«Мы страдаем от нездорового любопытства»

О степени доверия граждан России родным, близким, друзьям, коллегам по работе

Иеромонах Макарий (Маркиш) 
0
05.10.2021 1774
Фото: Из личного архива автора

ВЦИОМ представил на своем сайте данные опроса россиян, посвященного доверию.

«Более трети россиян (36%) считают себя общительными, компанейскими людьми (39% граждан в возрасте 60+ и 38% 25-34-летних), 11% — скорее замкнутыми и склонными к одиночеству (16% среди граждан 60+), а 50% иногда хотят общаться, а иногда — побыть в одиночестве (56% среди граждан 18-44 лет), - говорится в исследовании ВЦИОМ. - Доля общительных россиян уменьшилась на 9 п.п. за 15 лет (45% в 2006 г.), а доля замкнутых — на 4 п.п. (15% в 2006 г.)

Наши сограждане поделились, с кем они имеют по-настоящему откровенные отношения: 48% — с супругом или супругой (63% среди 35-44-летних), 43% — с детьми, 39% — с родителями, 20% — с друзьями детства и юности (40% среди 18-24-летних), 20% — с братьями и сестрами, 18% — с коллегами по работе и сослуживцами, 16% — со знакомыми, 12% — с другими родственниками; только 2% россиян поддерживают откровенные отношения со знакомыми по интернету.

Почти половина россиян (47%) могут доверить самое сокровенное всего нескольким родственниками, 17% — только одному по-настоящему близкому родственнику, у 21% таких людей от пяти до десяти, а по 7% респондентов ответили, что у них более десяти таких человек или нет ни одного.

Среди друзей 41% имеют несколько человек, которым они могут доверить самое сокровенное, 20% имеют только одного такого друга, 14% — от пяти до десяти, 7% — более десяти человек, а 19% — ни одного.

Две трети россиян (66%) никогда не стали бы делиться сокровенными проблемами с малознакомыми людьми, 24% отмечают, что это возможно только в самых исключительных случаях, а каждый десятый (10%) ответил, что такое желание иногда возникает. За 15 лет желание россиян делиться сокровенными проблемами с незнакомцами уменьшилось: в 2006 г. 17% допускали такую возможность, 35% ответили, что это возможно в исключительных случаях, и только 43% говорили, что это невозможно в принципе.

Наши сограждане рассказали о доверии людям из своего окружения и различным источникам информации: 90% доверяют родственникам (52% — полностью), 81% доверяют друзьям (32% — полностью), 49% — коллегам по работе (только 7% — полностью), 33% — телевидению (только 2% — полностью), 28% — своему кругу общения в интернете (3% — полностью), и 12% доверяют рекламе (менее 1% респондентов доверяют ей полностью). При этом за 15 лет россияне в целом стали несколько менее доверчивыми, а более всего снизилась доля тех, кто полностью доверяет родственникам (64% в 2006 г., сокращение на 12 п.п.)».

Данные опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» некогда житель США (1985-2000), известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иеромонах Макарий (Маркиш):

Относительно доверия к опросам хочу сказать, что сплошь и рядом эти опросы оказываются непродуктивными и провокационными. Но я считаю, что конкретно эта история позитивна, потому что здесь есть над чем задуматься.

Вместо того чтобы думать о том, кто с кем спит среди киноактёров, нам предлагают задуматься над важными предметами и вопросами и стимулировать эти мысли и размышления. Мы можем только поблагодарить ВЦИОМ и средства массовой информации, которые этим занимаются, и отойти немножко в сторону от всякого вздора, которым забиты все СМИ, потому что это серьёзная тема.

Все люди разные. Нет одинаковых людей, и это фундаментальный тезис. Даже когда ребят призывают в армию и выстраивают их по росту, они маршируют налево-направо, они одеты в форму, они стреляют из автоматов, но год прошёл, и они возвращаются восвояси. Часть из них останется на срочную службу или будет служить по контракту. Но личность, как понятие, богословское, философское, антропологическое — неповторима и уникальна.

Поэтому пытаться найти общий универсальный ответ на вопрос, что хорошо для человека, нельзя. Прежде всего, надо узнать, что за человек, узнать, в каких жизненных обстоятельствах он находится, в каких условиях он живёт, с кем он общается, что вокруг него и рядом с ним. У кого-то есть супруга, у кого-то муж. У кого-то нет мужа и жены, У кого-то вообще брак распадается и превращается в пух и прах. Подобные наблюдения отрезвляют, чтобы мы не пытались стричь друг друга и причёсывать окружающих под одну гребёнку.

Нужно, чтобы мы смотрели на личность, как на неповторимость, индивидуальность и полную неразделимость человека с Господом Богом и с окружающими людьми. Это важный пункт, над которым полезно задуматься, а не пытаться устанавливать среднюю температуру по больнице.

Священник наподобие врача или врача-психотерапевта, психолога имеет большую базу наблюдений за людьми за счёт опыта исповедей. В моём компьютере сорок тысяч писем только на одном портале Елицы.рф. На сорок тысяч писем я ответил за последние годы. Конечно, отдача чувствуется.

Все священники, которые работают в интернете, в той или иной форме несут бремя тяжёлое для себя и полезное для людей. За счёт этого приобретается очень важный опыт.

По своему опыту я знаю, что мы страдаем от нездорового любопытства. Люди страдают от этого. Открытый человек живёт нормальной жизнью, он со всеми общается, вдруг находится что-то, что начинает этого человека терзать. Открытый человек раскрывается, и всё это становится известным.

Я приведу смехотворный пример. Уже можно раскрыть ситуацию, так как много времени прошло. Я исповедовал женщину, которая рассказывала о своей дочери, что та выходит замуж и что по ряду житейских обстоятельств ребёнок родится не через 9 месяцев после брака, а чуть раньше. Мы обсудили с ней нравственные основы, я ей посоветовал никому не рассказывать, а она, смотря на меня немножко свысока, говорит: «Батюшка, все уже давно знают». Вот вам и открытость!

Есть и другая сторона — в США мне приходилось рассказывать людям о делах России, тогда ещё Советской России. Что-то у американцев вызывало интерес, что-то сострадание, что-то неприязнь. Но один факт всегда вызывал удивление и изумление у моих слушателей. Когда советские люди получали зарплату, то один человек забирал деньги из кассы, приходил в отдел, раскладывал по столу, чтобы не ошибиться в счёте, и каждому выдавал свою кучку наличных.

Таким образом, все видели и знали, кто сколько получает. Именно этот факт вызывал полный шок у моих слушателей. Потому что в обществе, где мне приходилось жить, и которое в финансовом отношении можно было назвать цивилизованным, считалось, что чем крупнее сумма, тем она более тайная.

Если я купил пирожок за 25 центов, а он стоил 50, то я могу похвастаться. Мой коллега, очень стесняясь и смущаясь, прося у меня прощения, спрашивал — сколько я заплатил за подержанный автомобиль. Сколько стоит дом, абсолютно никто не должен знать. И никто не знает ни твоих доходов, ни расходов.

Я работаю в группе, у меня есть менеджер — бригадир, вот он знает, кто сколько получает. А его начальник этого не знает. У менеджера есть бюджет, начальник ему выдает этот бюджет — фонд заработной платы. Из этого фонда тот распределяет оклады. А начальнику не сообщается, кто сколько получает. И это правильно.

Это трезвые хозяйские отношения к информации, которая не подлежит распространению. Деньги значат много в нашей жизни, а раз они много значат, то не надо распространяться. Что касается интимных подробностей и здоровья, то тем более.

Как священник я могу сказать, что на исповеди часто слышны жалобы: «Грешна я тем, что празднословила, рассказывала людям о том, что им не подобает и не полагается знать». Таким людям говоришь, что надо следить за собой — сначала подумай, а потом помолчи.

Это характерная, достаточно массовая для нас болезнь. Я не встречал людей, которые бы сказали, что грешны тем, что молчаливы, сдержаны, скромны. Такого я не видал. Противоположное — постоянно. Надо иметь личные границы.

Для контраста приведу ещё один пример из практики священника. Одна женщина тоже на исповеди каялась в следующем событии: ей кто-то поручил некий секрет в отношении общих знакомых её и её мужа. Она обещала, что никому говорить ничего не будет. Но она сказала об этом своему мужу и взяла с него слово, что он никому ничего не скажет. После чего она раскаялась в своем поступке, что рассказала мужу то, о чем просили молчать.

Мы с ней вместе подумали и порассуждали на эту тему, и я ей сказал, что она поступила правильно, т.к. она взяла с мужа обещание, что он дальше это не распространит. У жены один муж, у мужа одна жена. И они друг с другом такого рода секретами, не касающимися внутренних деталей, будут делиться. У них не должно быть секретов друг от друга в части фактов, касающихся их обоих, на то они муж и жена.

Внутри семьи лучше из двух зол выбрать меньшее и поделиться с мужем на условиях полного неразглашения. Она не обещала ничего никому не говорить, но её муж — одна душа, одно тело, и между ними не должно быть секретов. Это тоже некое нравственное наблюдение.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. празднословие - это грех страсти уныния.

Как священник я могу сказать, что на исповеди часто слышны жалобы: «Грешна я тем, что празднословила, рассказывала людям о том, что им не подобает и не полагается знать». Таким людям говоришь, что надо следить за собой — сначала подумай, а потом помолчи.


Когда наше самолюбие (гордыню) кто-то, или что-то ущемляет, то на первый план выползают смертные страсти печали и уныния, которые и "подлечивают" нашу гордыню. Уныние - это ничего неделание для спасения. Скажу больше, что в унынии сегодня пребывает все человечество. И дьявол делает все возможное, чтобы человечество постоянно подпитывало эту самую страсть через рекламу, ТВ -шоу, спортивно-массовые мероприятия, питейные заведения, пляски, танцы и многое многое другое, где на все это тратятся баснословные средства, как финансовые, так и человеческие ресурсы. В результате, мы развлекаемся так, что окончательно забываем о Боге, о Его присутствии, забываем о покаянии и спасении. Святые отцы говорят, что если человек в результате аскетической борьбы, победит печаль и уныние, то он освободится от всех других страстей (чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, тщеславия, гордыни). С НАМИ БОГ!
Валерий / 06.10.2021 06:22

1. "Мы страдаем от нездорового любопытства»

"Анонимки отменили,
Чтобы знать наверняка
Точный адрес и фамилию
И все приметы дурака.

Ты же лезешь сам на ясность
С вековым упорством пня!
И несешь ты эту гласность,
Как фонарь
Средь бела дня.

Знать, конечно, все б хотели,
Кто враги, а кто друзья.
Но, чтоб быть всегда при деле,
Выдавать себя нельзя! "

В. Асмолов.
Silvio63 / 05.10.2021 14:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Иеромонах Макарий (Маркиш)
Найти причину непросто…
Письмо в редакцию "San Angelo Standard-Times"
21.10.2021
«Мы страдаем от нездорового любопытства»
О степени доверия граждан России родным, близким, друзьям, коллегам по работе
05.10.2021
Трансгендер расколол США
Сенат Конгресса США утвердил Рейчел Левин на должность помощника министра здравоохранения и социальных служб страны
25.03.2021
Все философы нужны, все философы важны
...Или философия без обиняков
09.02.2021
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Последние комментарии
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Константин В.
22.10.2021 00:14
Царство ближних
Новый комментарий от В.Р.
21.10.2021 21:22
Поднимать Россию вместо руссозамещения
Новый комментарий от учитель
21.10.2021 20:50
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.10.2021 20:39
Охранять и нести Свет Христов всему миру
Новый комментарий от учитель
21.10.2021 19:25
Музыка Николая Туроверова
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.10.2021 19:23
Теория заговора женщин против мужчин
Новый комментарий от Алина
21.10.2021 18:44