Как сообщалось, ректор Киевской духовной академии и семинарии епископ Белогородский Сильвестр ответил на многие вопросы, которые волнуют сегодня верующих Украинской Православной Церкви. Предлагаем вниманию читателей фрагменты его интервью.
Владыка напомнил, что недавно состоялась конференция, приуроченная 30-летию дарования Патриархом Алексием II благословенной Грамоты о самостоятельности Украинской Православной Церкви. «Этот юбилей послужил поводом для осмысления многих вопросов, касающихся церковной ситуации в Украине. В докладе я попытался показать: УПЦ хотя и не обладает статусом автокефалии, тем не менее вполне самостоятельна в своем внутреннем управлении и независима в принятии решений. Например, важным признаком автокефальной Церкви является самостоятельное избрание и рукоположение ею своих архиереев. В Украинской Православной Церкви именно так и обстоит дело: у нас полностью самостоятельное избрание и рукоположение епископов. Предстоятель УПЦ избирается без стороннего участия, и Патриарх Московский только лишь благословляет (а не утверждает) его избрание. При этом ПЦУ хотя и именуется автокефальной, однако Константинопольский патриарх оставил за собой немало рычагов влияния на внутреннюю жизнь ПЦУ. Вполне очевидно, что для Константинополя вопрос украинской автокефалии – это лишь разменная карта в гораздо более масштабной игре по формированию новой экклесиологии, согласно которой Патриарх Константинополя имеет особый статус, права и полномочия в мировом Православии», - продолжил он.
Также архипастырь ответил на вопрос, есть ли у Константинопольского Патриарха особые права и полномочия.
«Кроме первенства чести, нет. Константинопольский Патриарх, давно утративший положение первого епископа империи, продолжает формировать учение об особой своей власти. Давайте еще раз вспомним – Константинополя не существует. Есть Стамбул. Греки мифологизировали Константинополь, сделав его этаким Китеж-градом на греческий манер. Константинополь – это город-память, город-миф, город-призрак и город-мечта. Мечта о былом статусе, блеске и величии православной империи. Как говорил один автор: «Греки живут так, как будто бы не слышали о падении Константинополя». Из-за этого отрыва от реальности Константинопольский Патриархат рассматривает себя в сакральных категориях, придумывая себе какие-то особые полномочия и особую власть. Со стороны критиков претензий Константинополя звучат обвинения в восточном папизме. Позволю себе историческую аналогию с римским папизмом: догматизация учения о безошибочности папы в вопросах веры и морали произошла при папе Пие IX в исторических условиях утраты папством светской власти и усилившейся секуляризации. Учение о безошибочности папы как бы защищало ту область, которая являлась привилегией исключительно церковной. То есть при утрате реального влияния и реальной власти всегда формируются какие-то крайности об особых правах и полномочиях в области духовной», - добавил он.
Отвечая на вопрос, почему Константинополь проявляет такую заинтересованность в украинском вопросе, епископ Сильвестр подчеркнул, что Константинопольский Патриарх, желающий найти возможность для реализации своих властных амбиций, воспользовался тяжелым церковным кризисом на Украине лишь для того, чтобы утвердить претензии на свое исключительное право предоставлять автокефальный статус Поместным Церквям.
«Это просто попытка усилить свое влияние за пределами собственной Церкви», - добавил он.
Комментируя действия Константинополя, который оправдывал свою политику желанием уврачевать раскол, владыка подчеркнул, что «вмешательство и даже экспансия на чужую территорию под видом помощи – старый политический трюк». «Если Константинополь так переживает о расколах, пусть сначала излечит движение старостильников, которое возникло как реакция на деятельность Константинополя и существует до сего дня. К тому же какой странный способ излечить раскол – объявить раскол нерасколом. Назвать черное белым – это и есть решение проблемы? Это всё что угодно, только не уврачевание раскола. Это преступление нравственного и канонического характера», - добавил он.
Комментируя реплику корреспондента о том, что многие Поместные Церкви, перед тем как получить статус автокефалии, тоже считались пребывающими в расколе, владыка сказал: «Давайте проясним вопрос. Когда речь идет о даровании автокефального статуса Болгарской Церкви, нужно понимать, что эта Церковь требовала не столько предоставления автокефального статуса, сколько возобновления. Болгарская Церковь обладала автокефальным статусом, который был утрачен в результате турецкого завоевания».
«И еще важно понимать, что в истории Церкви до случая с Украиной не было примера, чтобы раскольники просто объявлялись нераскольниками и этого было бы достаточно. Все канонические правила, касающиеся уврачевания раскола, говорят о том, что раскольники могут быть приняты в Церковь только после покаяния, причем каноны предписывают письменное покаяние. Кроме того, никогда не случалось такого, чтобы раскольническое сообщество объявлялось канонической Церковью в ущерб уже существующей канонической Церкви. Такого не было ни в одном из случаев уврачевания раскола или предоставления статуса автокефалии. В отношении Болгарской Церкви – вся Болгарская Церковь считалась Константинополем пребывающей в расколе, и когда в 1945 году речь шла о преодолении конфликта, то вся Болгарская Церковь принимала в этом участие. Не было такого, чтобы в Болгарии существовала каноническая Церковь и параллельно с ней раскольническое сообщество и вдруг раскольники признаются канонической структурой при игнорировании уже существующей канонической Церкви», - подчеркнул епископ.
«Мы должны сейчас ясно осознать, что действия Константинопольского Патриарха на Украине породили кризис во всем мировом Православии. Причем кризис достаточно глубокий. Мы сталкиваемся с целым комплексом непростых богословских и канонических вопросов. Казалось бы, это должно было вызвать серьезную богословскую дискуссию между Поместными Церквами. Но пока что мы ее не видим. Я убежден, что все эти вопросы нельзя игнорировать. Не нужно делать вид, что речь идет исключительно об административных или даже политических вопросах. Увы, нет. Речь идет о принципиально разных взглядах на устройство Церкви, на природу церковного первенства», - подчеркнул епископ.
«Потому полагаю, что сегодня необходимо соборное обсуждение этих вопросов на всеправославном уровне. Мы стоим перед серьезным вызовом. Нам необходимо ясно сформулировать учение о Церкви, которое бы опиралось на многовековую традицию и в то же время учитывало современные реалии церковной жизни», - заключил епископ Сильвестр.