Уже в глубокой древности, а в европейском регионе, начиная с Дельфийского оракула и Сократа, прозвучал властный императив: «Познай самого себя». Не вдаваясь в сугубо философские тонкости, следует отметить, что за этим призывом скрывались две догадки (а для кого-то - прямое богооткровенное знание) о том, что, во-первых, только на этом пути из области условного и относительного можно попасть в искомую область безусловного и абсолютного. Гораздо позднее в русской интеллектуальной традиции Н.Бердяев кратко резюмирует: объект лишь феноменален, субъект же ноуменален, т.е. имеет «измерение глубины». При этом субъект не должен, а по большому счёту и не может рассматривать себя только и исключительно как ещё один объект внешнего мира. Тут требуется новое познавательное отношение, нужны, в том числе иные экстраординарные средства познания.
Сказанное справедливо как по отношению к отдельному человеку, так и к целым людским сообществам, народам, цивилизациям. Тем более это справедливо по отношению к России как такому культурно-историческому субъекту, в котором вопросы национального самосознания-самоопределения всегда обретали гамлетовскую остроту: быть или не быть. Думается, что такая метафизическая стратегия лежит в основании только что вышедшей книги «Ментальная карта и национальный миф». Её автор – современный русский философ и публицист Виталий Аверьянов предлагает нам нечто совершенно уникальное. Книга – впечатляющий результат как его личных, так и соборных усилий возглавляемой им духовной артели, которая существует под именами Изборский клуб (он его соучредитель), Институт динамического консерватизма (он его директор). В этот собор, безусловно, входят и вечно живые души выдающихся представителей русской религиозной и светской интеллектуальных традиций, которых В. Аверьянов блестяще знает и умело актуализирует.
Книга – весомая заявка на расшифровку генома русской цивилизации, а, значит, вносит существенный вклад в самый базис отечественного россиеведения. Наконец, книга – это голос давно уже пробуждённого, но едва ли услышанного властью интеллектуального класса, ведущего жизненно необходимую сегодня работу выработки новых форм национально-исторического самосознания. Ведь наши элитные группы порой напоминают подростка, уткнувшегося в свой гаджет. Им невдомек, замечает В.Аверьянов, что «ответить на поставленные вопросы может только субъект метафизический, религиозный, а не экономический аналитик, живущий внутри своего дискурса». Я бы добавил сюда и политического, информационного и любого другого узкопрофильного аналитика.
В работе Аверьянова, например, представлены не только интересные находки в области философии языка, но и ведётся активный поиск народных «мемов», даются результаты многолетних исследований в сфере культурно-языкового тезауруса, национальной мифологии. Возникает совершенно детская мысль: вот познакомилась бы власть с текстами Аверьянова, глядишь, не стала бы в качестве сверхзадачи для России ставить цель – сделать её страной для комфортного проживания, не стала бы говорить с народом на «таргетирующем сбер-новоязе». Хотя бы в свете «электоральных перспектив». А пока высшие элиты продолжают жить «под собою не чуять страны».
Ключевой раздел книги – это, конечно, «Русская мечта. Ментальная карта» с очень глубоким и, я бы сказал, вдохновенным введением, сочетающим в себе философскую конкретность и наглядность иллюстрирующих примеров, с указанием на путеводные «ментальные узлы» (авторская терминология), позволяющие определить, кто он – идеальный русский человек, и что он привносит в мир сей. Разумеется, можно оспаривать или уточнять авторское начертание нашего родного ментального пространства, как уточнялись в прошлом старинные карты первопроходцев. Но стоит иметь в виду, во-первых, что главное, бесспорно, обозначено и, во-вторых, тут мы имеем дело не с физической и даже не с сакральной, а с метафизической «географией». Это значит, что всякий, по слову апостола, обречён видеть данную местность как бы сквозь тусклое стекло.
Не менее значима и следующая глава – «Духовный генокод. Витки спирали». Здесь В.Аверьянов предпринимает поистине титаническую попытку филолого-философского анализа и некоторого упорядочения художественных прозрений А.А.Проханова в его романе «Таблица Агеева». И ему это во многом удаётся. Складывается объёмный гипертекст, весьма редкий в нашей патриотике, когда роман и его сторонняя интерпретация дополняют друг друга так, что искренне веришь: да, есть она – таблица кодов нашей цивилизации по аналогии с таблицей Менделеева, да, она в трёхмерном изображении напоминала бы молекулу ДНК, хранящую загадку нашей исторической жизни.
Ну, а заключительный аккорд этой замечательной книги в самом деле – музыкальный. Поэт А.Блок призывал слушать музыку революции. Философ В. Аверьянов не только призывает слушать музыку Русской идеи, но и сам её сочиняет и поёт. В этом разделе собраны как интервью с ним самим, так и суждения о его музыкальном творчестве. Так что на вопрос: кто ты, русский? – книга предлагает ещё и музыкально-поэтический ответ.
Алексей Иванович Болдырев, кандидат философских наук, заслуженный преподаватель МГУ
1. Родиться русским