Рождество по старому католическому ритуалу

Православные консерваторы недоумевают по поводу моих походов в инославные храмы

0
1446
Время на чтение 4 минуты

Православные консерваторы, от них же и аз есмь, недоумевают по поводу моих походов в инославные храмы. По природе своей я исследователь, аналитик. Бываю вне православного поля, естественно, не с целью молитвы. Полагаю, что только теоретическое знание без личного опыта наблюдений и сопоставлений не будет иметь должной глубины. Если в процессе этих наблюдений я отмечу вокальные данные какого-нибудь католического или протестантского служителя и вообще хоть что-то положительное – это ни в коем случае не означает измену Православию. Наоборот, если исследователь заранее задается целью все отобразить только в черных красках, шельмовать направо и налево – то это будет не убедительно. Серьезная критика в сочетании с положительным впечатлением от каких-нибудь второстепенных деталей будет выглядеть более достоверно. Вспомним диалог афонского старца Силуана с одним известным православным миссионером. На вопрос старца, как он проводит свою миссию среди католиков, тот ответил, что жестко их критикует. На это о. Силуан заметил, что нужно начинать с положительного, что они веруют в Троицу, почитают Богородицу и т.д., а потом уже критиковать – тогда миссия будет более успешной.

Или как ученик прп. Макария, встретив на пути языческого жреца, обозвал его бесом. Тот избил его до полусмерти. Сам древний подвижник отнесся ко жрецу по-доброму, что того так поразило, что он впоследствии крестился и даже стал монахом.

Заметил в Рождественском расписании служб в католическом кафедральном соборе столицы мессу по тридентскому обряду, решил в этом году побывать на ней. В 1570 году чин этой мессы, принятой на Тридентском Соборе на основании древнего римского обряда, был утвержден Папой Пием V. Акцент в этой мессе был сделан на Жертве Христа - в пику Лютеру, отрицавшему жертвенный характер мессы. В отличие от чина, принятого на Втором Ватиканском Соборе, «старая месса» служится на латинском языке, священник обращен лицом к алтарю. Месса в целом длится дольше чем «современная», верующие дольше стоят на коленях, меньше произносят молитв самостоятельно (большинство молитв читает священник и министранты, а также поет хор). «Современная» же месса более короткая, служится на родном языке прихожан прихода. Эта месса выглядит более динамично. Понимание её как Безкровной Жертвы в текстах отражено более приглушенно. В этом плане, а также по своей стилистике, она приближена к лютеранскому чину.

С большими трудностями, преодолевая препятствия, пробивается старый дореформенный чин мессы в практику Католической церкви. Естественно, в очень ограниченном объеме («экстраординарный обряд»).

… Если идти в часовню, где намечалась эта служба, через главный вход собора, то нужно спуститься в глубокий подвал. Пройдя мимо «зала сердца Иисусова», оказываешься в небольшом помещении. Справа от престола небольшая статуэтка Девы Марии в золотом окрасе, слева – икона Христа. Вдоль стен – гирлянды с новогодними разноцветными шариками. Всего человек двадцать собралось. Три женщины суетятся вокруг небольшого органа. «Дорогие братья и сестры! Поднимите руки, кто будет причащаться!» - обращается один из министрантов к собравшимся. Почти все они руки подняли. Католический священник крупного телосложения (наверное, это был настоятель) поздравляет всех с Рождеством и удаляется. Второй министрант с помощью маленького «огнемета» - длинной зажигалки возжигает шесть длинных белых свечей на престоле. Заиграл орган и священник (скорее всего это был монах какого-то ордена) в сопровождении двух коротко стриженных министрантов в белых выглаженных коротких пелеринах вошли в помещение часовни. Довольно долго священник стоял молча у престола (министранты при этом были на коленях) и сосредоточенно молился (наверно это было то, что у нас называется «входные молитвы»). В это время три женщины (одна из них была в брюках и без платка) в унисон распевали григорианские хоралы. Облачен был священник в парчовую длинную фелонь, со спины украшенную огромным расшитым крестом с изображением голубя в центре. В процессе службы священник тихо читал по служебнику молитвы, часто он и его ассистенты делали поклоны, становясь на одно или оба колена. Министранты чинно сходились и расходились, держа сложенные ладошки перед собой. Один из них, лицом к народу, прочитал небольшой отрывок из послания апостола Павла к Титу на русском языке (молящиеся при этом сидели).

После Евангелия – небольшая проповедь. С трудом говоря по-русски, священник произнес её, посматривая в листки перед собой. «Ангелы возвестили нам великую радость – Бог Иисус с нами!» - такими словами он закончил своё слово. Как-то вяло прошел сбор пожертвований. Приблизились к главному моменту мессы – тому, что у нас называется «Евхаристический канон». Священник, опустившись на колени (концы его фелони придерживали министранты), в процессе углубленной молитвы про себя, обеими руками высоко поднял небольшую круглую облатку, а потом и чашу с вином. По католическому учению – это главный момент мессы, когда после произнесения установительных слов Христа на Тайной Вечере («Приимите ядите…», «Пийте от нея вси…» - хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. В важнейшие моменты службы раздавались звуки от взмахивания колокольчиками в руках министрантов. Перед тем, как дать облатку верующему, священник делал ею крестообразное движение. Потребив оставшееся в чаше, священник после заключительных молитвословий и благословений, так же чинно, тем же путем, в сопровождении министрантов, удалился.

Служба продолжалась всего час пятнадцать, но показалась мне какой-то тягучей и монотонной. Довольно аскетична и медиативна, что ли. Бросались в глаза паузы и слабый контакт с народом. Слабо ощущалась торжественность великого праздника. Такая служба органично смотрелась бы где-нибудь в скиту на острове. Трудно её представить в большом пространстве с большим количеством молящихся. Это все равно что представить себе наш небольшой хор с наонным пением по крюкам в храме Христа Спасителя. В этом плане, несомненно, Второй Ватиканский Собор внес очевидный «оживляж» в литургическую практику. Но там есть свои крайности (я делился своими впечатлениями о современной католической мессе на Рождество в прошлом году). Священник тогда напоминал порой «массовика-затейника», поставившего перед собой цель во чтобы то ни стало расшевелить народ. Это напрягало, казалось, что священника «слишком много». Хотелось большей сосредоточенности и углубленности. Синтезом между двумя этими вариантами - аскетическим и торжественным, идеальной моделью является служба по старому обряду, пришедшему к нам из древней Византии.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Праздное любопытство, или вера о Кирилла (Сахарова), настоятеля единоверческого храма свт. Николы на Берсеневке.

По католическому учению – это главный момент мессы, когда после произнесения установительных слов Христа на Тайной Вечере («Приимите ядите…», «Пийте от нея вси…» - хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы.

Уважаемый о. Кирилл, Вы так убедительно написали, что у меня появилось не доброе искушение (я так думаю от лукавого), задать Вам вопрос: "Вы в это верите, что у католиков хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы?" С НАМИ БОГ!
Валерий / 25.12.2020, 05:10

1. Исследователю католичества и иных ересей

Святые отцы уже все давно исследовали. Не надо считать себя умнее их.
Наталия 2016 / 25.12.2020, 03:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Богатство обязывает»
К 100-летию кончины П.П.Рябушинского
26.04.2024
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06