«Идея революционности как подмена категории богоизбранности»

Политолог Александр Щипков рассужает о религии и революционности в Белоруссии

0
874
Время на чтение 7 минут
Фото: prav-news.ru

«Вселенское Православие вообще и Русская Православная Церковь в частности испытывают сегодня жёсткое давление со стороны секулярного мира с его бесконечными политическими и экономическими конфликтами», - говорится в статье первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советника спикера Госдумы, политического философа Александра Щипкова «Белоруссия: религия и революционность», опубликованной в издании «Парламентская газета».

«Так, в ходе недавних белорусских событий можно проследить ясную взаимосвязь между чисто политическими инициативами пропольской оппозиции и предпринятыми атаками на единство нашей Церкви. И хотя сегодня можно констатировать, что антинациональный тренд потерпел в Белоруссии поражение, вполне очевидно, что давление на Церковь будет продолжаться, причем желанными для антинациональных сил являются идеи церковного раскола, "национальной автокефалии" и усиления католического влияния. Причем последнее тесно связано именно с польской проблемой, поскольку крайне политизированное польское католичество является, по мнению многих наблюдателей, своего рода «католичеством в католичестве», что всё больше беспокоит Ватикан», - пишет политолог.

«Церковь интересует антинациональную белорусскую оппозицию исключительно как инструмент политики. Ярким примером политизации церковно-религиозной сферы во время недавних белорусских событий является деятельность бывшего Гродненского архиепископа Артемия (Кищенко), ныне пребывающего на покое. Это яркий сторонник оппозиционного политического направления и радикального национализма, фигура достаточно заметная в политических кругах Белоруссии, — почеркивает Щипков, — Некоторые эксперты считают, что ставленник внешних политических сил Светлана Тихановская лоббирует арх. Артемия как оптимальную фигуру, способную создать и возглавить религиозную структуру, альтернативную Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата.

Так это или не так — покажет время. Нас же интересует феномен арх. Артемия с идеологической точки зрения. Кищенко многократно публично озвучивал продуманную политическую идеологию во время своих проповедей в кафедральном соборе Гродненской епархии. Его проповеди де-факто стали политическими выступлениями, благодаря которым Гродненская кафедра приобрела неформальный статус трибуны белорусско-польской несистемной оппозиции. В отличие от польских католиков для православных белорусов подобная политизация храма — явление новое и даже экзотическое. В связи с усилением давления и вмешательства в церковную жизнь со стороны проводников польского, литовского и американского влияния, которые, опираясь на оппозицию, подвергают атакам белорусское государство, явление это требует внимательного рассмотрении».

«Попробуем собрать воедино и проанализировать тезисы многочисленных выступлений арх. Артемия (Кищенко), — предлагает автор, — главный мотив — «нелегитимное насилие» власти и органов правопорядка, применяемое в ответ на противоправные действия оппозиции, оспаривающей «фальсификацию выборов». По мнению архиепископа, противодействие власти уличным беспорядкам как бы отменяет формальную законность и обязует священников поддержать протестующих в силу морального закона в обход закона юридического. Знакомая логика "революционной законности"».

Александр Щипков подчеркивает, что «священники, до сих пор признававшие "законы кесаря", наделяются правом мгновенно отказываться от них в момент политического кризиса к явной выгоде одной из сторон. После революционной смены власти священникам будет предложено вернуться к первоначальной логике, признающей легитимность власти уже нового "кесаря". Такое жонглирование моральными и юридическими компетенциями синхронно со сменой власти выглядит неубедительно и вызывает у паствы многочисленные вопросы.

Мы наблюдаем попытку конвертировать программные политические установки либеральной оппозиции в нравственную и религиозную плоскость, причем сделать это любой ценой. Например, вопреки тому, что гражданско-правозащитный дискурс как в силу своего происхождения (правовые кодексы языческого Рима), так и в силу нынешней коммерциализации и профессионализации протестных технологий, крайне далек от евангельского этоса».

«С точки зрения арх. Артемия, в ходе противостояния оппозиции с властью имело место попрание «правды и истины» Христовой, — пишет автор, — При этом под «истиной» подразумевается не сам Христос и Его Жертва, как принято в христианстве, но «демократические процедуры» в их либеральном понимании.

Владыка Артемий рассуждает о пагубности политического "нейтралитета" архиереев. По его мнению, чтобы сохранить верность Христу, нужно защищать "правду и свободу", политические ценности. В соответствии с данной логикой настоящие христиане — это представители гражданского общества (ядро протестов), а власть — это зло, стремящееся уничтожить христианство. Кто борется с властью, тот спасает душу. Обратите внимание, как аккуратно происходит подмена — богословие включается в политическую дискурсивную среду, а учение Церкви подменяется политическим учением. Религия сливается с политикой, и политическое поведение начинает оцениваться как религиозное».

Александр Щипков отмечат, что «в рамках анализа либерал-православной политологии, которой придерживается архиепископ Артемий (Кищенко), стоит обратить внимание на саму идею революционности как подмену категории богоизбранности, характерную для либерального политического богословия в целом. Это одна из ниточек, которые приведут нас к пониманию квазирелигиозного характера либеральной секуляризации и политизации священства.

Разумеется, формируемая сторонниками арх. Артемия идеологическая конструкция имеет не христианское, а языческое происхождение, к которому отсылает уже сама практика революционных жертвоприношений, кто бы ни был их исполнителем. Не менее важно и то, что сама либеральная трактовка прав и свобод, которую Церкви предлагают принять и переписать языком библейских категорий и символов, имеет не библейское, но древнеримское происхождение. Связано это не только с тем, что секулярное право восходит к античным кодексам, но и с принципиально разным целеполаганием христианского и нехристианского сознания».

«Языческая трактовка свободы, подчеркивает политолог, — это идея рационализации и легитимизации насилия, которое неизбежно, так как является платой за расширение «цивилизации» и ее гражданского «космоса». Это не исключает козла отпущения, который приносится в жертву развитию и прогрессу, будь то рабы, варвары, колонизируемые или «политически незрелое» социальное белорусское большинство, мешающее «активному гражданскому меньшинству» (пропольскому и пролитовскому, заметим в скобках). Иными словами, языческий ритуальный комплекс никуда не исчезает, он лишь встраивается в секулярно-либеральную концепцию свободы.

Христианская экклесия — это та модель социума, в которой, стремясь к обожению, приносят в жертву себя ради ближнего, а не ближнего в угоду своим интересам. Именно это отличие не позволяет священнику переводить политические конфликты в религиозную плоскость посредством категории внеморальной свободы. Христианская свобода — это свобода выбора между добром и злом, а не выбора своих интересов в ущерб интересам «политически незрелого населения». Таково глубинное различие двух культурно-исторических и религиозных парадигм».

«Революционный проект всегда включает элементы шоу. Требование «отдайте улицу оппозиции» должно подкрепляться наличием своих «мучеников», пусть даже и выдуманных. Это закон жанра,говорит Александр Щипков, — и именно Церковь, по замыслу лидеров оппозиции, должна засвидетельствовать "подлинность", "неподдельность" политических жертв. Без некой религиозной санкции "мученичество" так и останется рутинной политической метафорой, не приобретет сакрального смысла, легитимирующего революцию. Эта санкция необходима для того, чтобы затушевать внешнее вмешательство в дела суверенного государства, достовернее представить госпереворот как внутренний гражданский конфликт и противостояние народа с властью. Именно для этого архиепископ Артемий и его политические проповеди нужны оппозиции».

Политолог отмечает, что «отдельного упоминания достойна политизация католического фактора в белорусской политике, на которой часто делал акцент бывший Гродненский архиерей. Кищенко утверждает: если Церковь не поддерживает митинги и задержанных по политическим мотивам, то она теряет паству, которая уходит к «более честным» католикам. Таким образом, количество прихожан Церкви ставится в прямую зависимость от ее политической позиции, а вопрос конфессиональной принадлежности предлагается решать на площадях. Католики ставятся в пример православным, а центром христианской жизни в Белоруссии устами православного епископа провозглашается католичество, которое сами белорусы иронично называют — "польская вера". Конфессиональность становится синонимом политических взглядов. Аналогичным образом поступали деятели Французской революции, когда вводили «гражданскую презумпцию» религиозной принадлежности: каждый француз обязательно католик и республиканец. Христа они называли «добрым санкюлотом», а Троицу — "Верховным Существом"».

«Обобщая услышанное и увиденное, неизбежно приходишь к выводу о том, что идея политического богословия у арх. Артемия (Кищенко) и близких ему по взглядам политических деятелей имеет две взаимосвязанные цели. Во-первых, поместить Церковь в рамки секулярного политического спектра и заставить ее занять крайне либеральную позицию в этом спектре. Во-вторых, секуляризировать Церковь изнутри, присвоив современному богословскому дискурсу секулярные политические категории.

Следует отметить, что мотив переноса религиозных процедур на поле политики уже звучал в «богословии майдана» на Украине. Можно констатировать, что при таком подходе православная экклесиология трансформируется по протестантской модели».

«Может ли Церковь влиять на политические процессы? Может, если подходит к ним с евангельскими и святоотеческими критериями. Следует отличать этот подход от подхода Кищенко, то есть следует рассматривать политику в контексте теологии, а не теологию в контексте политики. У арх. Артемия и его последователей политическая теология превращается в свою противоположность — теологизированную политологию, которая смыкается со взглядами ультраправых сил. Так формируется религиозно-идеологический гибрид — секуляристская ересь, обнаруживающая симптомы духовного пленения некоторой части священства. И не только белорусского», - заключает Александр Щипков. .

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щипков
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Щипков
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35