Перед выбором, решающим всё

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора

Пастырская проповедь 
0
756
Время на чтение 6 минут
Фото: twitter.com/663060/status/1047271231651827712

Память святых мучеников и исповедников благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора всегда бывает накануне отдания праздника Воздвижения Креста Господня. Они пострадали в середине XIII века (1245 год) после того, как русская земля оказалась под татарским игом.

Чтобы получить от хана Батыя ярлык на княжение, надо было поклониться кусту и огню, как требовал этого языческий обычай. Но святой благоверный князь Михаил и болярин его Феодор предпочли смерть за Христа, верность Ему, нежели те блага, которые обещало им отступление от Господа. Очень важно в этом событии — то, что многие князья, весьма достойные, уважаемые народом, уговаривали благоверного князя Михаила и болярина его Феодора, чтобы они поклонились, как требовали от них, а потом плюнули на эту мерзость, и продолжали жить как христиане. Они добавляли, что возьмут этот грех на себя: «Вы так нужны русским людям, что стоит ли из-за какого-то идола жертвовать своею жизнью?»

Христос говорит в Евангелии, что жизнь без Него не имеет никакой цены, что бы человек ни приобретал. Она не имеет никакого значения, чего бы человек ни достигал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Все перевернуто как будто, но все предельно ясно. Оказывается, погублением души — то есть смертью за Господа — человек может приобрести больше, чем всеми трудами и подвигами, которые он совершал в жизни. И так бывает очень часто. Так и было с этими святыми, которые своею смертью спасли русскую землю.

Известно, что татаро-монголы были не столь жестокими по отношению к христианской Церкви, по сравнению с тем, что пришлось нам наблюдать в последующей истории. Почему? Ведь первоначально они были настроены совсем по-другому и требовали от русских князей, от всех православных христиан, с которыми они вступали в общение, обязательного поклонения языческим идолам. Однако видя, как люди предпочитают смерть поклонению идолам, хан Батый поколебался в своей решимости и отменил прежнее распоряжение.

Судьба русской земли зависела от этого подвига. Если бы все рассуждали так, как эти вполне благочестивые князья — что можно иногда пойти на компромисс, можно ради спасения лучших людей поклониться кусту и огню (потом это будет коммунистический идол, а сегодня — уже другой идол) — то история сложилась бы иначе, и на долгие века продлилось бы татаро-монгольское языческое иго над русской землей. И само Православие уже подвергалось бы опасности уничтожения. Так всегда происходит в жизни: рано или поздно человек должен встать перед решающим выбором.

Господь принес Себя в жертву за спасение всех. Но мы должны быть способными принять этот дар. Для каждого из нас непременно наступит момент, когда мы должны будем либо пожертвовать верностью Христу и Его Кресту, чтобы приобрести земное благополучие и сохранить свою жизнь, либо пожертвовать своею земною жизнью и благополучием. В мире, лежащем во зле, другого варианта не существует.

Все зависит от того, какие ценности являются определяющими для нас. Человек может выбрать не те ценности на всю жизнь, а потом может оказаться уже поздно. Человек может быть готовым пожертвовать честью ради выгоды. Человек может желать материального успеха и мало задумываться о том, какой ценой этот успех достигается. В мире, как мы видим, все больше соблазнов «выгодной бесчестности». «Выгодно быть нечестным», как сказал один известный православный публицист по поводу октябрьских событий 1993 года.

События эти показали, что на самом деле очень немного людей, которых нельзя купить за большие деньги. Выявилось не только благородство и жертвенность многих — тех, кто были защитниками законности и нравственности и жизнь свою положили, чтобы не допустить уничтожения России.

Но как много и тех, для кого все определяют простые земные выгоды. И за желанием обрести эти выгоды могут следовать самые страшные преступления. Есть люди, которым поразительным образом во всех их делах сопутствует успех. Но секрет этого успеха прост: они всякий раз отнимают что-то от своей души, чтобы прибавить это к своему земному богатству. Однако что может дать человек взамен души своей? Каждый из нас рано или поздно встанет перед тайной Креста Христова и увидит, как Господь обнищал от всякого богатства, от самой жизни Своей, чтобы нас приобщить Своему богатству.

Человек может жертвовать принципами для того, чтобы понравиться людям. Очень часто такое бывает в жизни, когда наша твердость может не нравиться другим. Чтобы понравиться всем, надо быть как все, в зависимости от того, какая идеология торжествует, какая атмосфера в обществе. В конце концов все сводится к тому, чтобы сделать такой выбор, который диктует толпа: «Не Его хотим, но Варавву». Не просто растлители, развратники могут нравиться большинству, а убийцы, преступники, как это произошло, когда совершался суд над Христом, и как это произойдет со всем человечеством, когда придет время антихриста. «Не Его хотим, не Христа, а хотим Варавву, преступника. Он больше нам нравится».

А кто хочет сохранить себя, пусть помнит, что следует руководствоваться не тем, что скажут люди, а тем, что скажет Господь. И наша судьба, и земная, и вечная, зависит не от того, что скажет о нас общество или даже весь народ, который может быть тоже обманут, а что скажет, какой суд о нас изречет Господь. Человек может пожертвовать драгоценным ради дешевого. Как известно, дешевое всегда пользуется успехом; что нравится улице, то легко, само собой получается.

Кто-то может, например, предпочитать работу, которая приносит большие деньги и удобства, бескорыстному служению. Вообще говоря, мы уже дожили до таких времен, которые можно сравнить только с первыми христианскими временами, когда не все равно было, где человек работает. Не мог человек трудиться, где угодно, потому что много было таких мест, которые были связаны со служением растлению, магии — все общество было пронизано этим. И сегодня мы возвращаемся к такому же.

Женщина может предпочитать жизнь наслаждений жизни долга и труда. Необязательно быть профессиональной проституткой, что сегодня преподносится как самая престижная профессия, и как будто бы, по опросу молодежи, именно такой выбор делает новое поколение. Она может просто предпочитать жизнь, полную развлечений, многоскорбной жизни воспитания своих детей, несения креста семьи или несения креста одинокой жизни, посвященной Господу.

Человек может истратить свою жизнь для того, чтобы приобрести что-то незначительное и потерять значительное. Чем дальше идет жизнь, тем очевиднее становится, что с годами раскрывается ценность истинных вещей, раскрывается правда всех событий, раскрывается, что значит собой каждый человек. То тайное, которое раскроется до конца на Последнем Суде, становится явным еще в земной жизни. И с годами жизнь выносит суд всем ложным ценностям, и человек все более понимает, что он оказался у разбитого корыта, что жизнь его сокрушена. Господь предупреждает нас словом Своим, что за одно мгновение можно погубить вечность. И можно всю жизнь свою так построить, что она будет сплошной цепью ошибок и потерь самого важного, если мы не научимся смотреть на все происходящее глазами Христа. Если не научимся оценивать свою жизнь и свою смерть в свете Креста Христова.

Какую любовь явил Господь на Кресте Своем! Он пришел к нам, совершенный Бог, потому что Его любовь, Его сострадание к погибающим людям были столь велики. Людям трудно было поверить в Божественную любовь, и Бог явил ее зримым образом, явившись как человек. И когда люди по-прежнему не могли поверить в Его любовь, они захотели испытать ее на деле, узнать, что стоят эти знамения и чудеса, которые Господь показывал им в Своей земной жизни. Для этого они возвели Господа на Крест. Весь род человеческий возвел Христа на Крест, чтобы убедиться, что Его любовь — до конца, что она не колеблется и раскрывается в полноте тогда, когда приходят самые предельные испытания. И эта новая жизнь, которая раскрывается Крестом Христовым, эта слава Воскресения и Креста Христова, которая дается нам в Церкви, должна быть явлена нами в нашей жизни.

Не для того нам Господь ее дает, чтобы мы превозносились перед другими людьми этим особым знанием. Да, христианин — это тот, кто отличается от всех других людей. Святой («агиос») — в переводе на русский язык с греческого «отличающийся, отличный от других людей». Но мы ничем от других людей не отличаемся, ничего другого в отличие от них не имеем, кроме этого знания, а потому и другого отношения ко всему, что происходит в жизни, другого отношения ко лжи и ко греху, и к смерти.

И как мы подвергли этому испытанию Самого Господа и до сих продолжаем испытывать Его любовь нашим маловерием и всей нашей греховной жизнью, снова возводя Его на Крест, так Господь, конечно же, имеет право и хочет испытать нашу ответную любовь к Нему. И потому Он ставит нас перед выбором, решающим все.

Дай Господь нам быть христианами — теми, кто поклоняются Кресту Христову, славе Его любви, Его жизни, участвуют в Его позоре, которым хочет окружить Его мир здесь, чтобы и слава Господня принадлежала нам вовеки.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Как мы можем уподобляться иудеям во времена земной жизни Спасителя
Евангелие понедельника (Лк, 59 зач., 11, 29—33)
11.11.2024
Как тебе имя?
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
09.11.2024
Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни
Евангелие субботы (Лк, 36 зач., 8, 16—21)
09.11.2024
Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу
Евангелие пятницы (Лк, 58 зач., 11, 23—26)
08.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения
Евангелие четверга (Лк, 57 зач., 11, 14—23)
07.11.2024
Именование и образ нашей Церкви
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»
06.11.2024
Три образа молитвы
Евангелие среды (Лк, 56 зач., 11, 9—13)
06.11.2024
«Явление милости Божией»
По словам Патриарха Кирилла, мы не должны упускать из виду знаки Божиего благоволения, считать их стечением обстоятельств или случайностью
05.11.2024
Тайна Христовой молитвы
Евангелие вторника (Лк, 55 зач., 11, 1—10)
05.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
12.11.2024 20:46
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 19:51
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41