Мы часто слышим об усилиях властей в строительстве молодежной политики. Но что мы видим в этом, кроме набора дорогих и массовых мероприятий?
На мой взгляд, шестидесятисемилетнего, практикующего почти полвека родителя четверых детей, при младшем двенадцати лет, мероприятий на всех не хватит, и на них всех не позвать…
Молодежная политика – это образ жизни старших поколений, усвоенный младшими в виде живых примеров, также через образовательные и культурные программы.
Образ жизни своего поколения молодежь усвоит естественно и независимо от старших.
Но если молодой человек воспринимает жизненный опыт старших как отстойный, как барахтанье в ненужном прошлом, от которого нет практической пользы, если, по мнению молодых, на культуре и духовности нельзя срубить бабла, то встаёт вопрос: можно ли развлечениями и праздниками передать молодым культурный код народа, в котором они родились и живут?
Исторически культура нации рождается из испытаний, из решения проблем выживания как отдельной личности, так и народа в целом.
Испытания мобилизуют и объединяют, выделяют лучших, создают историю и героев, определяют общие ценности, приобретённые в усилиях. Это происходит в потоке культуры, закрепляющей память об испытаниях и усилиях в художественных и интеллектуальных формах, наполняя ими жизнь социума.
В молодежной политике основной проблемой является не только молодежная субкультура, которая вращается вокруг сугубо молодежных интересов и нередко конкурирует с культурой старших поколений. Сегодня препятствием является отсутствие общей системы авторитетов.
Если для старших поколений моральными авторитетами были и остались герои Валя Котик, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, то для молодых поколений они ничего не значат. Вообще!
Как для старших поколений ничего не значат моральные авторитеты в виде рэперов, собирающих миллионные просмотры.
Религия, с её системой авторитетов, пока не стала морально-психологическим вектором всего населения.
Систему всеми признаваемых авторитетов силы еще сохранило государство. К нему привязана подвижная группа лидеров общественно-экономического внимания: предпринимателей, финансистов, представителей шоу-бизнеса, спортсменов – как самых экономически успешных. Но это авторитеты силы и богатства. Люди, выросшие во время СССР, то есть в эпоху частью религиозной и идеологически укреплённой нравственности, инстинктивно не желают признавать авторитетов в Грефе или Бузовой. Чувствуя, что за таким признанием следует крах социальной системы в виде российского народа и охраняющего его государства.
По факту, общество сегодня, по тому, кого оно считает авторитетами, очень сегментировано. Нормально видеть в этом риски хаоса.
И, по логике изложенного, молодежная политика должна представлять собой систему мер по восстановлению образа жизни, в котором будут присутствовать общие моральные авторитеты.
Для начала хорошо бы иметь проект такого образа жизни…
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист