Вице-премьер России Марат Хуснуллин заявил, что число регионов в России следует сократить, сообщает РИА Новости.
«Это пока моё личное мнение и неофициальная позиция, так как они не согласованы с правительством. Я считаю, что 85 регионов нам не нужно», — сказал он, выступая на XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
Замглавы правительства отметил, что, в частности, Еврейскую автономную область следует объединить, например, с Хабаровским краем. Хуснуллин также задался вопросом, почему жители Курганской области должны жить хуже тюменцев, в то время, когда они проживают на расстоянии всего 190 километров друг от друга.
«У одних есть нефтяные доходы, у других нет. Они что, жители другой страны? <...> Думаю, что после сентябрьских выборов мы к этой теме вернемся», — предположил Хуснуллин.
Объясняя свою позицию, он отметил, что в настоящее время в России есть несколько регионов, которые не в состоянии выполнять задачи и поручения правительства. «Они (губернаторы. — прим. ред.) ходят на встречу к президенту, ходят ко мне, тратят наше время. Концентрацию нужно делать на точках роста», — подытожил Хуснуллин.
В связи с тем, что заявление вице-премьера вызвало резонанс, его представитель вынужден был оправдывать шефа.
«Вопрос объединения регионов на площадке правительства не обсуждается и не рассматривается», — сказал РИА Новости представитель Хуснуллина.
По его словам, «в ходе конференции при обсуждении агломерационного развития городов Марат Хуснуллин лишь подчеркнул важность создания равных возможностей для развития населённых пунктов вне зависимости от административного деления и природных ресурсов».
Очевидно, что цель, которую преследует Хуснуллин, заключается вовсе не в том, чтобы изменить административное устройство России путём объединения соседних субъектов, а в том, чтобы каким-то образом заставить богатые регионы делиться своими доходами с бедными, дотационными регионами, которых значительно больше.
В своё время Борис Ельцин предложил регионам глотать суверенитет, кто сколько проглотит. После распада СССР все административные образования — не только республики, края и области, но и автономные округа и автономные области, стали равноправными субъектами Российской Федерации. Однако одно дело — политика и пиар, совсем другое — реальная жизнь. И вскоре часть регионов стала тяготиться своим «наглотанным суверенитетом».
В результате в нулевые годы ряд регионов был упразднён. Так 7 декабря 2003 года был образован Пермский край за счёт включения в состав Пермской области Коми-Пермяцкого автономного округа, который в советское время был её частью. 1 января 2007 года в состав Красноярского края вернулись Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа. 1 июля 2007 года образован Камчатский край за счёт возвращения в состав Камчатской области Корякского автономного округа. 1 марта 2008 года образован Забайкальский край посредством возвращения Агинского Бурятского автономного округа в состав Читинской области.
Теперь вот Марат Хуснуллин предлагает Еврейской автономной области вернуться в состав Хабаровского края и намекает, что стоило бы упразднить созданную во время Великой Отечественной войны Курганскую область, соединив её с Тюменской областью.
Однако беда в том, что объединить можно лишь соседние регионы. А с кем объединить беднейшие русские области — Псковскую, Новгородскую, Брянскую, Орловскую, Пензенскую, Тверскую или, например, Республику Карелия? Рядом ведь нет богатых регионов. Все области не присоединить к Москве и Санкт-Петербургу.
Мы бы посоветовали Марату Хуснуллину и его помощникам обратить внимание на полезный опыт решения проблем экономического неравенства, который использует Русская Православная Церковь.
Так 30 августа 2019 года Священный Синод принял решение поручить митрополиту Ханты-Мансийскому и Сургутскому Павлу в дополнение к несомому им послушанию возглавить Филиппинско-Вьетнамскую епархию; а епископу Ейскому и Тимашевскому Павлу в дополнение к несомому послушанию поручено управление Душанбинской епархией; митрополиту Рязанскому и Михайловскому Марку в дополнение к несомому послушанию поручено управление Будапештско-Венгерской епархией.
Понятно, что в этих епархиях церковных доходов почти нет, поэтому главам богатых епархий поручено фактически шефствовать над бедными епархиями. Таким образом, в Русской Церкви был использован советский опыт шефства богатых регионов над бедными.
Этот опыт стоило бы возродить и на государственном уровне. Так, к примеру, родной для Хуснуллина Татарстан мог бы взять шефство над Пензенской областью, Тюменская область — над Курганской, Екатеринбургская область — над Псковской и т.д. и т.п. И установить частичную ответственность шефствующих субъектов за социально-экономическое положение вверенных им подшефных регионов.
Понятно, что это вызовет недовольство администраций богатых областей, поскольку придётся делиться доходами, и они будут всячески саботировать это решение. Но какой еще можно предложить выход? Екатеринбург не объединить с Псковом, а Нижний Новгород с Великим Новгородом юридически, — далеко они друг от друга.
Институт шефства в настоящее время, пожалуй, наиболее адекватный и эффективный способ разрешить застаревшую проблему России — социально-экономическое неравенство регионов. Только центру придётся принуждать богатых делиться. Да вот только готова ли Верховная власть к этому, если она боится даже мошну олигархов потрясти?
Редакция «Русской народной линии»