«Новости Ватикана» сообщают, что на площади святого Петра в Ватикане состоялась традиционная церемония возжжения огней на 30-метровой ели и открытие Рождественского вертепа. Открыли и ахнули!
«The Times» высмеяли сцену Рождества в Ватикане, сравнив персонажей композиции с героями из «Звездных войн».
В язвительной статье, озаглавленной «Неловкие научно-фантастические ясли Ватикана», «Католический вестник» назвал композицию «до смешного ужасной», а один интернет-обозреватель сказал, что она похожа на «гаражную распродажу метамфетамина».
Ссылаясь на загадочную фигуру в шлеме с копьем и щитом, затесавшуюся в вертепе, католический гид из Рима Маунтин Буторак отметил: «Ни в чем это рогатое существо не приносит мне рождественской радости, а сам вертеп выглядит как свалка автозапчастей».
Зловещие фигуры в композиции напоминают роботов или андроидов, в них есть что-то неземное и нечеловеческое – то, что противоречит сути праздника Рождества Христова.
Однако причудливо-уродливое нагромождение серых камней папа-иезуит Франциск громко назвал «катехизисом веры для народа божия». Искусство оно, конечно, субъективно – кому-то нравится, кому-то нет. Может быть, папу и правда вдохновляет младенец Христос, похожий на гигантскую пробку? Но то, что во всей этой странной композиции позже обнаружили и расшифровали искусствоведы – вызывает серьезные опасения. Вот так катехизис! Так что же зашифровано в Рождественском послании папы-иезуита?
Вертеп площадью 125 квадратных метров с гончарными фигурами под названием «Монументальное Рождество» является работой художников из Кастелли близ Терамо в Абруццо и был спроектирован в период с 1965 по 1975 годы студентами и преподавателями. Этот вертеп уже экспонировался в Риме, Иерусалиме, Вифлееме и Тель-Авиве.
Авторы говорят об отсылке к древнегреческому и шумерскому искусству, а также к скульптуре Древнего Египта. «Монументальная рождественская сцена Кастелли богата символами и знаками, которые предлагают нетрадиционные чтения вертепа», - объяснил Манчини, учитель в школе, где был сделан вертеп.
По мнению итальянского историка Андреа Чиончи, «нетрадиционное прочтение» заключается в том, что фигуры композиции являются прообразом тотемных масок древних, которые более уместны для анимистической и фетишистской религии, нежели для христианства.
«Монументальное Рождество», по мнению искусствоведа, формирует представление о христианской религии, как о космическом культе, в центре которого находятся существа с других планет.
«Фигуры напоминают маски древних и свирепых самнитов, предков абрузцев, которые исповедовали пантеистическую, анимистическую, фетишистскую и магическую религию, чем-то напоминающую андскую богиню плодородия Пачамаму.
Ссылки на греческие, египетские и шумерские скульптуры персонажей предполагают либеральный историко-критический метод толкования Писания. Либеральные исследователи Библии выдвинули гипотезы о различных аспектах Библии как об адаптации языческих культур, а не о результате божественного откровения.
Хотя "уродство" субъективно, этот вертеп почти изо всех сил старается быть как можно более неприятным для глаза, что, в свою очередь, неприятно для души. По крайней мере, можно сказать, что эта сцена антихристианская. Я имею в виду, кто на самом деле будет молиться этой штуке? Вы просто не сможете. И это своего рода цель извращенных умов, которую преследуют авторы».
Среди фигур, окружающих ясли с младенцем, Андреа Чиончи разглядел «мусульманского имама, еврейского раввина, космонавта и даже палача».
С экуменическим набором, думаю, все понятно, но вот что в яслях делает странный космонавт, удерживающий в руках загадочный шар? Но боле всего негодование у благочестивых католиков вызвало черное рогатое чудовище - то ли черт, то ли Дарт Вейдер. «Это кощунство, что в яслях Христовых делает смерть?» - пишут в сети оскорбленные христиане. Действительно, лучшего способа осквернить рождество Богомладенца придумать трудно.
Однако, в центре «Монументального Рождества» совсем не Иисус, а скорее так называемый архангел Гавриил. Он окружен массивным ореолом, в то время как Иисус спрятан под красную тряпку (видимо, ее снимут только на Рождество). Ангел возвышается над всеми на ребристом столбе. Общая форма этой колонны очень напоминает важный символ Древнего Египта - колонну джеда.
Джед - распространенный символ в Древнем Египте, который представляет бога Осириса. Этот символ имеет эзотерическое значение, относящееся к чакрам. Джед имеет фаллический характер и связан с обрядами плодородия. Возведение джеда было важной церемонией в Древнем Египте.
Запихнув в свой рождественский вертеп фаллический символ, космонавта и чёрта, Ватикан подтвердил, что окончательно сошёл с ума.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
Справа колонна джеда, посвященная богине Хатор, слева архангел Гавриил
2. ...
1.