Уважаемые участники Форума!
Вначале о самом земном.
Пособие по безработице – 730 долларов США в месяц. Зарплата, например, медсестры – 1000 $ в месяц. Дар государства новобрачным на покупку квартиры 64000 $, пособие на каждого новорожденного 7 000 $. Единовременная материальная помощь государства на открытие личного бизнеса 20000 $. Образование и любая медицина бесплатны, образование и стажировка за рубежом – за счет государства. За подделку лекарств – смертная казнь. Квартирная плата и плата за электроэнергию отсутствуют. Кредиты на покупку автомобиля и квартиры без процентов. Литр бензина стоит 14 центов. За 40 лет численность населения выросла в 3 раза.
Это, к сожалению, не Россия, но и не фантастика. Это Ливия при Муаммаре Каддафи, когда она шла своим национальным маршрутом развития (обращение 03.12.2020 г.). Ныне ничего из перечисленного уже нет. После агрессии США и их сателлитов в сегодняшней в Ливии западная демократия и гражданская война. Стоимость литра бензина порой доходит до 5 долларов США.
Цитата из 2011 года: «Я должен удерживать свою позицию, и, если Аллах пожелает, я отдам жизнь за этот путь – путь, который обогатил нашу страну плодородной землёй, принёс народу здоровье и пищу и даже позволил нам помогать нашим африканским и арабским братьям и сёстрам работать с нами здесь, в Ливийской Джамахирии. Я не хочу умирать, но если это необходимо ради спасения этой страны, моего народа, тысяч моих детей, то так тому и быть. Пусть это завещание будет моим посланием миру, свидетельством, что я сопротивлялся атакам натовских крестоносцев, противостоял жестокости, предательству, выстаивал перед натиском Запада и его колониальных амбиций» (Я пытался оградить людей от колониального засилья. Завещание Муаммара Каддафи // сайт КПРФ; обращение 29.11.2020 г.). Это слова из политического завещания М. Каддафи, сделанного незадолго до злодейского убийства ливийского руководителя.
В России своя история столкновения с западными «благодетелями», то с крестоносцами, как при Александре Невском, то с поставщиками гуманитарной помощи, как при Горбачеве. В 1993 году эти «благодетели» подтолкнули Ельцина к государственному перевороту, расстрелу в Москве российского Дома Советов из танков и прекращению развития России при опоре на свои культурно-национальные традиции.
Почему с особым трепетом и уважением я бываю в Башкирии? Вечер 4 октября 1993 года мне довелось встречать в тюремной камере, куда попал, будучи Председателем Комитета Верховного Совета РФ по судебной реформе и работе правоохранительных органов. Что говорить – тюрьма спасла мне жизнь. Но в то время, когда губернатор, например, моей родной Омской области услужливо вёз в Москву Омский ОМОН для защиты Ельцина и его порочной политики, ярким и единственным исключением стал поступок тогдашнего главы Республики Башкортостан, который отправил в столицу свой самолет, собрал отовсюду избитых и униженных народных депутатов, избранных от Башкирии, и вывез их на родину, укрывая от бессудной расправы. Этот башкирский нравственный пример навеки в моём сердце! Спасибо вам.
Конституция РФ 1993 года вобрала в себя многие важные и ценные нормы, родившиеся в предшествующий ей период, но многие её новшества граничат с национальной капитуляцией, они стали препятствием, которое не позволяет многонациональному народу России стряхнуть наваждение и встать с колен. Высшей ценностью иезуитски объявлены лишь человек, его права и свободы (ст. 2 Конституции РФ), в то время, как существуют и иные, не менее значимые ценности, такие как вера и Отечество, святыни и нравственность.
Земля и другие природные ресурсы предоставлены, прежде всего, в частную, и только потом в иные формы собственности (ч. 2 ст. 9). Народам, проживающим на соответствующей территории, земля и ресурсы предоставляются лишь для использования (ч. 1 ст. 9). Идеологическое многообразие основывается в РФ на запрете любой идеологии в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13), что означает уравнивание в Конституции добра и зла. А я уверен, что должны быть обязательны и для общества и для государства почитание стариков, забота о детях, любовь к родине, а ведь это и есть идеология. Идеология патриотизма. А с ней уравнивают идеологию продажности и беспринципности.
Есть и иные статьи действующей конституции, которые не позволяют России излечить свою душу и тело. Именно поэтому следовало поддержать конституционную реформу 2020 года как начало возвращения нашего государственного развития на национальный маршрут. Конституционализм любого государства не только фиксирует основы государственного устройства и управления, он отражает уже имеющийся национальный опыт и закрепляет преемственность культурно-исторического развития.
Россия традиционно строится как цивилизационный союз народов – равноправное единство славянских, тюркских, финно-угорских, кавказских и иных племён, что возможно лишь на федеративных началах, либо в форме союзного государства. Только все вместе они создают многонациональный народ или, как определил Президент РФ В.В. Путин в своём указе № 703 от 6 декабря 2018 г., российскую нацию. (См.: Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 //[Электронный ресурс] – URL; дата обращения 29.11.2020).
Реформа 2020 года укрепила в Конституции традиционную систему духовно-нравственных ценностей, положив начало избавлению от её неолиберальной деформации. Верно говорят о новой российской конституционной политике. Речь идет, например, о нормах ч. 2 и 3 ст. 67.1, о ст. 72 Конституции РФ. Важна характеристика Российской Федерации как государства, объединенного тысячелетней историей, хранящего память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, важны и закрепленные в конституции преемственность в развитии Российского государства, почитание государством памяти защитников Отечества и обеспечение защиты исторической правды.
Весь многонациональный народ РФ затрагивает наполнение реальным содержанием до того лишь провозглашенной в ст. 7 социальной сущности государства, ныне это ч. 4 ст. 67.1, ст. 75, ст. 75.1.
Историческая Россия имеет, как писал Н.Я. Данилевский, свои индивидуальные черты культурно-исторического типа (Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. С. 481), противостоя, как много позже отметил и А.Дж. Тойнби, угрозе подпасть под влияние Западного мира (Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сб.: Пер. с англ. М.: Прогресс – Культура; СПб.: Ювента, 1996. С. 106) а потому принципиально важны конституционное провозглашение преемственности от Советского Союза (ст. 67.1), закрепление культурного единства современной России при одновременной защите самобытности всех народов и этнических общностей РФ; объявление русского языка языком государствообразующего народа при гарантиях сохранения этнокультурного и языкового многообразия (ч.1 и особенно ч. 4 ст. 68, ч. 2 ст. 69 Конституции).
Именно в этом, хотя и не только в этом, смысл возвращения России на собственный цивилизационный путь развития, роль конституционной реформы даже при пока ещё оставшихся неизменными губительных нормах 1 главы Конституции РФ.
Закономерности национально ориентированного пути развития просты: кризис духовно-нравственных основ жизни с неизбежностью обрекает общество на социально-политические потрясения, приводит к разрыву преемственности в процессе конституционализма; конституционализм даже в революционной ситуации строится на культурно-историческом опыте национальной истории; духовность общества имеет культурно-исторический характер и строится в России на православной духовной традиции. По своей основе русская православная традиция общества наднациональна и не ориентирована только на одну конфессию, она гармонично соединяет в качестве опоры государства духовно-нравственные ценности всех авраамических религий. Не случайно ислам со времен Императрицы Екатерины II Великой был в России фактически второй государственной религией.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, не случайно недавно напомнил, что «слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов, без учета национальной специфики и духовно-нравственного контекста, нередко, а лучше сказать, что почти всегда приводило к масштабным потрясениям и трагедиям» (Выступление на ХХ Всемирном Русском Народном Соборе, 1 ноября 2016 года // [электронный ресурс] – обращение 7.02.2020 г.). Усиленно насаждаемый на русской почве уже второе столетие европейский либерализм, с его циничным потребительством и забвением Божественного предназначения человека, убивает в каждом из народов нашей страны не только национальное, но и истинно человеческое.
Чего стоит, например, отказ Запада от традиционных семейных ценностей, замена их ювенальной юстицией, отказ от сакральности отношений между мужчиной и женщиной с переходом к культу однополого сожительства. Между тем, как очень точно сказал в одной из своих проповедей наш выдающийся современник Верховный муфтий Талгат хазрат Таджуддин, от того, «в каком духовно-нравственном состоянии семья, сколько любви и ласки, доброты и сердечного отношения получил ребёнок, зависит во многом состояние общества и государства, их прогресс, развитие и процветание» (проповедь Шейх-уль Ислама Талгата Сафа Таджуддина, посвященная «Курбан-Байрам» // сайт. ЦДУМР; обращение 29.11.2020 г.).
Главную мировоззренческую ущербность не только Запада, но и в целом идеологии гуманизма, выделил при толковании суры «Открывающая» выдающийся государственный деятель ХХ века, духовный лидер Исламской революции в Иране имам Р.Хомейни: «Все бедствия, от которых страдает человек, вытекают из его любви к себе, но если бы он воспринимал истинную причину, он бы понял, что его «я» не принадлежит ему. Следовательно, истинная любовь к себе – это любовь к остальным, но это было ошибочно принято за любовь к себе. Эта ошибка разрушает человека; все бедствия, от которых мы страдаем, возникают от этой ошибочной любви к себе и стремлению к её возвышению. Это желание ведёт людей к смерти и разрушению; оно приводит их к Адскому Огню, и это есть источник всякого греха. Когда человек сосредотачивает своё внимание на себе и всём желаемом для себя, он становится врагом любого, кто стоит на его пути, он не оставляет другим никаких прав. Это и есть источник всех наших бед» (Имам Хомейни. Толкование суры «Открывающая» / Пер. с перс. К.Х. Идрисова. – М.: Научная книга, 2012. С. 102-103).
Конечно, поправкой к Конституции РФ в 2020 г. неимоверно расширены полномочия Президента, изменился статус судебной власти, Парламент ослаблен. Дай Бог, пошли бы эти перемены на пользу! И не надо жалеть нынешний Парламент, ведь он безропотно и даже с энтузиазмом пошел на сокращение своих контрольных функций. Государственная Дума РФ вообще, на мой взгляд перестала быть органом народного представительства, занимается только гонениями на автомобилистов и курильщиков, изменением часовых поясов или времени продажи алкогольных напитков. Вместо создания новых рабочих мест она изобретает новые налоги и штрафы. Видимо, других проблем в обществе для сегодняшней Думы нет. Необходимо, чтобы депутаты следующего созыва вернули народу настоящий парламент.
Но для верной оценки конституционной реформы 2020 г. следует видеть и другое. Дважды за минувшее столетие Русскую цивилизацию толкнули в сторону небытия, разрушили её государственную форму, вначале Российскую империю, потом Советский Союз, под угрозой оказался сам её духовно-нравственный стержень. Способствовали тому как духовная нищета и политическая бездарность верхов, так и нравственная слепота низов. Лишь конституционная реформа 2020 года начала возвращение РФ на национальный маршрут самостоятельного развития.
Идеология дальнейшего конституционного строительства России сформулирована фактически в проповеди глубокоуважаемого не только в Республике Башкортостан, но и во всей России Шейха-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина: «Родина! Дал нам Господь Щедрейший огромную, необъятную и благословенную Родину! Вместе с ней и в ней нам, нашим детям и внукам и грядущим поколениям, даст Бог, расти и жить. Преумножаться, растить детей и внуков, лелеять их, любить и учить жить, по-Божески, то есть угодными Богу и людям помыслами и делами. Не только верить, но и любить Бога и Отчизну – гордиться ею и беречь, как зеницу ока. Одна она у нас, Родина-матушка. И едина, Слава Богу!» (проповедь Шейх-уль Ислама Талгата Сафа Таджуддина, посвященная «Курбан-Байрам» // сайт ЦДУМР; обращение 29.11.2020 г.).
Сергей Николаевич Бабурин, научный руководитель Центра интеграционных и цивилизационных исследований Института государства и права РАН, председатель партии Российский Общенародный Союз, президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, президент Русского Центра сбережения духовного и культурного наследия Святого Города Иерусалим, председатель Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии, доктор юридических наук, профессор