«С Богом всегда легко»

К 90-летию со дня рождения митрополита Варнавы (Кедрова, †2020)

1 Martina 
1358
Время на чтение 9 минут

21 апреля исполняется 90 лет со дня рождения приснопоминаемого митрополита Варнавы (Кедрова, †2020). Митрополит Варнава (в миру - Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области в глубоко верующей, благочестивой семье. Дед и отец его пострадали за Христа в годину гонений на Церковь. Мама с четырьмя маленькими детьми, лишившись всего имущества, ютилась в «баньке», как сам называл эту полуразвалившуюся избушку владыка. Детство и юность будущего архиерея пришлись на тяжелейшее время. Рос Володя Кедров всеми отверженный, сполна хлебнув скорбей как сын «врага народа», но был всегда со Христом. Владыка всегда так и учил свою паству «Будьте со Христом!» По милости Божией я знал дорогого архипастыря много лет. Жизнь владыки Варнавы – пример беззаветного служения Христу и Его святой Церкви. Рассказы владыки о пережитом, увиденном оставляли в душе неизгладимое впечатление.

Так однажды, в начале пятидесятых годов, на праздник Благовещения, который совпал в тот год с Великой Пятницей Страстной седмицы, Володю Кедрова после службы силой завели в милицию и потребовали подписать бумагу об отказе от веры. Он ничего не подписал. Его стали сильно избивать, но вот что удивительно: «Почему-то боли не чувствовал, - рассказывал владыка, - просто думал, что сегодня Страстная Пятница, то есть день, когда распинали и мучили Господа, и я как будто вместе с Ним страдаю. И еще одна мысль была – вот почему мученики переносили такие тяжкие истязания, не теряя мужества. Господь давал им силы перенести все это. Вечером меня выпустили. На следующий день я причастился, и такой радости после причащения я, наверное, никогда потом не испытывал».

1 июня 2020 года владыка отошел ко Господу. Митрополит Варнава был для всех знавших его примером ревностного служителя Церкви Христовой, мудрого архипастыря, молитвенника, подвижника, старца. Великий человек!

В 2016 году в год 85-летия митрополита Варнавы в Чебоксарах вышла книга его воспоминаний. Название книги «С Богом всегда легко». Тираж ее был совсем небольшой (Слава Богу, недавно был выпущен дополнительный тираж, но и его недостаточно). К большой радости, я, грешный, получил в подарок от владыки эту книгу и сегодня, в этот памятный день, хочу поделиться отрывками из нее.

«Все мои предки по отцовской линии были священнослужителями. 300 лет они служили в храме Иоанна Богослова на моей родине, в селе Высоком Рязанской области. Священники сменяли друг друга и все они были Кедровыми.

Моя жизнь начиналась в тяжелые для семьи дни. Гонения на Православие не обошли стороной и мой род. В те времена священник был для людей образцом. Часто – страдальцем за веру. Не предавали люди Православие, сознательно шли на мучения. Гнали их, преследовали, но они были со своей паствой, с народом. Таким был и мой дед – Иоанн Кедров. В 1929 году его арестовали, ему было 65 лет. Было это зимой. Увозили его на санях. Народ очень любил батюшку. Все село вышло протестовать. Люди кричали, пытались защитить его, женщины причитали и плакали. Прихожане просили вернуть им священника. От деда требовали, чтобы он отрекся от сана и тогда его отпустят. Но он отказался предавать Православие. Никто не знал, что было с ним дальше. Домой он не вернулся, ни одной весточки от него не получали, и не знаю до сих пор, расстреляли его или умер.

После ареста деда священником должен был стать мой отец Виктор Кедров. Уже назначили его диаконскую хиротонию. Рукоположить должны были в Прощеное воскресенье. Но за три дня до этого, в четверг на Масленицу, его забрали, как и деда. Увезли в Рязань. Обвинили в том, что ходил по соседям, раздавал гусей и агитировал против советской власти. Его судили, по приговору тройки ОГПУ он получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей. После суда мы уже ничего о нем не знали. Спустя много лет стало известно, что он умер в лагере. Когда отца забрали, мама была беременна мной, и у нее уже было трое детей – дочь и два сына: Кира, Гурий и Борис. Осталась она без средств к существованию, одна. Все что было в доме и сам дом забрали в собственность колхоза, маму с детьми выселили. Жили мы потом в маленьком доме – баньке. Отец был «врагом народа», а родственников в таких случаях отправляли в ссылку. Из нашего села вывезли шесть семей. Дошла очередь и до нас. В великую субботу пришли за моей мамой и детьми. А у нее в это время начались схватки. И ее оставили дома, пообещав, что заберут попозже. В эту ночь под Пасху я и родился. Господь так управил, что моя семья спаслась от верной смерти».

«Избушка у нас была вся худая, снег в щели задувал, а если на улице мороз, вода в доме промерзала. Все, бывает, обледенеет, все во льду: потолок, стены… Топить-то нечем! Дров нет. Кизяки коровьи собирали и этим топили. И те экономили.

Одежда? Какая там одежда – ходили в чем есть, в тряпье! Помню, как однажды в очередной раз пришли с обыском. Мать позорили. А потом стали описывать имущество. Искали, что забрать. Вот зеркало треснутое – не пойдет. Кровать хотели взять – она тоже разломанная. В сундук полезли, на котором мама спала, - там ничего нет. Ситчику метра три нашли – вот это, говорят, возьмем, опишем. Мама вырвала у них и мне отдала. А у меня уже не взяли. Мне лет 7-8 было. «Я рубашку, - говорит мама, - ему сошью, а то видите, в чем ходит!».

Рос я всеми отверженный. Мы же были из духовного звания. А политика была «попов» с лица земли стереть. Поэтому друзей у меня не было. Все ребята сторонились меня. Мы как прокаженные были. Ко мне даже подходить нельзя было. Пока не попал к архиерею служить, я со сверстниками почти не общался. Там у меня уже друзья появились.

А в селе нас как только не обзывали. И попами, и кулаками дразнили. Вот пойду за водой. Подростки постарше меня, конечно, встретят, воду выльют. А ты снова наливай!

В школу идешь – опять обижают, бьют: почему по этой улице, по нашей деревне ходишь, зачем в нашу школу идешь!

Жили бедно, голодные неделями сидели. Зато всегда были с Богом. Господь рядом был».

«В церковь во время войны мы ходили в город Рязань, в кладбищенский храм «Всех Скорбящих Радость». Ночевать было негде, спали на кладбище, внутри высоких оград могил, чтобы не набрасывались на нас злые бродячие собаки. В городе были постоянные военные тревоги и бомбежки. Один раз вышли из дома, оглянулись – а дома уже нет, был взорван. В период войны мне было 10-14 лет. Мы копали окопы, потому что через наше село проходила линия фронта…

В 1946 году открылся храм в селе Бахмачеево, в восьми километрах от нас. Служил там протоиерей Петр Смирнов – мой двоюродный дядя, очень благочестивый, большой молитвенник. Он много помогал людям, исцелял болящих, обладал даром прозорливости. Я был у него пономарем. В это же время через верующих я познакомился с блаженной Пелагеей Рязанской, слепенькой старицей, и стал иногда ходить к ней. Очень много ходило к ней народу за помощью, за советом. Власти не разрешали, некоторых, из приходящих к ней, арестовывали, но люди все равно шли, потому что ее прозорливость была известна…

В детстве я очень любил молиться, даже по ночам. Однажды услышал визг, как будто кто-то пляшет на чердаке. Но когда стал усерднее молиться, все исчезло».

«Когда мощи преподобного Серафима Саровского привезли в Москву из Петербурга (нашли их там в музее), я молился вот здесь, в Чебоксарах. У меня был только акафист, который у меня с юности есть, и я его очень люблю и часто читаю. Но вот насчет мощей что-то сомнения у меня какие-то были, вдруг это не те останки. И явился мне преподобный во сне, сказал: «Верь – это мощи мои, поклоняйся им». А явился он там, где были поставлены его мощи, я даже не знал, что там такое место есть, в нише в Богоявленском соборе. Я сразу поехал туда, увидел это место, убедился, что рака с мощами там. Вот это от Бога весть!»

«На Святой Земле случается много удивительного. Незабываемый случай произошел со мной на Иордане. Мы были с группой духовенства, паломники с нами, собирались окунуться в воды святой реки. Отошли подальше, в укромное место, там был большой обрыв, но я был моложе, чем сейчас, спустился. Стал совершать великое освящение воды. Читаю молитвы, спутники мои поют. Потом начал читать Евангелие. И вдруг рыбы высунулись из воды, встали кругом и слушают. Стоят как солдатики, длинненькие такие, штук двадцать. Я прочитал, и они после этого ушли в глубину. Слушали Евангелие! Все удивились, такого, конечно, никто не видел никогда».

P.S. Хочу поведать об одном случае. В храме после отпевания владыки я подошел к его секретарю и попросил на память какую-нибудь вещицу, которой пользовался почивший митрополит Варнава. Так я и сказал, обращаясь к секретарю: «Хоть ложечку или пуговицу…» Понимал, что это почти детская просьба. При жизни владыки я никогда не уходил от него без гостинцев. Вот и в этот раз мне очень захотелось хоть что-то получить на память. Как последнее благословение. Секретарь выслушал мою просьбу, обещал перезвонить, да, видимо, было не до того…

В то лето мы гостили у моих родителей в Чебоксарах. И вот однажды, погожим летним днем мы с супругой и дочкой был на могилке у владыки. От души помолились, пропели литию. И надо бы возвращаться домой. Вдруг появилось желание отправиться в Введенский собор, в котором я много лет тому назад впервые увидел нашего архипастыря. Минут через десять-пятнадцать мы уже были на территории собора. В этот самый момент встречаем схимонахиню Сергию. Она долгие годы прожила в архиерейском доме, помогала в быту владыке. Матушку Сергию мы хорошо знали. Разговорились с ней. И тут я сообщаю ей о своем желании. «Пойдем со мной, что-нибудь тебе подберу…» - говорит матушка.

Идем по дорожке, а на глазах слезы… По этой дороге мы всегда провожали владыку домой после службы и пели «Богородице Дево, радуйся». Заходим в дом. Матушка выносит нам с супругой на молитвенную память по образочку: мне – Спасителя, жене – Иерусалимскую икону Матери Божией. Эти иконы владыка привез со Святой Земли.

А я все не унимаюсь. «Матушка», - говорю я ей, - может, хоть пуговичка какая осталась…» И тут м.Сергия говорит: «Я сегодня пуговицы срезала с кофты владыки. И сама даже не поняла, зачем это сделала… На-ка вот, возьми их…» - «Да мне одной хватит», - говорю ей в ответ. «Нет. Все забирай». - И с этими словами матушка Сергия высыпала в мою ладонь восемь металлических пуговиц. Им, наверное, лет сорок-пятьдесят…

Вот и не лишил меня владыка Варнава этой радости, исполнил мою просьбу. Благословил. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, приснопоминаемого митрополита Варнавы и сотвори ему вечную память!

Биографическая справка: Владимир Кедров, будущий митрополит Варнава, родился 21 апреля 1931 году на Рязанщине в селе Высокое и происходил из древнего священнического рода.

22 мая 1955 года Владимир поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 10 декабря 1955 года наместником Лавры архимандритом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом) в Трапезном храме послушник Владимир был пострижен в монашество с именем в честь святого апостола Варнавы.

15 февраля 1956 года в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) рукоположил монаха Варнаву в сан иеродиакона, а 9 марта 1957 года - во иеромонаха. В 1960 году иеромонах Варнава (Кедров) был возведен в сан игумена, а в праздник преподобного Сергия, 8 октября 1965 года, возведен в сан архимандрита.

С 1970 по 1974 годы архимандрит Варнава нес послушание благочинного и исполнял обязанности наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Архимандрит Варнава был членом Поместного Собора 1971 года от братии Троице-Сергиевой Лавры.

30 ноября 1976 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Варнавы во епископа Чебоксарского и Чувашского, которую возглавил Святейший Патриарх Пимен.

В 1984 году епископ Варнава возведен в сан архиепископа, а 25 февраля 2001 года – в сан митрополита. Митрополит Варнава удостоен многих церковных и светских наград.

К приезду епископа Варнавы в Чувашии было 35 приходов. За без малого 44 года архиерейского служения на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей, открыто более 200 приходов и Чебоксарское духовное училище. При активном участии и огромном вкладе владыки Варнавы возрождена историческая часть города Чебоксары, открыта «Дорога к Храму», соединяющая центр с исторической частью города.

Материал подготовил Дмитрий Александрович Авдеев, врач, публицист, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Российский чиновник расчленил модель и водил всех за нос
Такого в России не было 140 лет»: чего ждать всем?
Драма развернулась в фигурном катании среди штабов тренеров
В этом регионе России введен режим готовности

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Александрович + Авдеев
Все статьи Дмитрий Александрович + Авдеев
Последние комментарии
Сотруднику РНЛ Павлу Тихомирову – 55 лет!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.02.2025 08:16
Оскорбление Санкт-Петербурга и петербуржцев
Новый комментарий от Сергей из НН
14.02.2025 07:21
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.02.2025 06:49
Человек состоит из Памяти…
Новый комментарий от Черепов Александр
14.02.2025 05:51
Переговоры будут вестись не по телефону
Новый комментарий от Человек
13.02.2025 20:41