Шестого октября сего года председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион огласил сенсационную новость, повергшую в шок многих чад Русской Православной Церкви. Оказывается, в обстановке секретности подготавливается встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с папой Римским Франциском I, которого, отметим, даже многие верующие католики по причине его деяний предпочитают называть просто Бергольо. Место и время встречи не разглашаются, возможно, они еще не определены. Коль скоро Святейший Патриарх Кирилл еще не выразил своего окончательного решения, ничто не препятствует нам, разумеется, в рамках лояльности и корректности, обсуждать идею этой встречи. Тем паче, что объявлено во всеуслышание, что встреча с Римским папой с достаточно большой вероятностью может касаться вопросов веры, а вера, как написано в Послании Восточных Патриархов 1848 г., является достоянием не только патриархов и митрополитов, но всего народа Божия.
На наш скромный взгляд, встреча Святейшего Патриарха Кирилла с иезуитом Бергольо крайне нежелательна в силу целого ряда причин.
1. Для Святейшего Патриарха отсутствует достойная персоналия для встречи. Католический мир так и не отрёкся от своих ересей, через которые сам отлучил себя от Вселенской Церкви. «Вы никогда не будете в Церкви, доколе будете учить, что Святой Дух исходит от Сына», – говорит в своем сочинении «Против Латинян» святитель Григорий Палама, чью память мы торжественно празднуем каждое второе воскресенье Великого поста. К тому же слишком известны лукавые высказывания Бергольо в поддержку гомосексуализма и гомосексуалистов. Святейшему патриарху Кириллу и Русской Православной Церкви и так достаточно навредили некоторые двусмысленные пункты Гаванского соглашения. А внесение идола богини Пачамамы в Ватикан, и соответственные высказывания в поддержку язычества и неоязычества ставят иезуита Бергольо и единомысленных с ним лиц вне христианства, как такового. Встреча с подобной личностью была бы недостойна Патриарха Московского и всея Руси и как предстоятеля Русской Православной Церкви, и как человека.
2. Отсутствует достойная повестка для встречи. Сирийский вопрос и проблемы христофобии уже обсуждались на Гаванской встрече, и простое повторение их не имеет смысла, поскольку свидетельствовало бы о беспомощности в их решении. Единственная возможная повестка – украинский вопрос. Но если он будет ставиться в плоскости разбойных действий Константинопольского Патриархата, то Русская Православная Церковь окажется в унизительном и ложном положении: в качестве арбитра православных споров призывается… инославный папа Римский, с которым у нас нет канонического общения. Как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам: «Как смеет кто-либо из вас судиться, и притом – у неверных?» (1 Кор. 6: 1). Бергольо своим поклонением богине Пачамаме поставил себя на одну доску с языческими властями Рима, если не ниже. Среди канонистов до сих пор бушуют дискуссии по поводу того, обладал ли Римский папа в I тысячелетии правом апелляции к нему со стороны Вселенской Церкви. На наш взгляд, он обладал ею только в рамках Западного патриархата. Однако, этот спор потерял всякий смысл после 1054 г., после отпадения Римского патриархата от Вселенской Церкви. В силу своей ереси Римский папа не обладает никакими полномочиями во Вселенской Церкви. В случае, если мы прибегнем к его помощи, мы распишемся в своей неспособности самим решить наши внутриправославные вопросы и подтвердим мнение наших недоброжелателей, считающих, что будто бы суть украинского вопроса – гонка Константинопольского и Московского патриарха за право стать особой, приближенной к императору, простите – папе Римскому.
3. Обсуждение вопроса сосуществования православных и католиков на Украине также лишено смысла. Этот вопрос уже затрагивался на Гаванской встрече. На ней было торжественно провозглашено: «Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия… исключает любые формы прозелитизма. Мы не соперники, а братья». И что же? «А Васька слушает, да ест». Католический прозелитизм продолжается до сих пор, вплоть до того, что 10 мая 2021 года папа Франциск возвёл киевский костёл в ранг кафедрального храма Киевско-Житомирской диоцезии Римо-католической церкви (РКЦ). Иными словами, православный Киев, Мать городов русских, стала католической митрополией, чего не было даже в самый разгар Унии в XVII веке. Тем самым Ватикан показал, какие мы на самом деле братья – в духе известных слов «Слова о полку Игореве»: «Сказал брат брату: "То мое и то мое же"». Папа Римский расписался в том, что он – хозяин своему слову: хочет – даёт, хочет – берёт назад, а, проще говоря, для него ничего не значит слово, данное «схизматикам» (а именно таковыми мы для них являемся с точки зрения классической католической экклесиологии, от которой никто в Ватикане и не думал отказываться). Не говорю уже о том, как подобные встречи в нынешнем контексте воспринимают миллионы православных, принадлежащих к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которые пострадали от агрессивных действий католиков и униатов.
4. Первая поездка Святейшего патриарха Кирилла в Гавану, к сожалению, вызвала нестроения, расколы и определенный отток верующих из Русской Православной Церкви. Говорю об этом со скорбью, ибо среди ушедших были мои друзья и в свое время я прикладывал известные усилия, чтобы предотвратить их уход в раскол, к сожалению, не очень результативные. Существуют серьёзные опасения, что подобные деструктивные процессы могут только увеличиться в силу повторения провоцирующих их поводов. К сожалению, год от года наблюдается падение числа верующих, приходящих в храмы. Если до 2009 года число православных, приходивших на Пасхальное богослужение, насчитывало около 10% от населения Российской Федерации, то в 2019 оно достигало 2-3%, а в 2020 г. – 1%. Гавана-2 может привести к ещё большему падению.
5. Исторический опыт показывает, что за встречами высших руководителей, светских или духовных с римскими папами и заключение с ними соглашений всегда следовали беды для России и Русской Православной Церкви. За примерами ходить далеко не надо: в 1847 году император Николай I после встречи с папой Пием IX заключает с Ватиканом конкордат. Через шесть лет разразилась печальная для нас Крымская война, в разжигании которой папа Пий и его клевреты приняли самое активное участие. В 1978 году митрополит Ленинградский Никодим встречается с папой Иоанном-Павлом Ι и безвременно умирает на приеме. В 1988 году М.С. Горбачев встречается с папой Римским Иоанном Павлом II. Русская Православная Церковь лишается около 3000 приходов на Украине, захваченных униатами при помощи республиканских властей, а в 1991 году распадается Советский Союз, к чему Ватикан приложил свою руку. Да и после Гаванской встречи в 2018 году выходит позорной памяти Томос Константинопольского патриарха Варфоломея и создаётся раскольничья структура ПЦУ, что приводит к расколу в мировом Православии, а затем нас накрывает эпидемия COVID-19, в результате которой в 2020 году многие верующие были вынуждены встречать Пасху перед закрытыми дверями храмов. Предоставляю читателям самим решать – post hoc, aut propter hoc (после ли этого или из-за этого).
Все это показывает, что встреча Святейшего Патриарха Кирилла с папой Франциском является в высшей степени нежелательной. Подчеркиваю, что пишу это, исходя из сыновнего долга по отношению к Святейшему Патриарху Кириллу, всемерно радея о его чести и благе, а еще более – о благе и чести Русской Православной Церкви.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии
3. (Матфея … 15:24). Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
2. Спасибо за статью!
1. О роли римкого понтификика в развале Советской России (СССР)...