Предлагаем вашему вниманию обращение нашего автора, Евгения Голоднова, который просит оказать содействие в том, чтобы Указом Президента РФ 2022 год стал в России «Годом краеведения». Краеведение - это дело государственное, убеждён Евгений Голоднов. Текст обращения и ответ Министерства культуры РФ публикуем ниже.
В обращении к Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г. В.В. Путин предложил «существенно расширить поддержку местных культурных инициатив – проектов, связанных с краеведением, народным творчеством, сохранением исторического наследия народов нашей страны, в том числе дополнительно направить на эти цели средства из Фонда президентских грантов».
Краеведы - это созидательная сила государства, патриоты и подвижники малой и большой родины, трудятся, как правило, на общественных началах.
Краеведы, реализуя проекты, вкладывают в них не только дорогое личное время, но и нередко личные финансовые средства, совершают открытия и участвуют в приумножении историко-культурного духовного наследия малой родины, зачастую преодолевая препоны местных бюрократов.
В период Великой Отечественной войны, как известно, краеведы в разных регионах, городах и весях, выявляли полезные ископаемые, местные ресурсы для нужд обороны, поддерживали патриотический дух населения, вместе со всеми работая на победу.
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней» (Д.С. Лихачев).
Краеведение – это наше все. Краеведение – комплекс естественных и общественных исследований, изучение определенной части страны, города или других поселений местными жителями, для которых эта территория считается родным краем, а также отдельными энтузиастами, научными коллективами, общественными организациями – независимо от их месторасположения. «Академии наук на местах», – так называли краеведов и их кружки в первые годы советской власти. Можно утверждать, что краеведческая составляющая присутствует во всех житейских ситуациях, пусть в самом узком, семейном варианте, т. к. люди хранят память о своих предках, традициях рода.
Считалось, что научность и профессионализм краеведческой работы обеспечивается деятельностью только профессиональных историков, археологов, географов и других специалистов. Признанный теоретик краеведения, академик РАО С.О. Шмидт с исчерпывающей ясностью высказался по этому поводу: «Настоящий историк никогда снобом не будет, не будет думать, что он чем-то принципиально отличается от историка-краеведа».
Профессионализм в краеведении не сводится к профессионализму в какой-либо одной научной дисциплине. Краеведением может заниматься человек с любым профессиональным образованием, просто он должен знать и соблюдать общие методы и требования, обеспечивающие научную обоснованность результатов, которые он предлагает и ученым, и – что особенно важно в краеведении – широкой общественности.
Краеведение есть единство науки и практики. Оно мертво без тех самородков‑краеведов, которые не обременены учеными степенями, но отдают всего себя делу сохранения исторической памяти. Всякий краевед – практик краеведения. Сохранение и передача исторической памяти осуществляется в деятельности людей, которые приходят в краеведение из разных областей знания, и именно этим сильнό сообщество краеведов, ведь они изучают жизнь с разных точек зрения, с разной базы подготовки. Нельзя просто выучиться на краеведа, им можно только стать.
Комплексный, многоплановый характер краеведения не исключает изучение края в отдельных аспектах и направлениях, среди которых можно выделить: литературное, географическое, этнографическое, топонимическое, историческое краеведение, наконец, краеведение, связанное с изучением региональных памятников культуры. Следует особо подчеркнуть актуальность и значимость вопроса об изучении истории развития населенных пунктов, уточнение дат их возникновения. Без этого, без знания имен их основателей и жителей невозможно создать полнокровную историю края, вести краеведческую работу на местах.
Велика роль краеведения в формировании трудовых и нравственных принципов у молодёжи, в ее профориентации и эстетическом воспитании. Углубленное познание края содействует воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Краеведение дает каждому поколению возможность осознать свое место в исторической перспективе и стоящие перед ним задачи. Краеведение – это не дань моде, а желание сохранить для потомков хотя бы то, что еще возможно, это область знаний, которая сближает людей разных поколений, дает им возможность реально почувствовать себя единым народом.
Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечал, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. У настоящего краеведа всегда есть неутолимая до конца потребность вовлечь как можно больше людей в освоение культурного наследия предшествующих поколений. С.О. Шмидт прекрасно сформулировал это, сказав: «Краеведение – это школа воспитания культурой; оно облегчает выработку форм творческого общения людей разных поколений, разного уровня образования и специальной подготовки…» Человек, воспитанный в этой школе, становится поистине просвещенным. Он будет знать и развивать собственную культуру и сможет отнестись с заинтересованным уважением к представителю другой культуры, окажется способным к диалогу, никогда не уничтожит чужие культурные памятники. Пройдя через эту школу, сделав свой вклад в исторический поток становления культуры, человек сможет обрести основание для самоуважения.
Было бы справедливо, чтобы лучшие традиции дореволюционного, советского и постсоветского краеведения были сохранены и продолжали развиваться.
Не может быть и полноценного внутреннего туризма в РФ (проблеме развития которого немало внимания уделяет Президент РФ В.В. Путин) без государственной поддержки краеведения.
Отношение к краеведению в обществе может служить нравственной оценкой самого общества, мерилом уровня его культуры.
Само краеведение, как общественное явление, которому покорны все возрасты и социальные слои населения, я убеждён, может способствовать формированию и укреплению гражданского общества в России.
Краеведение, ещё раз подчеркну, дело – государственное, всенародное.
Евгений Яковлевич Голоднов, председатель Орехово-Зуевского регионального краеведческого объединения «Радуница», член Союза краеведов России, член Союза журналистов России, кавалер ордена В.Вернадского и медали «Патриот России» Росвоенцентра при Правительстве РФ, ветеран труда
Ответ Министерства культуры РФ