021 года.