Как выжить писателю, не говоря – поэту – литературным трудом?
Как выжить в современном мире, стремясь нести факел слова высоко, следуя лучших традициям русской литературы, не идя на поводу пресловутого рынка, больше похожего на бандитский базар, не опускаясь до конъюнктурных сделок, не изменяя гену совести?
А кого собственно это волнует?
Мир, где чрезмерность технологий, избыточное значение денег и бесконечные хороводы соблазнов определяют всё, не нуждается в литературе; социальный статус писателя крайне низок, и трудом-то его труд не считается: в кадастре профессий нет такой – писатель.
Не говоря – поэт.
Выживай, как хочешь: наплевать, что ты талантлив, всё равно, что искра Божья блещет в твоём внутреннем составе, именуемом душой, безразлично, что ты пишешь.
Ищи окололитературную работу, богатых родственников, меняй профессию, сдавай квартиру, если повезло иметь две, в конце концов – бросай писать.
Займись делом.
Всё так.
Остаётся вопрос – есть ли альтернатива литературе в деле пестования и ращения человеческих душ?
Существует ли иная область человеческой деятельности, помимо большой литературы, столь мощно развивающая чувство слова, эстетическое восприятие реальности, человеческую тонкость…
Но…обладающий этими качествами, не будет правильно голосовать, и вообще начнёт задавать острые, неудобные вопросы – следовательно, литература не нужна.
Она не нужна обществу тотального потребления, она нужна людям, а потребитель – это уже несколько другой биологический вид.
Поэтому, спрашивая, как сегодня в России выжить писателю литературным трудом (если он не детективщик, но это – другой вид деятельности, или не вложил в него некий толстосум определённых сумм) – получить ответ не реально.
Он невозможен.
Как хочешь – так и выживай.
Александр Львович Балтин, член Союза журналистов Москвы
2. Как выжить писателю
1.