ВЦИОМ представил на своем сайте данные опроса россиян, посвященного доверию.
«Более трети россиян (36%) считают себя общительными, компанейскими людьми (39% граждан в возрасте 60+ и 38% 25-34-летних), 11% — скорее замкнутыми и склонными к одиночеству (16% среди граждан 60+), а 50% иногда хотят общаться, а иногда — побыть в одиночестве (56% среди граждан 18-44 лет), - говорится в исследовании ВЦИОМ. - Доля общительных россиян уменьшилась на 9 п.п. за 15 лет (45% в 2006 г.), а доля замкнутых — на 4 п.п. (15% в 2006 г.)
Наши сограждане поделились, с кем они имеют по-настоящему откровенные отношения: 48% — с супругом или супругой (63% среди 35-44-летних), 43% — с детьми, 39% — с родителями, 20% — с друзьями детства и юности (40% среди 18-24-летних), 20% — с братьями и сестрами, 18% — с коллегами по работе и сослуживцами, 16% — со знакомыми, 12% — с другими родственниками; только 2% россиян поддерживают откровенные отношения со знакомыми по интернету.
Почти половина россиян (47%) могут доверить самое сокровенное всего нескольким родственниками, 17% — только одному по-настоящему близкому родственнику, у 21% таких людей от пяти до десяти, а по 7% респондентов ответили, что у них более десяти таких человек или нет ни одного.
Среди друзей 41% имеют несколько человек, которым они могут доверить самое сокровенное, 20% имеют только одного такого друга, 14% — от пяти до десяти, 7% — более десяти человек, а 19% — ни одного.
Две трети россиян (66%) никогда не стали бы делиться сокровенными проблемами с малознакомыми людьми, 24% отмечают, что это возможно только в самых исключительных случаях, а каждый десятый (10%) ответил, что такое желание иногда возникает. За 15 лет желание россиян делиться сокровенными проблемами с незнакомцами уменьшилось: в 2006 г. 17% допускали такую возможность, 35% ответили, что это возможно в исключительных случаях, и только 43% говорили, что это невозможно в принципе.
Наши сограждане рассказали о доверии людям из своего окружения и различным источникам информации: 90% доверяют родственникам (52% — полностью), 81% доверяют друзьям (32% — полностью), 49% — коллегам по работе (только 7% — полностью), 33% — телевидению (только 2% — полностью), 28% — своему кругу общения в интернете (3% — полностью), и 12% доверяют рекламе (менее 1% респондентов доверяют ей полностью). При этом за 15 лет россияне в целом стали несколько менее доверчивыми, а более всего снизилась доля тех, кто полностью доверяет родственникам (64% в 2006 г., сокращение на 12 п.п.)».
Данные опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» некогда житель США (1985-2000), известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иеромонах Макарий (Маркиш):
Относительно доверия к опросам хочу сказать, что сплошь и рядом эти опросы оказываются непродуктивными и провокационными. Но я считаю, что конкретно эта история позитивна, потому что здесь есть над чем задуматься.
Вместо того чтобы думать о том, кто с кем спит среди киноактёров, нам предлагают задуматься над важными предметами и вопросами и стимулировать эти мысли и размышления. Мы можем только поблагодарить ВЦИОМ и средства массовой информации, которые этим занимаются, и отойти немножко в сторону от всякого вздора, которым забиты все СМИ, потому что это серьёзная тема.
Все люди разные. Нет одинаковых людей, и это фундаментальный тезис. Даже когда ребят призывают в армию и выстраивают их по росту, они маршируют налево-направо, они одеты в форму, они стреляют из автоматов, но год прошёл, и они возвращаются восвояси. Часть из них останется на срочную службу или будет служить по контракту. Но личность, как понятие, богословское, философское, антропологическое — неповторима и уникальна.
Поэтому пытаться найти общий универсальный ответ на вопрос, что хорошо для человека, нельзя. Прежде всего, надо узнать, что за человек, узнать, в каких жизненных обстоятельствах он находится, в каких условиях он живёт, с кем он общается, что вокруг него и рядом с ним. У кого-то есть супруга, у кого-то муж. У кого-то нет мужа и жены, У кого-то вообще брак распадается и превращается в пух и прах. Подобные наблюдения отрезвляют, чтобы мы не пытались стричь друг друга и причёсывать окружающих под одну гребёнку.
Нужно, чтобы мы смотрели на личность, как на неповторимость, индивидуальность и полную неразделимость человека с Господом Богом и с окружающими людьми. Это важный пункт, над которым полезно задуматься, а не пытаться устанавливать среднюю температуру по больнице.
Священник наподобие врача или врача-психотерапевта, психолога имеет большую базу наблюдений за людьми за счёт опыта исповедей. В моём компьютере сорок тысяч писем только на одном портале Елицы.рф. На сорок тысяч писем я ответил за последние годы. Конечно, отдача чувствуется.
Все священники, которые работают в интернете, в той или иной форме несут бремя тяжёлое для себя и полезное для людей. За счёт этого приобретается очень важный опыт.
По своему опыту я знаю, что мы страдаем от нездорового любопытства. Люди страдают от этого. Открытый человек живёт нормальной жизнью, он со всеми общается, вдруг находится что-то, что начинает этого человека терзать. Открытый человек раскрывается, и всё это становится известным.
Я приведу смехотворный пример. Уже можно раскрыть ситуацию, так как много времени прошло. Я исповедовал женщину, которая рассказывала о своей дочери, что та выходит замуж и что по ряду житейских обстоятельств ребёнок родится не через 9 месяцев после брака, а чуть раньше. Мы обсудили с ней нравственные основы, я ей посоветовал никому не рассказывать, а она, смотря на меня немножко свысока, говорит: «Батюшка, все уже давно знают». Вот вам и открытость!
Есть и другая сторона — в США мне приходилось рассказывать людям о делах России, тогда ещё Советской России. Что-то у американцев вызывало интерес, что-то сострадание, что-то неприязнь. Но один факт всегда вызывал удивление и изумление у моих слушателей. Когда советские люди получали зарплату, то один человек забирал деньги из кассы, приходил в отдел, раскладывал по столу, чтобы не ошибиться в счёте, и каждому выдавал свою кучку наличных.
Таким образом, все видели и знали, кто сколько получает. Именно этот факт вызывал полный шок у моих слушателей. Потому что в обществе, где мне приходилось жить, и которое в финансовом отношении можно было назвать цивилизованным, считалось, что чем крупнее сумма, тем она более тайная.
Если я купил пирожок за 25 центов, а он стоил 50, то я могу похвастаться. Мой коллега, очень стесняясь и смущаясь, прося у меня прощения, спрашивал — сколько я заплатил за подержанный автомобиль. Сколько стоит дом, абсолютно никто не должен знать. И никто не знает ни твоих доходов, ни расходов.
Я работаю в группе, у меня есть менеджер — бригадир, вот он знает, кто сколько получает. А его начальник этого не знает. У менеджера есть бюджет, начальник ему выдает этот бюджет — фонд заработной платы. Из этого фонда тот распределяет оклады. А начальнику не сообщается, кто сколько получает. И это правильно.
Это трезвые хозяйские отношения к информации, которая не подлежит распространению. Деньги значат много в нашей жизни, а раз они много значат, то не надо распространяться. Что касается интимных подробностей и здоровья, то тем более.
Как священник я могу сказать, что на исповеди часто слышны жалобы: «Грешна я тем, что празднословила, рассказывала людям о том, что им не подобает и не полагается знать». Таким людям говоришь, что надо следить за собой — сначала подумай, а потом помолчи.
Это характерная, достаточно массовая для нас болезнь. Я не встречал людей, которые бы сказали, что грешны тем, что молчаливы, сдержаны, скромны. Такого я не видал. Противоположное — постоянно. Надо иметь личные границы.
Для контраста приведу ещё один пример из практики священника. Одна женщина тоже на исповеди каялась в следующем событии: ей кто-то поручил некий секрет в отношении общих знакомых её и её мужа. Она обещала, что никому говорить ничего не будет. Но она сказала об этом своему мужу и взяла с него слово, что он никому ничего не скажет. После чего она раскаялась в своем поступке, что рассказала мужу то, о чем просили молчать.
Мы с ней вместе подумали и порассуждали на эту тему, и я ей сказал, что она поступила правильно, т.к. она взяла с мужа обещание, что он дальше это не распространит. У жены один муж, у мужа одна жена. И они друг с другом такого рода секретами, не касающимися внутренних деталей, будут делиться. У них не должно быть секретов друг от друга в части фактов, касающихся их обоих, на то они муж и жена.
Внутри семьи лучше из двух зол выбрать меньшее и поделиться с мужем на условиях полного неразглашения. Она не обещала ничего никому не говорить, но её муж — одна душа, одно тело, и между ними не должно быть секретов. Это тоже некое нравственное наблюдение.
2. празднословие - это грех страсти уныния.
1. "Мы страдаем от нездорового любопытства»
Чтобы знать наверняка
Точный адрес и фамилию
И все приметы дурака.
Ты же лезешь сам на ясность
С вековым упорством пня!
И несешь ты эту гласность,
Как фонарь
Средь бела дня.
Знать, конечно, все б хотели,
Кто враги, а кто друзья.
Но, чтоб быть всегда при деле,
Выдавать себя нельзя! "
В. Асмолов.