В четверг, 15 апреля, отошёл ко Господу Адольф Николаевич Овчинников, заслуженный деятель искусств РСФСР, известный художник-реставратор, педагог и выдающийся копиист. Адольф Николаевич, в крещении Николай, накануне своей кончины сподобился принятия Святых Христовых Таин. Отпевание и прощание с А. Н. Овчинниковым состоится 19 апреля в 11.30 в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке в Москве, сообщает Православие.ru.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной новопреставленного раба Божия Николая, сообщает Патриархия.ru.
«С печалью воспринял известие о кончине заслуженного деятеля искусств РСФСР, заслуженного работника культуры РСФСР, художника-реставратора высшей квалификации Адольфа Николаевича Овчинникова, - говорится в Патриаршем соболезновании. - Начав трудовую деятельность художником-оформителем, Адольф Николаевич (в крещении — Николай) по Промыслу Божию открыл для себя мир византийской и древнерусской живописи и более 60 лет своей жизни посвятил работе с предметами церковного искусства.
При его непосредственном участии отреставрированы несколько сотен икон, в том числе и древнейших. Им опубликованы десятки статей и монография о символике христианского искусства, работы по теории реставрации темперной живописи. Он стал основоположником нового направления в изучении памятников религиозного искусства — создания копий-реконструкций старинных храмовых фресок, и благодаря его неутомимым трудам мы можем видеть изображения угасающих или уже утраченных росписей XII века из Старой Ладоги, XIII века из Суздаля, XV века из Пскова, VIII-XIII веков из Грузии. Об актуальности этой работы говорит тот прискорбный факт, что из восьми храмов, фрески которых были им полностью скопированы, половины уже не существует.
Щедро делясь богатым опытом с молодежью, Адольф Николаевич воспитал не одно поколение реставраторов, многие из которых стали признанными мастерами своего дела. Принося свои искренние соболезнования друзьям, коллегам и ученикам новопреставленного раба Божия Николая, молюсь об упокоении его души в небесных обителях. Вечная ему память».
Также соболезнования выразил друг почившего, великий патриот России и знаток культуры, архиепископ Михаил (Донсков).
«Вечная память! Многолетнему труженику на ниве стояния, сохранения, развития и огромной работы над спасенными древнейшими Иконами Русского Наследия. Ушел один из старших свидетелей этого тревожного времени грандиозного покушения безбожников-торговцев-иконоборцев на Русскую Иконопись, - говорится в письме владыки, поступившем в редакцию "Русской народной линии". - Адольф Николаевич и его соратники не только сумели их огородить и отстоять. Была ими создана в условиях гонения и материального бедствия блестящая школа реставрационных мастерских.
Придуманы были ими тогда "Музеи Древне-Русского искусства", что затормозило и сохранило в немалой доли от разграбления русскую икону. Честь и Слава Вам, труженикам! Заложили начало великого дела. Как помню, часто говорил Адольф Николаевич: "Это только начало. Дело должно развиваться, именно теми, которые будут посвящать ему все силы Жизни". Так и повсеместно и продолжается... незаметно. А повсеместно оно, начатое ими дело, торжествует.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, рабу Твоему Николаю!»
Член Правления Фонда «Духовное наследие апостола Павла», член Союза журналистов России Виктория Александровна Медунина так отреагировала на кончину Адольфа (Николая) Николаевича:
«Умер великий русский человек. Адольф Николаевич Овчинников. Ему было почти 90 лет. Это был удивительный и великий человек. Может быть поэтому, общаясь с ним, чувствовала себя так, как общалась бы с ребенком, чистым и ясным. И всё знающим. У нас был большой и невыполненный проект, что и гложет сейчас. Создание в России Музея Христианского искусства. Нас слушали и не слышали, обещали и обманывали не только нас грешных - Патриарха Алексия и Адольфа Николаевича. Нам стыдно было смотреть в его детские глаза, зеркала его души, которая не понимала, почему до сих пор в России, в Москве, в Третьем Риме нет Музея Христианского искусства. Он ушел. Архиепископ Женевский Михаил поспросил в письме поставить за него свечу в память этого великого человека перед иконой Николая Чудотворца и поклониться за него тому, кто столько сделал для спасения и возрождения нашей великой святой культуры».
Родился Адольф Николаевич в г. Карачеве Брянской области в 1931 году в Николин день – 19 декабря по новому стилю. Соответственно и имя, данное ему при крещении, было связано со святителем Николаем. Дед Адольфа Николаевича – Алексей Федорович Касатов – каждый вечер читал своему внуку Евангелие, давая объяснение непонятным словам. С детских лет Адольф (Николай) любил заниматься рисованием. Еще до войны семья переехала в Подмосковье. Адольф Николаевич вспоминал, как дед брал его с собой и они пешком шли несколько километров до церкви Покрова в Филях, где причащались. После войны он с родителями стал жить в Москве. Закончив в 1952 году московское художественно-ремесленное училище № 64 по специальности «Декоративно-монументальная живопись», отслужил в армии. В 1956 году поступил в отдел реставрации древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ), которому впоследствии было присвоено имя академика И.Э. Грабаря. Общался Адольф Николаевич и с И.Э. Грабарем, и с П.Д. Кориным. Особенно дорог был ему старейший сотрудник организации Н.Н. Померанцев – знаток древнерусской культуры, деятельность которого была направлена на сохранение древних памятников.
В 1966 году А.Н. Овчинникову присвоена высшая квалификационная категория. Тогда же он был принят в Союз художников СССР и Художественный фонд Московского союза художников. В ВХНРЦ он вошел в Реставрационный совет древнерусского отдела и в Экспертную комиссию, а также стал членом Ученого совета ВХНРЦ, членом Комиссии по аттестации реставраторов МК РФ. Им отреставрированы древнейшие иконы из музейных собраний России. Вместе с тем его деятельность была направлена на понимание, систематизацию и сохранение восточно-христианского искусства.
А.Н. Овчинников – автор уникальной методики реставрации, основанной на создании копий-реконструкций, что позволяет постичь авторский замысел и восстановить утраченный образ. Созданная им коллекция копий-реконструкций памятников монументальной и станковой живописи VIII–XVII веков и насчитывающая несколько тысяч единиц была безвозмездно передана государству и теперь экспонируется в одном из зданий, принадлежащих ВХНРЦ (Пречистенский пер., 5А, «Иконотека А.Н. Овчинникова»). Его имя как эксперта памятников христианского искусства хорошо известно в России и за рубежом, куда он неоднократно выезжал и как исследователь: в Англии, Армении, Ватикане, Венгрии, Греции, Грузии, Египте, Италии, на о. Кипр, в Мексике, Сирии, США, Турции (Каппадокии), Финляндии, Чехословакии, Швейцарии, Югославии, Японии. В 1996 году по приглашению Московской Патриархии, он выезжал в Лондон и Цюрих с целью отбора произведений иконописи. Он также оказывал помощь в разборке коллекции музея, созданного при храме Христа Спасителя.
Наиболее пристальное внимание Адольф Николаевич уделял псковской живописи. Кроме некоторых икон, выполненных древними псковскими мастерами, им были скопированы фрески 1465 года храма Успения Богоматери в селе Мелетове (под Псковом). Им скопирована также настенная живопись Георгиевского собора XII века в Старой Ладоге. На протяжении 18 лет, начиная с 1975 года, А.Н. Овчинников выезжал в Грузию для выполнения копий-реконструкций росписей древних храмов. В Грузии им скопированы росписи храмов VIII–XIII веков (в Ачи, в Давид Гареджи, в Сванетии, Атени, Бетани, в пещерном храме Сабеэреби). В 2003 году для Николо-Угрешского монастыря А.Н. Овчинниковым была выполнена копия-реконструкция иконы 1380 года, явленной святому Димитрию Донскому перед битвой: «Святитель Николай с житием» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Адольф Николаевич призывал копировать, делать списки со святынь для того, чтобы сохранить их.
Копии-реконструкции древних икон и фресок экспонировались на 27 выставках в России и за рубежом (в Болгарии, Германии, Грузии, Италии, Корее, Японии) и входят в собрания Государственного Русского музея, Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, музея в Старой Ладоге, Псково-Изборского музея.
А.Н.Овчинников проводил обучение копированию российских и зарубежных специалистов (в том числе монастырских иконописцев), постоянно консультировал по вопросам реставрации, храмовому строительству, истории и философии средневекового искусства. Многие из его учеников выполняют для храмов иконы и настенные росписи. С 1993 по 1999 год он преподавал на кафедре иконописи Православного Свято-Тихоновского богословского университета, проводил занятия и консультации по приглашению Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Имел ряд публикаций в журнале Академии акварели Сергея Андрияки. За годы деятельности А.Н. Овчинниковым издано около 70 статей. Фундаментальным изданием следует назвать монографию «Символика христианского искусства».
А.Н. Овчинников – Почетный член Российской Академии художеств. За неустанный труд он был отмечен званием Заслуженный деятель искусств РСФСР, награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, «За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность», орденом святого князя Александра Невского 1-й степени и орденом святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, 4-й степени, Золотой медалью Российской академии художеств.
Последние три месяца Адольф Николаевич, находясь в больнице святителя Алексия, совершенно безропотно переносил тяжесть болезни. В редкие часы посещений удавалось читать ему Евангелие, несколько раз его причащали Святых Христовых Таин. Накануне кончины он был соборован и причащен.
Бесценно наследие, оставленное Адольфом Николаевичем. Бесценны годы общения с ним – великолепным собеседником, мыслителем, мастером, творцом. И осознание, что мы стали свидетелями явления его уникальной личности, вызывает чувство благодарности судьбе.