Святой мученик Лонгин сотник — римский воин, который, по церковному преданию, пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз. Он же со своими воинами нес стражу у Гроба Господня, где сподобился увидеть Христово Воскресение. Уверовав в Спасителя, он и еще два воина не соблазнились иудейским золотом и отказались лжесвидетельствовать, что тело Христа похитили Его ученики. В скором времени они приняли крещение от апостолов, оставили воинскую службу и отправились на проповедь о Христе воскресшем на родину Лонгина — Каппадокию. Их свидетельство обратило к вере многих каппадокийцев. В житии повествуется, что по наущению иудейских старейшин Пилат направил в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его товарищей. Когда воины прибыли в родное селение Лонгина, он сам вышел им навстречу и привел в свой дом на трапезу. Воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что угощает их тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя. Воины, побежденные их добротой и мужеством, советовали им бежать, но они отказались это сделать, желая в полноте приобщиться страданию Христову. Святые мученики были обезглавлены, и головы их для доказательства исполнения приказа отправили Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города. Через некоторое время одна слепая женщина по откровению свыше нашла главу святого мученика Лонгина и, прикоснувшись к ней, получила прозрение. После этого чудесного исцеления честная глава была перенесена христианами в Каппадокию и погребена там.
Что произошло с Лонгином сотником, и какое отношение это имеет к нам? Да будет дано всем нам его молитвами прозрение, чтобы мы увидели, каждый из нас, как исполняется над нами слово Писания: «воззрят Нань, Егоже прободоша»: Христос на Кресте — это вы и это я, это миллиарды людей, созданных по образу Божию. Но как все искажены по подобию, как слепы к главным тайнам жизни! Христос несет на Себе всякий грех, всякую смерть, всякое страдание каждого человека, приходящего в мир. Но оттого что все наши беды стали Его бедами, в час Креста раз и навсегда все повернулось к жизни: во всяком страдании, каким бы оно ни было, мы можем видеть Его. Оттого что «Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). Эта вера в Его любовь, в Его животворящее присутствие среди наших страданий, и готовность по благодати Божией к вольному принятию нашей смерти, какой бы она ни была — и есть то прозрение, которого сподобился Лонгин сотник у Креста Господня прежде просвещения Духом Святым в Пятидесятницу. Сила Христова Воскресения становится нашей, потому что Он взял на Себя немощи наши.
Мы поем среди Пасхи за каждой воскресной всенощной: «Се бо прииде Крестом радость всему миру». Не потому что страдание — это благо и всякая смерть — благо. Но потому что, взяв на Себя наше страдания и всю смерть, Христос избавляет нас от них. Нашу радость никто и ничто не может отнять, если мы едины с Ним — даже до смерти, как Лонгин сотник, как все святые, для которых смерть по дару Христа — приобретение. Его любовь, воскрешающая нас, — сокровенная красота Креста, как поем мы — красота Церкви. В тот самый час, когда смерть торжествует, она оказывается побежденной. Когда ненависть, кажется, заполняет все, и нас предают смерти, любовь Христова касается наших сокровенных глубин, и мы видим, что свет во тьме светит, и тьма не может его объять.
К святому мученику Лонгину прибегают за помощью при болезнях глаз. Но мы должны молиться ему прежде всего, чтобы мудрость и сила Христова проникла в нас и просветила нас. Когда мы страдаем, каким бы ни было наше страдание, особенно страдание о наших грехах (которые так часто оставляют нас бесчувственными, но заставляют страдать других), да будет дано нам видеть, что Христос рядом. Он пригвожден к нашему страданию, к страданию других, к нашему греху. Как мы воспринимаем это?
Нам надо всегда умолять Господа о видении главного. Когда Христос говорит, что Он будет вознесен на Крест, Он поистине влеком Отчей любовью. На Кресте Сын Божий дает нам жизнь Отца, потому что Он приобщился нашей смерти в предельной глубине нас самих, и приводит нас к жизни. В этом смысле Крест — в Превечной тайне Пресвятой Троицы. Он — чудо любви, побеждающей смерть. Кажется, легко так говорить, и совершать воспоминание об этом за богослужением. Важно этим жить — просто, смиренно, в молчании, в предании себя во всем крестному пути, дарованном Им, пока мы не прозреем до конца, и не увидим Его лицом к лицу, как сказал апостол Иоанн Богослов, подобно Лонгину сотнику, обретшему полноту зрения у Креста Христова.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России