Вчера представитель МИД КНР Чжао Лицзянь на брифинге заявил, что власти Китая и Ватикан договорились продлить ещё на два года временное соглашение от 2018 года о рукоположении католических епископов на китайской территории, сообщает «Интерфакс-Религия».
«После дружественных консультаций обе стороны согласились продлить соглашение на два года», - приводят его слова западные СМИ.
«Обе стороны будут поддерживать тесный контакт и вести консультации, а также продолжать продвигать процесс улучшения отношений», - добавил дипломат.
Как ранее отмечал в интервью РНЛ доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Колотов, «Ватикан, надо отдать ему должное, в течение многих веков чётко и последовательно продвигает свои интересы, активно пытается расширить сферу своего влияния в мире, чем не занимается Русская Православная Церковь».
В контексте переговоров Ватикана и Пекина вспоминается любопытная статья известного экономиста и публициста Михаила Хазина, которую он опубликовал в июле сего года. Поводом для размышлений Хазина стало письмо к нему китаиста и конспиролога Андрея Девятова, который активно продвигает идею «Новой Орды», как союза России с Китаем. По замыслу Девятова Россия должна стать стратегическим тылом Китая, для чего нам нужно отказаться от своих геополитических проектов.
Продление соглашения между Ватиканом и Китаем прокомментировал в интервью «Русской народной линии» профессор Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Николаевич Колотов:
Идеология должна быть создана на серьезной базе. А в Китае в силу ряда цивилизационных особенностей этой древней культуры я не вижу серьезной базы для христианства в целом и Православия в частности. Основой китайских учений является культ предков, не дающий бурно развиваться христианским конфессиям в Китае.
В своё время в Ватикане римские папы даже проклинали людей, исповедующих культ предков. И это серьёзные традиционные ограничения китайской культуры, которые влияют на миссионерство в Азии.
Однако у Православия есть масса плюсов, которые можно использовать в Китае. У нас есть священники, которые хорошо знают китайский язык. Веками в Китае служила духовная миссия Русской Православной Церкви, в которой изучали язык, и которая не была никоим образом связана с колониализмом. Более того, были специальные указы русских царей не заниматься политиканством и интриганством. Это большое конкурентное преимущество, которое вполне может быть использовано для расширения контактов с китайцами.
Проблема в том, что китайские власти очень жёстко контролирует доступ и контакты местных жителей с представителями таких конфессий, как Русская Православная Церковь. Даже нынешние граждане Китая, потомки албазинцев, насколько я помню, только раз в год могут посещать храм Русской Православной Церкви в посольстве РФ в Пекине.
Ватикан исторически проводит наступательную и агрессивную политику. Католики очень опытные переговорщики и конспираторы. Мы все хорошо помним один из лозунгов иезуитов: «Цель оправдывает средства». Более того, у католиков очень сильны политические позиции в религиозных кругах западных стран, через которые они могут оказать давление политическое, дипломатическое и даже экономическое, чем они и занимались всю свою историю в Азии. Ватикан - очень серьезный актор на международной арене, который хорошо умеет защищаться и нападать.
В настоящее время китайские власти пытаются выстроить отношения с Ватиканом таким образом, чтобы избежать ущерба национальной безопасности Китая. Ведь китайцы помнят, что католики помогали колонизаторам, поэтому смотрят на Католическую церковь, как на агентов колонизаторов. А основания смотреть на Русскую Православную Церковь под этим углом нет, но подозрения все равно возникают в силу того, что есть некие общие черты, поскольку речь идет о традиционных христианских конфессиях. Китайцы вполне могут сделать вывод, что если связанные с колонизаторами католики ведут себя агрессивно, то и вполне православные могут быть такими же. Хотя между Православием и католицизмом хватает противоречий как доктринального характера, так и политического. Среди китайцев людей, которые бы понимали совокупность этих сложных отношений, я думаю, очень немного.
У китайского социализма большой потенциал для применения вовне. Не будем забывать, что в мире существует большая сеть институтов Конфуция, которая активно занимается распространением китайского языка и культуры. В настоящее время Китай по основным макроэкономическим показателям — это экономическая держава № 1. Очень высокая эффективность управления, большая пассионарность китайцев. Они начинают верить в свои силы и ведут более активную и иногда даже агрессивную внешнюю политику, реализуют инфраструктурные проекты в других странах и на континентах. Китайская политика строится на определённом симбиозе. Они взяли то, что им подходит, то, что с их точки зрения является наиболее полезным как из марксизма-ленинизма, так и рыночной экономической модели. Этот симбиоз достаточно грамотно используется для увеличения экономического потенциала. Именно поэтому и началась экономическая американо-китайская война, ведь по рыночным правилам США с ними конкурировать уже не могут. Поэтому американцы пытаются подавить конкурентов, используя такие инструменты, как: санкции, угрозы, давление, шантаж и т.д.
В целом та модель экспортно-ориентированной экономики, которая существует на Тайване, в Японии, в Южной Корее, в Китае, достаточно успешна. В деловых кругах её оценивают очень высоко. Никто не может сказать, что программа модернизации в Китае не сработала. Страна стала первой в мире по темпам экономического роста и по объему экономики, сильно вырос уровень жизни в Китае, растёт потребление, идёт явное улучшение жизни народа, растёт продолжительность жизни.
Что касается российской модели модернизации, то её успешность не очевидна. И это имеет свои последствия. Посмотрите, как выросло количество людей в мире, которые изучают китайский язык и насколько упало количество тех, кто изучает русский язык.
Существуют объективные препятствия к распространению Православия в Китае. Это политика китайского правительства, которое опасается распространения «чужой» религии, которая пришла из другой страны. Потому что были иностранные миссионеры, прежде всего, католические, которые изучали язык и переводили китайскую литературу, но их идеей фикс было обращение китайцев в католицизм. А католики с точки зрения китайцев не уважают предков, не выполняют ритуалы поклонения предкам, на чём, собственно, и стоит такое китайское морально-этическое учение, как конфуцианство. Это основной камень преткновения, который является серьезным препятствием распространения христианства в целом.
Есть различные организации, которые называют себя протестантскими, ибо, на мой взгляд, некоторые из них нельзя назвать даже религиозными. Они действует очень агрессивно. Там есть большой миссионерский корпус, который знает китайские традиции, языки, систему аргументаций, которая может как-то повлиять на китайцев для того, чтобы подвигнуть их к изменению религиозной идентичности. Если, например, у католиков есть какие-то традиции и принципы этического характера, которые они не могут нарушать, то у представителей НРД ограничителей такого характера нет. Они действуют даже более успешно, но периодически попадают под раздачу со стороны властей.
Китайское правительство в этой сфере действует осторожно, поскольку хорошо понимает долгосрочные политические последствия изменения межконфессионального баланса.
Католическая церковь - серьёзная международная структура со своими многовековыми традициями, с библиотеками, с очень квалифицированным составом священнослужителей, которые веками занимаются миссионерством в Азии. Ни одно столетие существуют миссионерские ордена и организации, которые работают в Азии. Например, во Франции есть такая организация Missions Étrangères de Paris, которая была создана еще в 1660 году. Она работала как в Северо-Восточной, так и Юго-Восточной Азии: в Китае, в Японии, в Корее, в Сиаме, во Вьетнаме. Даже перевороты и восстания организовывали против местных «кровавых режимов», начиная с 17 века. С тех пор у них накопился колоссальный опыт, технологии, написана литература, подготовлены миссионерские кадры, почитаются мученики, которые погибли в этих странах. Уровень подготовки миссионерских кадров в Ватикане очень серьезный.
Я общался с французскими иезуитами, которые работают в Азии, так они блестяще знают и современный, и древнекитайский языки, могут поддержать любую дискуссию на философские проблемы. А сколько у нас людей такого уровня, которые могут вести дискуссии на восточных языках с местной интеллектуальной элитой? А различные миссионерские стратегии — как обращать местных жителей, чтобы не нарушать законы страны пребывания и т.д.
На заре распространения христианства в Азии были активны буйные миссионеры с крестами и чётками, которые не знали ни слова на местных языках. После первых же шагов их депортировали за нарушение традиций. Потому что они проникали в местные культовые сооружения и оскверняли статуи Будды. С точки зрения местных жителей они занимались кощунством. Потому что нельзя быть наполовину буддистом и наполовину католиком. У местного населения, которое, в основном, является буддистским, всё это вызывало ответную реакцию. И конфликт при благоприятных условиях перестал из области религиозных ценностей в межрелигиозную бойню, а региональная дестабилизация приводила к высадке европейского экспедиционного корпуса, вооруженного пушками по последнему слову техники.
Так что проблема распространения иных религий в Китае имеет давние исторические корни и она очень непростая. Но на Русской Православной Церкви сомнительного груза колониальных деяний нет, что создаёт массу преимуществ, и это надо умело использовать.
6. "В свете есть иное диво: море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, разольётся в шумном беге, и очутятся на бреге…" ("из" А. С. Пушкина)
5. а как же с драконом?
4. В дополнение 3
3. "Порядок бьет Класс"?
2. "То ли вечер - то ли день, то ли солнце, то ли тень - все смешалось будто бы во сне… Время года и число - забываю как назло, если ты словечко скажешь мне…" (из эстрадной советской песни)
1. От "реабилитации идеологии" к пониманию религии?