В столице недавно состоялся Международный старообрядческий форум, посвящённый 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Он проходил 18 и 19 мая в Доме Пашкова Российской государственной библиотеки. На мероприятии присутствовали не только представители старообрядческих общин, но и представители государственной власти. Были зачитаны приветствия от президента РФ, председателя правительства и московского градоначальника. В частности, прозвучали слова, что расширение диалога между российскими старообрядцами и соотечественниками за рубежом будет способствовать укреплению духовно-нравственных устоев, приумножению культурных ценностей и традиций нашего общества.
Форум был созван в качестве совместной инициативы Русской Православной старообрядческой Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви и Древлеправославной старопоморской Церкви федосеевского согласия. Также присутствовали представители часовенного и спасовского согласий. Однако мероприятие омрачилось фактом отсутствия представителей довольно значимого направления старообрядчества – Русской Древлеправославной Церкви. На представительность форума это не повлияло, поскольку в этот раз общее количество старообрядческих согласий и общин было даже больше.
Однако отсутствие РДЦ стало демаршем и обнаружило разлад, казалось бы, в налаживающемся межстарообрядческом сотрудничестве. Важной чертой этого конфликта стали не столько межстаробрядческие вопросы, а влияние так называмого «Всемирного союза староверов», фейковой организации, состоящей из одного человека – Леонида Севастьянова. Несмотря на громкое название и регулярные публикации выступлений Севастьянова в центральных СМИ эта организация не смогла наладить отношение ни с межстаробрядческими структурами, ни с самими старообрядческими согласиями за исключением РДЦ. Будучи изолированным от старообрядческого сообщества, Леонид Севастьянов предпринял ряд шагов чтобы подорвать межстарообрядческий диалог, в частности, вывести из него Русскую Древлеправославную Церковь.
Несмотря на то, что поначалу, при создании «Всемирого Союза староверов», Севастьянов декларировал необходимость объединения усилий старообрядчества на благо общества, на деле все оказалось иначе. В своём программном интервью сайту «Интерфакс-религия», данном уже в этом году, он заявил о необходимости все более мелкого дробления старообрядческих согласий: «Дробление является признаком развития и жизни. Мы растём благодаря тому, что наши клетки делятся. Общин может быть сколько угодно, и состоять они могут из скольких угодно членов, но не меньше двух, по словам Евангелия. Если та или иная группа староверов считает, что в тот или иной момент им нужно обособиться, то нет в этом ничего зазорного». Подтверждение этой политике видятся и в других действиях «Союза староверов».
6 июня 2021 г. первосвятитель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов) своим указом снял 88-летнего протоиерея Виктора Жельцова, настоятеля Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище, с должности настоятеля и перевёл его на должность второго священника. Само по себе это событие, учитывая возраст о. Виктора, было вполне объяснимо.
Новым настоятелем Покровского собора указом митрополита назначен протоиерей Алексей Михеев. До сего дня о. Алексей являлся настоятелем храма святителя Николы деревни Устьяново Орехово-Зуевского района Московской области. Также он несколько лет назад был назначен экономом Московской епархии и возглавлял экзаменационную комиссию Московского старообрядческого Духовного Училища.
Однако это вызвало несогласие и сильное противодействие у самого о. Виктора и у части прихожан Покровского собора, которые организовали сбор подписей за возвращение о. Виктора на должность настоятеля.
Совершенно неожиданно конфликт выплеснулся в СМИ. Похоже, с подачи Севастьянова появились статьи, авторы которых призывали к «отстранению митрополита Корнилия от должности» (Портал «Кредо.Пресс»: «Призыв к оздоровлению. Чем полезен для старообрядчества конфликт между митрополитом РПСЦ и общиной его кафедрального собора»; РИА «Новости»: «Стали известны подробности конфликта в церкви старообрядцев в Москве»). Выступил с заявлением и Севастьянов, предлагая вмешаться во внутрицерковную ситуацию.
В статьях, опубликованных РИА «Новости» и «Кредо. Пресс», утверждается, что вся Рогожская община поддерживает о. Виктора. На самом деле это не так.
Собрание общины состоялось 23 мая 2021 года, в воскресение, после службы на Рогожском в храме-колокольне. Оно прошло в духе, напоминающем новгородское вече. На нём присутствовали м. Корнилий и о. Виктор Жельцов.
Выборы секретаря собрания показали, что возможно переизбрание о. Виктора. Тогда его сторонники устроили у секретарского стола, в двух шагах от места митрополита Корнилия драку. О. Виктор не предпринимал никаких действий, чтобы это прекратить.
Собрание было сорвано. Митрополит Корнилий сказал: «Раз вы не умеете друг друга слушать, то собрание завершается». Встал и вышел.
Именно это и стало причиной того, что митрополит Корнилий, «ради мира в Рогожской общине», как он сам сказал, 6 июня 2021 года назначил настоятелем Покровского кафедрального о. Алексея Михеева, сравнительно молодого (49 лет), но известного в РПСЦ и уважаемого священника из Подмосковья.
Митрополит высказывался уважительно по отношению к о. Виктору. Он не был запрещён в служении, не был отправлен на покой и не выведен за штат, а всего лишь переводился на должность второго священника. За ним сохранялось право служения в Покровском соборе и исповеди своих духовных чад, то есть свою духовную деятельность он мог продолжать по-прежнему. Несмотря на уважительный и примирительный тон выступления митрополита, сторонницы о. Виктора нагло прерывали его своими выкриками.
После объявления этого назначения о. Виктор встал на амвон рядом с митрополитом и заявил, что подчиняется этому решению, но считает его незаконным, нарушающим устав РПСЦ, поэтому он будет обращаться с жалобой к Архиерейскому собору. Вероятно, обидевшегося престарелого священника вдобавок «накрутили» его сторонники, использующие его в своих интересах.
Такое публичное оспаривание священником решения митрополита было беспрецедентным для РПСЦ, никак не способствовало умиротворению прихожан, а, наоборот, было похоже на сознательное разжигание страстей.
К сожалению, публикации «Кредо. Пресс» и РИА «Новости», инспирированные так называемым «Всемирным Союзом староверов» лишь подливают масла в огонь и вводят в заблуждение читателей. Глава «Союза» и предлагает свои посреднические услуги. В то же время для Рогожской общины он является лицом совершенно неприемлемым.
О степени недоверия к нему говорит тот факт, что на Соборе РПСЦ, который прошёл в октябре 2019 года, делегат от Рогожской общины Олег Хохлов по поручению Общего собрания общины поставил перед Собором вопрос: «Кем по вероисповеданию является Леонид Севастьянов – старообрядцем, членом РПЦ или католиком?»
В упомянутых выше публикациях отражена точка зрения Леонида Севастьянова, и, возможно, каких-то иных кругов, которые воспользовались конфликтом на Рогожской для раздувания смуты в РПСЦ.
«Наш союз не становится на чью-либо сторону, а готов выступить в качестве третейского судьи. Кроме того, мы готовы представить высококлассных специалистов в области права для юридического анализа устава», – сказал РИА Новости Севастьянов.
Далее глава «Союза староверов» прямо угрожает предстоятелю РПСЦ: «Таким образом для общины налицо превышение полномочий митрополита, которое может быть чревато даже отстранением самого митрополита от должности».
Те, кто использует ситуацию вокруг престарелого священника для раскачивания ситуации в РПСЦ, о последующей участи о. Виктора Жельцова не думают. Несомненно, его положение после таких заявлений в СМИ никак не улучшится.
За неделю до освобождения о. Виктора от должности настоятеля о. Кирилл Сахаров, настоятель храма Николы на Берсеневке (РПЦ МП), дал ему добрый совет: «Дорогой отче! Вы очень много потрудились, но всему рано или поздно приходит конец. Есть объективные причины – в Вашем возрасте нести такую нагрузку – быть и настоятелем, и старостой собора уже не реально. Лучше не ждать каких-то административных решений, опередить их, красиво, вовремя уйти, хотя бы для начала, с должности старосты» (игумен Кирилл (Сахаров). К завершению настоятельских полномочий о. Виктора Жельцова. «Самарское староверие» 6 июня 2021 г.).
Чем раньше о. Виктор осознает правоту этих слов, тем будет лучше для всех.
Алексей Георгиевич Митин, православный публицист