Церковь рождается дыханием Господа

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Святого Духа

Пастырская проповедь 
0
850
Время на чтение 5 минут

На утрени праздника мы слышим Евангелие от Иоанна о том, как в первый вечер Пасхи Дух Святой дается апостолам, как плод Воскресения, и Церковь рождается дыханием Господа. Это было «в первый день недели» — начинается новый мир, новое творение. Новое бытие. Бог взял человека в Свои Божественные руки и сотворил его совершенно новым. И христиане, начиная с этого дня, не перестают собираться от первого дня недели к первому дню недели — от воскресенья к воскресенью. Церковь рождается от этого собрания из века в век, и сегодня продолжается ее рождение. Чтобы мы были христианами, нам необходимы эти воскресные дни, и наше участие в них, потому что они всегда отмечены пришествием Христовым. Мы предпочитаем говорить не об обязанности посещать храм в воскресные дни — слово «обязанность» имеет слишком юридический оттенок, — а о жизненной необходимости делать это. Человеку необходимо дышать. И не раз только, и не несколько раз в году.

«Двери дома, где собирались ученики Христовы, были заперты из опасения от иудеев» — «страха ради иудейска». И сегодня мир по-прежнему исполнен этого страха. Прежде чем приступать к молитве, пусть каждый испытает свою жизнь — какие в ней страхи. Место пасхальной победы оказывается местом, где ученики затворились от всех, — это место их страха. И место, где Дух Божий может явиться в нашей жизни, — это там, где внутренние наши раны, уязвимость, опасность, страдания. Пусть каждый из нас спросит себя, чего он боится. Какой грех, какое отчаяние, какие обстоятельства закрывают двери его жизни. Апостол Павел сознавал эту опасность как род смерти. «Смерть действует в нас, — говорит он, — однако мы не унываем. Но если внешний человек наш и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 12, 16—17).

«Иисус встал посреди их». Не случайно слово Божие соединяет Воскресение Христово и дар Духа Святого. Мы исповедуем в нашем Символе веры «Духа Святаго, Господа Животворящего» — Подателя жизни. Этот дар жизни приемлет, прежде всего, Христос. Силою Духа Святого Он побеждает смерть. Дух Святой являет в этой победе Свое царственное владычество. Он от Отца исходит и Христом приходит к нам. Христос сокрушает все преграды, отделяющие человека от Бога. Его внезапное явление среди учеников, собранных за дверями затворенными, означает, что не существует таких препятствий, которые могли удержать Его приход к Своим. В это утро Он воспринял дыхание, совершенно новое, обретая им «тело духовное», как говорит Апостол (1 Кор. 15, 44), оживотворяемое жизнью Духа Святого. Прежде чем передать его Своим ученикам, Христос «воскресший и вознесенный десницею Бога Отца, принял от Него Духа Святого», как сказано в книге Деяний. В день Пятидесятницы апостол Петр возвещает миру об этом откровении. Поистине Воскресение Христово — дело Духа Святого и всей Божественной Троицы.

И Господь «показал им руки и ноги, и ребра Свои». Кто ищет место пасхального торжества, и не может нигде обнаружить присутствие Духа Святого, пусть направит свой взор к ранам, которые находятся в его собственном сердце, в его жизни, — так же, как в мире и в Церкви. Воскресший Христос, исполнив Своих учеников мира и радости, говорит им страшные непостижимые слова: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Они были заперты от мира, теперь Господь посылает их в мир. Самое главное в служении Церкви — это то, от чего оно исходит. На самом деле есть только одно служение — Отца и Сына и Святаго Духа, которое становится служением Церкви.

«Сказав это, Господь дунул» на них. Мы думаем о первом творении человека, когда Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7). И о последнем творении — то, что мы слышим в пророчестве Иезекииля о сухих костях: «дохни на кости сии сухие, и они оживут» (Иезек. 37, 9). Было творение в прошлом — первое рождение жизни в начале времени. И будет творение в будущем — всеобщее воскресение в последний день. Но есть непрекращающееся творение — Божественное дыхание всегда в действии. Верую в Духа Святаго, Господа животворящего. В Троицу Святую, Единосущную и нераздельную.

Дыхание жизни! Как непостижимо просто это пришествие Бога Живаго и Его действие в мире — через то, что является самым обычным и самым существенным для всех живых существ, — дышать. Все живые существа — от самых малых микроорганизмов до самых гигантских животных, рыбы, птицы, деревья, трава и цветы, — дышат одним и тем же кислородом, который Творец предлагает всей нашей планете. Всякое дыхание хвалит Господа. И каждый из нас тоже дышит дыханием всех живых. Физический мир — образ мира духовного. И Христос предлагает Никодиму, ищущему узнать тайны жизни, тот же простой образ ветра, который «дышит, где хочет», и все животворит.

«Примите, — говорит Господь, — Духа Святого». Обратите внимание на это слово «примите». Современный мир не любит принимать. Никто не хочет зависеть от другого. И в этом заключается сущность греха — в претензии «быть как боги». Но это не во власти человека! Хочет он или не хочет, человек — существо зависимое, абсолютно зависимое. Чтобы жить, он должен принять жизнь. Я принял жизнь от моих родителей. Я принимаю жизнь через воздух, которым дышу. Я принимаю жизнь через солнце, которое питает меня. Я завишу от тысячи вещей, от тысячи людей, от бесчисленных обстоятельств и условий. Христос говорит на Тайной Вечери: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Нам надо принять это Тело! А теперь Он говорит: «Приимите Дух Свят». Нам надо принять этот Дух Святой! Будем молиться всегда и сугубо в день Пятидесятницы, чтобы Господь сподобил нас дара научиться принимать то, что Он нам дает. Человечество должно принять общение Духа Святого, открывающего тайну Отца и Сына — Троицы и Единицы по существу. Да будет дано нам узнать, что в жизни Церкви всегда присутствует Пресвятая Троица. Церковь, говорят святые отцы, — продолжение в человеческих личностях общения любви, соединяющей три Божественных Ипостаси.

«Имже отпустите грехи, отпустятся им, — говорит Господь, — и имже держите держатся». Назначение Церкви, ее служение — возвещать прощение и спасение. Евангелие, которое мы слышим на Утрени Пятидесятницы, показывает нам, где мы стоим. Это общение людей, знающих воскресшего Христа. И послание их в мир проистекает из этого знания. Дар Духа Святого делает возможным исполнение Христова служения. Оно заключается в сообщении людям прощения, спасения, святости. Церковь предназначена к освобождению мира от власти греха, смерти и диавола. Это служение она может осуществить принесением в мир бесконечной Божественной любви. Страшный Суд приближается, мир погибает в грехе и отчаянии. Пусть знают все, что вопрос никогда не стоит: простит ли мне Бог? Крест Христов уже ответил на этот вопрос. Но один вопрос всегда остается: способен ли я принять прощение Отца, которое предлагает мне Его Божественный Сын Духом Святым?

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
Победа православной общественности!
Шоу «Гарри Поттер и философский камень» в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя не состоится
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Нет большего заблуждения, чем думать, что у нас еще много времени
Евангелие вторника (Лк, 68 зач., 12, 42—48)
19.11.2024
Этот человек ошибся дверью
Евангелие понедельника (Лк, 65 зач., 12, 13—15, 22—31)
18.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Может ли совершиться наше исцеление и воскрешение
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
16.11.2024
Идущий налегке может идти далеко и быстро
Евангелие субботы (Лк, 40 зач., 9, 1—6)
16.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 19:24
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12