itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Мы страдаем от нездорового любопытства»

О степени доверия граждан России родным, близким, друзьям, коллегам по работе

0
2134
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

ВЦИОМ представил на своем сайте данные опроса россиян, посвященного доверию.

«Более трети россиян (36%) считают себя общительными, компанейскими людьми (39% граждан в возрасте 60+ и 38% 25-34-летних), 11% — скорее замкнутыми и склонными к одиночеству (16% среди граждан 60+), а 50% иногда хотят общаться, а иногда — побыть в одиночестве (56% среди граждан 18-44 лет), - говорится в исследовании ВЦИОМ. - Доля общительных россиян уменьшилась на 9 п.п. за 15 лет (45% в 2006 г.), а доля замкнутых — на 4 п.п. (15% в 2006 г.)

Наши сограждане поделились, с кем они имеют по-настоящему откровенные отношения: 48% — с супругом или супругой (63% среди 35-44-летних), 43% — с детьми, 39% — с родителями, 20% — с друзьями детства и юности (40% среди 18-24-летних), 20% — с братьями и сестрами, 18% — с коллегами по работе и сослуживцами, 16% — со знакомыми, 12% — с другими родственниками; только 2% россиян поддерживают откровенные отношения со знакомыми по интернету.

Почти половина россиян (47%) могут доверить самое сокровенное всего нескольким родственниками, 17% — только одному по-настоящему близкому родственнику, у 21% таких людей от пяти до десяти, а по 7% респондентов ответили, что у них более десяти таких человек или нет ни одного.

Среди друзей 41% имеют несколько человек, которым они могут доверить самое сокровенное, 20% имеют только одного такого друга, 14% — от пяти до десяти, 7% — более десяти человек, а 19% — ни одного.

Две трети россиян (66%) никогда не стали бы делиться сокровенными проблемами с малознакомыми людьми, 24% отмечают, что это возможно только в самых исключительных случаях, а каждый десятый (10%) ответил, что такое желание иногда возникает. За 15 лет желание россиян делиться сокровенными проблемами с незнакомцами уменьшилось: в 2006 г. 17% допускали такую возможность, 35% ответили, что это возможно в исключительных случаях, и только 43% говорили, что это невозможно в принципе.

Наши сограждане рассказали о доверии людям из своего окружения и различным источникам информации: 90% доверяют родственникам (52% — полностью), 81% доверяют друзьям (32% — полностью), 49% — коллегам по работе (только 7% — полностью), 33% — телевидению (только 2% — полностью), 28% — своему кругу общения в интернете (3% — полностью), и 12% доверяют рекламе (менее 1% респондентов доверяют ей полностью). При этом за 15 лет россияне в целом стали несколько менее доверчивыми, а более всего снизилась доля тех, кто полностью доверяет родственникам (64% в 2006 г., сокращение на 12 п.п.)».

Данные опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» некогда житель США (1985-2000), известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иеромонах Макарий (Маркиш):

Относительно доверия к опросам хочу сказать, что сплошь и рядом эти опросы оказываются непродуктивными и провокационными. Но я считаю, что конкретно эта история позитивна, потому что здесь есть над чем задуматься.

Вместо того чтобы думать о том, кто с кем спит среди киноактёров, нам предлагают задуматься над важными предметами и вопросами и стимулировать эти мысли и размышления. Мы можем только поблагодарить ВЦИОМ и средства массовой информации, которые этим занимаются, и отойти немножко в сторону от всякого вздора, которым забиты все СМИ, потому что это серьёзная тема.

Все люди разные. Нет одинаковых людей, и это фундаментальный тезис. Даже когда ребят призывают в армию и выстраивают их по росту, они маршируют налево-направо, они одеты в форму, они стреляют из автоматов, но год прошёл, и они возвращаются восвояси. Часть из них останется на срочную службу или будет служить по контракту. Но личность, как понятие, богословское, философское, антропологическое — неповторима и уникальна.

Поэтому пытаться найти общий универсальный ответ на вопрос, что хорошо для человека, нельзя. Прежде всего, надо узнать, что за человек, узнать, в каких жизненных обстоятельствах он находится, в каких условиях он живёт, с кем он общается, что вокруг него и рядом с ним. У кого-то есть супруга, у кого-то муж. У кого-то нет мужа и жены, У кого-то вообще брак распадается и превращается в пух и прах. Подобные наблюдения отрезвляют, чтобы мы не пытались стричь друг друга и причёсывать окружающих под одну гребёнку.

Нужно, чтобы мы смотрели на личность, как на неповторимость, индивидуальность и полную неразделимость человека с Господом Богом и с окружающими людьми. Это важный пункт, над которым полезно задуматься, а не пытаться устанавливать среднюю температуру по больнице.

Священник наподобие врача или врача-психотерапевта, психолога имеет большую базу наблюдений за людьми за счёт опыта исповедей. В моём компьютере сорок тысяч писем только на одном портале Елицы.рф. На сорок тысяч писем я ответил за последние годы. Конечно, отдача чувствуется.

Все священники, которые работают в интернете, в той или иной форме несут бремя тяжёлое для себя и полезное для людей. За счёт этого приобретается очень важный опыт.

По своему опыту я знаю, что мы страдаем от нездорового любопытства. Люди страдают от этого. Открытый человек живёт нормальной жизнью, он со всеми общается, вдруг находится что-то, что начинает этого человека терзать. Открытый человек раскрывается, и всё это становится известным.

Я приведу смехотворный пример. Уже можно раскрыть ситуацию, так как много времени прошло. Я исповедовал женщину, которая рассказывала о своей дочери, что та выходит замуж и что по ряду житейских обстоятельств ребёнок родится не через 9 месяцев после брака, а чуть раньше. Мы обсудили с ней нравственные основы, я ей посоветовал никому не рассказывать, а она, смотря на меня немножко свысока, говорит: «Батюшка, все уже давно знают». Вот вам и открытость!

Есть и другая сторона — в США мне приходилось рассказывать людям о делах России, тогда ещё Советской России. Что-то у американцев вызывало интерес, что-то сострадание, что-то неприязнь. Но один факт всегда вызывал удивление и изумление у моих слушателей. Когда советские люди получали зарплату, то один человек забирал деньги из кассы, приходил в отдел, раскладывал по столу, чтобы не ошибиться в счёте, и каждому выдавал свою кучку наличных.

Таким образом, все видели и знали, кто сколько получает. Именно этот факт вызывал полный шок у моих слушателей. Потому что в обществе, где мне приходилось жить, и которое в финансовом отношении можно было назвать цивилизованным, считалось, что чем крупнее сумма, тем она более тайная.

Если я купил пирожок за 25 центов, а он стоил 50, то я могу похвастаться. Мой коллега, очень стесняясь и смущаясь, прося у меня прощения, спрашивал — сколько я заплатил за подержанный автомобиль. Сколько стоит дом, абсолютно никто не должен знать. И никто не знает ни твоих доходов, ни расходов.

Я работаю в группе, у меня есть менеджер — бригадир, вот он знает, кто сколько получает. А его начальник этого не знает. У менеджера есть бюджет, начальник ему выдает этот бюджет — фонд заработной платы. Из этого фонда тот распределяет оклады. А начальнику не сообщается, кто сколько получает. И это правильно.

Это трезвые хозяйские отношения к информации, которая не подлежит распространению. Деньги значат много в нашей жизни, а раз они много значат, то не надо распространяться. Что касается интимных подробностей и здоровья, то тем более.

Как священник я могу сказать, что на исповеди часто слышны жалобы: «Грешна я тем, что празднословила, рассказывала людям о том, что им не подобает и не полагается знать». Таким людям говоришь, что надо следить за собой — сначала подумай, а потом помолчи.

Это характерная, достаточно массовая для нас болезнь. Я не встречал людей, которые бы сказали, что грешны тем, что молчаливы, сдержаны, скромны. Такого я не видал. Противоположное — постоянно. Надо иметь личные границы.

Для контраста приведу ещё один пример из практики священника. Одна женщина тоже на исповеди каялась в следующем событии: ей кто-то поручил некий секрет в отношении общих знакомых её и её мужа. Она обещала, что никому говорить ничего не будет. Но она сказала об этом своему мужу и взяла с него слово, что он никому ничего не скажет. После чего она раскаялась в своем поступке, что рассказала мужу то, о чем просили молчать.

Мы с ней вместе подумали и порассуждали на эту тему, и я ей сказал, что она поступила правильно, т.к. она взяла с мужа обещание, что он дальше это не распространит. У жены один муж, у мужа одна жена. И они друг с другом такого рода секретами, не касающимися внутренних деталей, будут делиться. У них не должно быть секретов друг от друга в части фактов, касающихся их обоих, на то они муж и жена.

Внутри семьи лучше из двух зол выбрать меньшее и поделиться с мужем на условиях полного неразглашения. Она не обещала ничего никому не говорить, но её муж — одна душа, одно тело, и между ними не должно быть секретов. Это тоже некое нравственное наблюдение.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. празднословие - это грех страсти уныния.

Как священник я могу сказать, что на исповеди часто слышны жалобы: «Грешна я тем, что празднословила, рассказывала людям о том, что им не подобает и не полагается знать». Таким людям говоришь, что надо следить за собой — сначала подумай, а потом помолчи.

Когда наше самолюбие (гордыню) кто-то, или что-то ущемляет, то на первый план выползают смертные страсти печали и уныния, которые и "подлечивают" нашу гордыню. Уныние - это ничего неделание для спасения. Скажу больше, что в унынии сегодня пребывает все человечество. И дьявол делает все возможное, чтобы человечество постоянно подпитывало эту самую страсть через рекламу, ТВ -шоу, спортивно-массовые мероприятия, питейные заведения, пляски, танцы и многое многое другое, где на все это тратятся баснословные средства, как финансовые, так и человеческие ресурсы. В результате, мы развлекаемся так, что окончательно забываем о Боге, о Его присутствии, забываем о покаянии и спасении. Святые отцы говорят, что если человек в результате аскетической борьбы, победит печаль и уныние, то он освободится от всех других страстей (чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, тщеславия, гордыни). С НАМИ БОГ!
Валерий / 06.10.2021, 06:22

1. "Мы страдаем от нездорового любопытства»

"Анонимки отменили,
Чтобы знать наверняка
Точный адрес и фамилию
И все приметы дурака.

Ты же лезешь сам на ясность
С вековым упорством пня!
И несешь ты эту гласность,
Как фонарь
Средь бела дня.

Знать, конечно, все б хотели,
Кто враги, а кто друзья.
Но, чтоб быть всегда при деле,
Выдавать себя нельзя! "

В. Асмолов.
Silvio63 / 05.10.2021, 14:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Макарий (Маркиш)
Смертная казнь необходима
Интересы общества и государства, мобилизация народа в условиях сложной обстановки должны быть учтены
27.03.2024
За что ненавидели пророков?
Программа «Трудные темы»
07.03.2024
Во Франции отрекаются от Бога
О закреплении в Конституции страны права женщин на аборт
06.03.2024
Нам не хватает правосознания!
О проблемах в сфере государственной помощи нуждающимся гражданам
16.11.2023
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40