«Наше первое желание… состоит в том, чтобы видеть наш народ столь счастливым и довольным, сколь далеко человеческое счастие и довольство может на сей земле простираться», – эти слова императрицы Екатерины II, которую по праву называют Великой, привёл в своей речи «Педагогические воззрения императрицы Екатерины Второй…» (1896) педагог, директор училища Иван Боровский, сообщает пресс-служба Президентской библиотеки.
София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая всероссийская императрица Екатерина II, родилась 21 апреля по старому стилю 1729 года в Пруссии, в Штеттинском замке. Православие приняла с именем Екатерина Алексеевна. О её жизни и правлении рассказывают исторические материалы в подборке «Екатерина II (1729–1796)» на портале Президентской библиотеки, включающую помимо исследований, биографических очерков, статей и документов собственные письма, записки и заметки императрицы.
При вступлении на престол Екатерина Алексеевна имела чёткие представления о необходимых в стране изменениях в области культуры и образования и намеревалась осуществить их, опираясь на идеи Просвещения. Как сказал Иван Боровский, она «…ещё в молодости близко и всесторонне познакомилась со всеми теориями "освободительной французской философии XVIII в.". <…> Намереваясь же совершить коренныя государственныя реформы, по основаниям новаго гуманнаго философскаго учения, она неизменно и твёрдо держала знамя национальнаго русскаго самосознания…».
Писатель и литературовед Александр Архангельский в издании «Императрица Екатерина II в истории русской литературы и образования» (1897) отмечает, что «императрица настежь распахнула двери перед западно-европейскими идеями „просветительной“ философии, и эти идеи широким потоком хлынули к нам с первых же дней ея царствования». Она состояла в переписке с виднейшими деятелями французского Просвещения – Вольтером, Дидро и Руссо. «Императрица смело ставит вопрос о правах личности и общества, – со всех концов своей обширной Империи сзывает у себя общественные силы, чтобы сообща обсудить, что нужно и необходимо для культурного развития страны, – смело поднимает вопрос о необходимости… провести в жизненную практику новыя идеи воспитания, – с первых же лет царствования приступает к обсуждению мер просвещения низшей массы, поднимает вопрос об устройстве для нея школ, училищ…», – продолжает Архангельский.
Екатерина получила хорошее домашнее образование и, по словам Ивана Боровского, «чтение книг и выписки из них по разным политическим, учёным и литературным вопросам в течение 18 лет, когда она была русской княжной, составляли ея постоянное любимое занятие». О проведённых императрицей преобразованиях в области просвещения и обучения пишет Александр Архангельский: «Ранее других открывается первое женское учебное заведение, – Общество благородных девиц при воскресенском монастыре, называемом Смольным, в Петербурге… Вслед за открытием училища для дворянских дочерей, в начале 1765 г. здесь же было учреждено особое училище, так наз. Мещанское отделение, на 240 учениц для воспитания дочерей чиновников, купцов, мещан. <…> 7 сентября 1782 года императрицей Екатериной учреждается Комиссия о народных училищах… Результатом деятельности Комиссии было возникновение через несколько лет целой сети "нижних", "средних" и "вышних" ("главных") народных училищ. <…> …Учреждённыя Императрицею 316-ть народных училищ были первой серьёзной мерой в деле просвещения низшей массы народа; только с этого момента начинается у нас в строгом смысле история народнаго образования…»
Екатерина Великая не только сама любила читать; она имела «…самое близкое отношение к литературе XVIII века, как довольно разносторонняя и плодовитая писательница, обнаружившая и недюжинный литературный талант, и прекрасное знакомство с состоянием современнаго общества, нравы которого она изображает… …Ею написан ряд комедий… заразительных своею весёлостью комических опер, статей в сатирических журналах, педагогических опытов и т. п.; пробовала она свои силы даже в области популярной науки…» – сообщается в статье Михаила Соколова «Литературная деятельность императрицы Екатерины II» из сборника «Императрица Екатерина II» (1904). В 1769 году Екатерина инициировала выпуск своего собственного журнала «Всякая всячина», первого сатирического журнала в истории русской журналистики.
Александр Архангельский раскрывает значение литературной деятельности Екатерины для российской литературы в целом: «С воцарением императрицы Екатерины II в нашей литературе начинается новое течение. Во главе литературы становится сама Императрица… Новый период русской литературы открывается знаменитым Наказом комиссии о составлении проекта новаго уложения (1767–1768), написанным Императрицею, – который может служить как бы эпиграфом ко всему последующему течению нашей литературы XVIII века…» Литература стала отражать идеи человечности и просвещения, сформулированные в «Наказе». Далее автор издания указал, что «внимание Императрицы к печатному слову… вызывает целый ряд литературных предприятий; личное авторство Императрицы неизмеримо высоко поднимает в глазах общества и значение литературы, и деятельность вообще писателя…»
По инициативе Екатерины Алексеевны в 1783 году была основана Российская академия для изучения русского языка и словесности, а в 1795 году открыта Императорская публичная библиотека (сейчас Российская Национальная Библиотека). Также императрица приобретала за рубежом произведения искусства, ставшие основой художественных коллекций Эрмитажа.
Реформы Екатерины Великой затронули не только литературу и образование, но и все важнейшие сферы жизни российского общества; более 30 лет её правления, отличавшиеся политической стабильностью, называют «золотым веком русской истории».
2.
1. Судят не по словам, а по делам.