19 ноября на ХIII Московском международном телефестивале «Профессия-журналист» в Доме кино был представлен документальный фильм мурманской студии «Скальная, 20» «О, если б никогда не расставаться…» (режиссёр Ярослав Ломакин). Фильм посвящён поэту Виктору Тимофееву.
Виктор Леонтьевич – человек-эпоха. Без преувеличения. Его стихи знают и любят многие северяне и не только. Много писал на морскую тематику, на тему славянского единства, много сделал для культуры Мурманской области и шире – Русского Севера. Был доброжелательным, но при этом требовательным мастером для многих начинающих писать мурманчан в 80-90-х годах и в двухтысячных тоже. Если говорить о России в целом, то, пожалуй, главное, что он сделал – проложил дорогу празднику День славянской письменности и культуры. Именно в Мурманске благодаря поэту Виктору Тимофееву и писателю Виталию Маслову возродился этот праздник ещё в 1986 году. Это было самое начало перестройки в Советском Союзе, КПСС пока оставалась во всей своей силе, и руководство пригрозило в случае чего Тимофееву выходом из партии. И он пошёл на это, проявил гражданскую смелость. Трудно сейчас понять молодым, но в советском обществе очень настороженно относились ко всему, что хотя бы косвенно связано с христианством. И, конечно, в 1986 году никто не мог предположить, что Праздник так быстро, буквально через несколько лет станет не только общероссийским, но и межгосударственным. Его сейчас вслед за Болгарией и Россией именно как государственный празднуют в Белоруссии и на Украине.
Кстати, я спрашивал Виктора Леонтьевича уже в конце 90-х годов, почему он, будучи коммунистом, взялся за дело возрождения Праздника, в основе которого почитание святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия? И он ответил мне, что всегда с огромным уважением относился к Православию, к православной культуре и считал, что это было большой ошибкой советской власти – воевать с Церковью.
О Тимофееве написано немало статей, сняты передачи и фильмы. Но обычно говорят о его литературных и общественных заслугах. А вот взгляд через призму семейных отношений, глазами его супруги Валентины Петровны Тимофеевой – впервые. И, по-моему, это большая удача режиссёра Ярослава Ломакина, что ему удалось снять такой фильм, который открывает Тимофеева с этой необычной стороны. В 2015 году поэта не стало. А его супруга ещё 6 лет делала всё, что могла для сохранения памяти о нём. История любви молодого моряка-поэта и его избранницы подкупает своей простотой и одновременно искренностью и теплотой. В каком-то смысле за этой историей стоит целое поколение, в котором многим удалось пронести сквозь всю жизнь любовь друг к другу. Это пример для нас, ныне живущих. И для будущих поколений тоже. Промыслительно, что фильм удалось снять буквально за несколько месяцев до смерти Валентины Петровны.
Закончить хотелось бы малоизвестным, но замечательным стихотворением Виктора Леонтьева, посвящённым жене.
Жизнь – за что и зачем? – я не знаю.
Будто в небо метнули копьё.
И лечу, я лечу, бормочу, повторяю
Росяное русалочье имя твоё.
Вижу сопки, озёра, речные извивы,
И, молясь, чтоб воткнулось меж них остриё,
Бормочу, от повторов, от звуков счастливый
Росяное русалочье имя твоё.
Русый локон берёзы у тихого русла
Мог укрыть бы навеки и мой окоём,
Я мечтаю о нём, повторяя без грусти,
Росяное русалочье имя твоё.
Повторять имена – тоже предназначенье.
Там их ветер подхватит, там птица споёт.
Потому, придавая звучанью значенье,
Повторяю русалочье имя твоё.
Пусть всегда на Земле, бесконечно любимой,
И потом, когда грядет моё забытьё,
Повторяется вечно русалочье имя,
Росяное, русалочье имя твоё.
Алексей Викторович Полубота, ответственный секретарь Комиссии по творческому наследию Н.И.Тряпкина при Союзе писателей России