В субботу, 4 декабря, папа Франциск встретился с архиепископом Афин и всея Эллады Иеронимом, сообщают «Новости Ватикана». Своё обращение он начал словами «Благодать вам и мир от Бога».
«Сегодня наша встреча обновляет эту благодать и этот мир, – сказал папа Франциск, приветствуя греческого первоиерарха. – Молясь перед трофеями Римской Церкви, какими являются гробницы апостолов и учеников, я почувствовал порыв приехать сюда как паломник, с большим почтением и смирением, чтобы обновить это апостольское общение и укрепить братскую любовь».
Он упомянул о корнях, которые объединяют католиков и православных: «Они сокрыты под землей и нередко забыты, но они есть, и на них все держится. Что же это за общие корни, прошедшие сквозь века? Это корни апостольские».
«Нас отравили мирские яды, сорняки подозрительности увеличили расстояние между нами, и мы перестали взращивать сопричастность. <…> Со стыдом признаю – в отношении Католической Церкви, – что действия и решения, немного или совершенно ничего общего не имеющие с Иисусом и с Евангелием, продиктованные прежде всего жаждой прибыли и власти, ослабили общение. Таким образом мы допустили, чтобы плодотворность была поставлена под угрозу разделениями. История имеет свой вес, и сегодня здесь я чувствую потребность вновь попросить прощения у Бога и у братьев за ошибки, совершенные многими католиками», – сказал понтифик.
«Только Дух Святой, – сказал далее он, – может рассеять тьму и осветить шаги на нашем пути», потому что Святой Дух – это прежде всего «елей общения», позволяющий «признать неповторимую ценность, сияющую в каждом человеке, в каждом брате! Признавать эту человеческую общность – отправной пункт для созидания единства».
«Давайте не опасаться друг друга, а помогать друг другу поклоняться Богу и служить ближнему, не занимаясь прозелитизмом и полностью уважая свободу другого», – призвал Понтифик.
«Давайте призывать Духа общения, дабы Он направил нас на Свои пути и помог построить общение не на расчетах, стратегиях и выгоде, но на единственной модели, на которую мы должны смотреть: Пресвятой Троице», – заявил глава Ватикана.
Святой Дух – это также «елей мудрости», заявил Папа и выразил признательность Православной Церкви Греции, наследнице великой инкультурации веры в контексте эллинистической культуры, за ее труд в области богословских исследований и образования.
В конце обращения к архиепископу Иерониму II Папа упомянул о начавшемся в Католической церкви синодальном пути, на котором «мы думаем многому научиться у вас».
Заявление Понтифика прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный миссионер и сектовед, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C. Хомякова протоиерей Олег Стеняев:
Самая сильная сторона выступления папы Римского – заявление о введении в Римской церкви синодальной системы управления, иначе – соборности. Это то, что всегда отличало ранние формы папизма именно от православного понимания Соборности.
И его слова о том, что соборности нужно поучиться у Православной Церкви – очень положительный симптом. Собственно говоря, по этому вопросу как бы и было основное расхождение.
Если говорить о других моментах, связанных с расхождениями между православными и католиками, то католики уже давно причащают не только Телом, но и Кровью, в том числе и мирян.
Они уже давно не используют за службой филиокве, потому что они читают апостольский «Символ веры», где нет никакого филиокве. И если они и дальше будут устранять какие-то разномыслия и разногласия, то это будет очень положительный момент.
Папа вводит коллегиальную систему управления – чтобы он не самостоятельно принимал решения, а вместе с другими членами Синодальной системы. Это очень положительное явление на фоне того, что некоторые православные патриархи ратуют за старые формы папизма и отказываются от Поместных Соборов. И Ватикан в некотором смысле поступает более православно, чем некоторые из Православных Поместных Церквей.
Папа Франциск делает шаг навстречу Православию. Он меняет форму управления церковью, вводит коллегиальное управление. И это очень важный момент, на который нельзя не обратить внимания.
Также он попросил прощения за ошибки католиков. И без сомнения, признание ошибок – это очень важный момент. Кстати, мы могли, идя навстречу, тоже признать свои ошибки. Это, прежде всего, преступления, совершенные по отношению к Польше, потому что Сибирь полна костями поляков.
Я служил в Сибири – четверть прихожан были поляками. Там целое кладбище поляков. Потом преследовали тех же литовцев и греко-католиков. Раскол – всегда обоюдный процесс. Это понимали древние отцы и здесь надо как бы изживать взаимные недостатки. Любая национальная церковь отвечает за нравственное или безнравственное поведение своих подопечных. И с неё не снимается ответственность за них.
О перспективе сближения говорить достаточно сложно и преждевременно, но есть тенденция – очень положительная тенденция. Нам надо избавиться от некоторых ложных стереотипов.
Например, что такое догмат о непогрешимости папы? Это выдумка наших богословов, которая состоялась в XIX веке. Нет такого догмата в Римской церкви – есть догмат о безошибочности суждения папы, когда он говорит по поручению Собора и от лица Собора. Известный вопрос о том, что папа - наместник Христа, но загляните в любой догматический учебник Римской церкви и в нём сообщается, что каждый епископ является наместником Христа, что не противоречит православному учению о роли епископа и его взаимоотношению со священниками как с апостолами в осуществлении архипастырского служения. То есть иногда мы выдумывали такие вещи про католицизм, которых никогда не существовало на самом деле, а это нечестно, ибо сказано, что «всякая неправда есть грех» (1Ин.5:17).
Предвзятое отношение к кому-либо опережает Суд Божий и в этом смысле граничит с богохульством. Когда преподобного Амвросия Оптинского спросили, спасутся ли католики, он осторожно ответил: «Не знаю, спасутся ли католики, но я в католицизме не спасусь».
То, что западные христиане сохраняют верность своей традиции, а восточные христиане верны своей традиции, является естественным благоговейным отношением к вере предков, но Бог может усмотреть для нас и нечто лучшее.
Впрочем богословские разномыслия между католицизмом и православием всё равно сохраняются. И без разрешения этих вопросов подлинное Единство невозможно.
42. Ответ на 37, Сант:
41.
40. Ответ на 38, Валерий:
Уже свершилось. Но не уния, а капитуляция. Коррупция, неверующие попы... Первая часть пророчества Серафима Саровского сбылась!
39. Самая сильная сторона выступления папы Римского – заявление о введении в Римской церкви синодальной системы управления, иначе – соборности. Это то, что всегда отличало ранние формы папизма именно от православного понимания Соборности.
38. Ответ на 36, поп Андрей:
37. Ответ на 35, Валерий:
36.
35. Ответ на 34, Сант:
34. Ответ на 32, Валерий:
ИСКРЕННЕ...
"Советовать просто...".
"- И помощи...".
- "А вот это уже не всегда просто...".
*
Хотите и я Вам ч/н посоветую? Например ТО, что Вы советуете мне... Хотя бы в основах, по критериям УМНОГО чтения... Или Вам это запрещено..?
Жизнь...
*
Повторяю — благодарность искренняя! Не думал, что Вы так прямо скажете : - "Вне Православия христиан НЕТ".
Это сильно, умно... и честно... Из 1-2 млрд. христиан нет ни одного христианина?! Это диагноз...
*
Священству виднее... Пусть они решают, отмалвиваются или разбираются... Вёл?
33. Ответ на 31, Сант: