Какова роль Православия в Китае?

В отличие от католиков, имеющих клеймо колонизаторов в Азии, у Русской Православной Церкви есть шанс, несмотря на объективные препятствия, заниматься миссионерством в Поднебесной

Миссионерская деятельность 
0
1321
Время на чтение 7 минут

Вчера представитель МИД КНР Чжао Лицзянь на брифинге заявил, что власти Китая и Ватикан договорились продлить ещё на два года временное соглашение от 2018 года о рукоположении католических епископов на китайской территории, сообщает «Интерфакс-Религия».

«После дружественных консультаций обе стороны согласились продлить соглашение на два года», - приводят его слова западные СМИ.

«Обе стороны будут поддерживать тесный контакт и вести консультации, а также продолжать продвигать процесс улучшения отношений», - добавил дипломат.

Как ранее отмечал в интервью РНЛ доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Колотов, «Ватикан, надо отдать ему должное, в течение многих веков чётко и последовательно продвигает свои интересы, активно пытается расширить сферу своего влияния в мире, чем не занимается Русская Православная Церковь».

В контексте переговоров Ватикана и Пекина вспоминается любопытная статья известного экономиста и публициста Михаила Хазина, которую он опубликовал в июле сего года. Поводом для размышлений Хазина стало письмо к нему китаиста и конспиролога Андрея Девятова, который активно продвигает идею «Новой Орды», как союза России с Китаем. По замыслу Девятова Россия должна стать стратегическим тылом Китая, для чего нам нужно отказаться от своих геополитических проектов.

Продление соглашения между Ватиканом и Китаем прокомментировал в интервью «Русской народной линии» профессор Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Николаевич Колотов:

Идеология должна быть создана на серьезной базе. А в Китае в силу ряда цивилизационных особенностей этой древней культуры я не вижу серьезной базы для христианства в целом и Православия в частности. Основой китайских учений является культ предков, не дающий бурно развиваться христианским конфессиям в Китае.

В своё время в Ватикане римские папы даже проклинали людей, исповедующих культ предков. И это серьёзные традиционные ограничения китайской культуры, которые влияют на миссионерство в Азии.

Однако у Православия есть масса плюсов, которые можно использовать в Китае. У нас есть священники, которые хорошо знают китайский язык. Веками в Китае служила духовная миссия Русской Православной Церкви, в которой изучали язык, и которая не была никоим образом связана с колониализмом. Более того, были специальные указы русских царей не заниматься политиканством и интриганством. Это большое конкурентное преимущество, которое вполне может быть использовано для расширения контактов с китайцами.

Проблема в том, что китайские власти очень жёстко контролирует доступ и контакты местных жителей с представителями таких конфессий, как Русская Православная Церковь. Даже нынешние граждане Китая, потомки албазинцев, насколько я помню, только раз в год могут посещать храм Русской Православной Церкви в посольстве РФ в Пекине.

Ватикан исторически проводит наступательную и агрессивную политику. Католики очень опытные переговорщики и конспираторы. Мы все хорошо помним один из лозунгов иезуитов: «Цель оправдывает средства». Более того, у католиков очень сильны политические позиции в религиозных кругах западных стран, через которые они могут оказать давление политическое, дипломатическое и даже экономическое, чем они и занимались всю свою историю в Азии. Ватикан - очень серьезный актор на международной арене, который хорошо умеет защищаться и нападать. 

В настоящее время китайские власти пытаются выстроить отношения с Ватиканом таким образом, чтобы избежать ущерба национальной безопасности Китая. Ведь китайцы помнят, что католики  помогали колонизаторам, поэтому смотрят на Католическую церковь, как на агентов колонизаторов. А основания смотреть на Русскую Православную Церковь под этим углом нет, но подозрения все равно возникают в силу того, что есть некие общие черты, поскольку речь идет о традиционных христианских конфессиях. Китайцы вполне могут сделать вывод, что если связанные с колонизаторами католики ведут себя агрессивно, то и вполне православные могут быть такими же. Хотя между Православием и католицизмом хватает противоречий как доктринального характера, так и политического. Среди китайцев людей, которые бы понимали совокупность этих сложных отношений, я думаю, очень немного.

У китайского социализма большой потенциал для применения вовне. Не будем забывать, что в мире существует большая сеть институтов Конфуция, которая активно занимается распространением китайского языка и культуры. В настоящее время Китай по основным макроэкономическим показателям — это экономическая держава № 1. Очень высокая эффективность управления, большая пассионарность китайцев. Они начинают верить в свои силы и ведут более активную и иногда даже агрессивную внешнюю политику, реализуют инфраструктурные проекты в других странах и на континентах. Китайская политика строится на определённом симбиозе. Они взяли то, что им подходит, то, что с их точки зрения является наиболее полезным как из марксизма-ленинизма, так и рыночной экономической модели. Этот симбиоз достаточно грамотно используется для увеличения экономического потенциала. Именно поэтому и началась экономическая американо-китайская война, ведь по рыночным правилам США с ними конкурировать уже не могут. Поэтому американцы пытаются подавить конкурентов, используя такие инструменты, как: санкции, угрозы, давление, шантаж и т.д.

В целом та модель экспортно-ориентированной экономики, которая существует на Тайване, в Японии, в Южной Корее, в Китае, достаточно успешна. В деловых кругах её оценивают очень высоко. Никто не может сказать, что программа модернизации в Китае не сработала. Страна стала первой в мире по темпам экономического роста и по объему экономики, сильно вырос уровень жизни в Китае, растёт потребление, идёт явное улучшение жизни народа, растёт продолжительность жизни.

Что касается российской модели модернизации, то её успешность не очевидна. И это имеет свои последствия. Посмотрите, как выросло количество людей в мире, которые изучают китайский язык и насколько упало количество тех, кто изучает русский язык.

Существуют объективные препятствия к распространению Православия в Китае. Это политика китайского правительства, которое опасается распространения «чужой» религии, которая пришла из другой страны. Потому что были иностранные миссионеры, прежде всего, католические, которые изучали язык и переводили китайскую литературу, но их идеей фикс было обращение китайцев в католицизм. А католики с точки зрения китайцев не уважают предков, не выполняют ритуалы поклонения предкам, на чём, собственно, и стоит такое китайское морально-этическое учение, как конфуцианство. Это основной камень преткновения, который является серьезным препятствием распространения христианства в целом.

Есть различные организации, которые называют себя протестантскими, ибо, на мой взгляд, некоторые из них нельзя назвать даже религиозными. Они действует очень агрессивно. Там есть большой миссионерский корпус, который знает китайские традиции, языки, систему аргументаций, которая может как-то повлиять на китайцев для того, чтобы подвигнуть их к изменению религиозной идентичности. Если, например, у католиков есть какие-то традиции и принципы этического характера, которые они не могут нарушать, то у представителей НРД ограничителей такого характера нет. Они действуют даже более успешно, но периодически попадают под раздачу со стороны властей.

Китайское правительство в этой сфере действует осторожно, поскольку хорошо понимает долгосрочные политические последствия изменения межконфессионального баланса.

Католическая церковь - серьёзная международная структура со своими многовековыми традициями, с библиотеками, с очень квалифицированным составом священнослужителей, которые веками занимаются миссионерством в Азии. Ни одно столетие существуют миссионерские ордена и организации, которые работают в Азии. Например, во Франции есть такая организация Missions Étrangères de Paris, которая была создана еще в 1660 году. Она работала как в Северо-Восточной, так и Юго-Восточной Азии: в Китае, в Японии, в Корее, в Сиаме, во Вьетнаме. Даже перевороты и восстания организовывали против местных «кровавых режимов», начиная с 17 века. С тех пор у них накопился колоссальный опыт, технологии, написана литература, подготовлены миссионерские кадры, почитаются мученики, которые погибли в этих странах. Уровень подготовки миссионерских кадров в Ватикане очень серьезный.

Я общался с французскими иезуитами, которые работают в Азии, так они блестяще знают и современный, и древнекитайский языки, могут поддержать любую дискуссию на философские проблемы. А сколько у нас людей такого уровня, которые могут вести дискуссии на восточных языках с местной интеллектуальной элитой? А различные миссионерские стратегии — как обращать местных жителей, чтобы не нарушать законы страны пребывания и т.д.

На заре распространения христианства в Азии были активны буйные миссионеры с крестами и чётками, которые не знали ни слова на местных языках. После первых же шагов их депортировали за нарушение традиций. Потому что они проникали в местные культовые сооружения и оскверняли статуи Будды. С точки зрения местных жителей они занимались кощунством. Потому что нельзя быть наполовину буддистом и наполовину католиком. У местного населения, которое, в основном, является буддистским, всё это вызывало ответную реакцию. И конфликт при благоприятных условиях перестал из области религиозных ценностей в межрелигиозную бойню, а региональная дестабилизация приводила к высадке европейского экспедиционного корпуса, вооруженного пушками по последнему слову техники.

Так что проблема распространения иных религий в Китае имеет давние исторические корни и она очень непростая. Но на Русской Православной Церкви сомнительного груза колониальных деяний нет, что создаёт массу преимуществ, и это надо умело использовать.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. "В свете есть иное диво: море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, разольётся в шумном беге, и очутятся на бреге…" ("из" А. С. Пушкина)

"Как же с драконом"? Да просто - в былинной Руси, "помнится" на них землю пахали? Кстати, не российский ли президент по восточному календарю - Дракон? Будучи по вероисповеданию человеком православным "совмещает" же он это? Если и бывает в подобных случаях проблема, то она в следующем: - как "вырасти" из астрологических "штанишек", что удается далеко не каждому? В "некой" аналогии здесь отчасти будут уместны слова апостола Павла (?), что, мол, во младенчестве-то вы питались молочком - пора бы научиться "усваивать" "пищу" гораздо более грубую - примерно, так? Почему "у апостолов "такое" с китайцами не получилось"? Всему свое время - кажется, на Востоке говорят: когда ученик готов -учитель приходит? А вообще-то, дракон еще ведь и "существо" бутафорское… На "карнавалы" потребное, а по прошествии празднества - утилизируемое?

5. а как же с драконом?

Известно , что и черти в Его веруют.. И живут строго вопреки Его Заповедям... Неужели есть надежда, что драконопоклонники в Китае всё-таки придут к православию? У Апостолов такое с китайцами не получилось...
дед / 27.10.2020, 12:31

4. В дополнение 3

По сути, "сообразно" складывающимся условиям, в Китае, в области мировоззренческой (!), в принципе, разве не возможен переход аналогичный (в подобии, разумеется!) тому, что состоялся, "помнится", в соседней Монголии: из "феодализма" - сразу в социализм? Причем в классической китайской "фишке": заимствования-использования наработанного еще в "атеистическом" СССР (!) (куда там России зацикленной на т.н. "парижском" богословии и "лондонах"!) не только ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО, но и духовно-понятийного опыта-аппарата "напрочь" игнорируемого (и просто не замечаемого!) РПЦ - причем, практически, на всех "этажах"? Получается, что именно Китай ныне - самая перспективная для Бога "площадка" в деле прорыва человека к своему Творцу? "Китайское правительство в этой сфере действует осторожно, поскольку хорошо понимает долгосрочные политические последствия изменения межконфессионального баланса" - пишет Владимир Колотов… Напомним, однако, что, строго говоря, Православие вопреки распространенному "мнению" вовсе не "конфессия" (в отличие от католицизма и протестантизма), а религия, в коей (и только в ней!) человеку может открыться полнота Истины… Но увы, сегодня РПЦ, скажем так - призванная удерживать хотя бы приемлемый тому уровень, по сути, "рубит сук" как минимум упомянутого автором "баланса" будучи "заточенной" на антисоветизм (!) - тем самым не давая ли внушительную "фору-преимущество" католикам: - "наисвежайший" пример - события Беларуси? Вообщем, стали по факту продолжателями традиции "ревизионизма" - а "национал-социалистическому" Китаю по душе ли то будет?

3. "Порядок бьет Класс"?

РНЛ: "…Поводом для размышлений Хазина стало письмо к нему китаиста и конспиролога Андрея Девятова, который активно продвигает идею «Новой Орды», как союза России с Китаем. По замыслу Девятова Россия должна стать стратегическим тылом Китая, для чего нам нужно отказаться от своих геополитических проектов..." //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// Вот что конкретно было сказано Андреем Девятовым в интервью газете "Культура" в 2014 году: "Если Россия встанет на путь «пять «выше», поставит на главенствующее место этику семьи народов, этику Чингисхана, этику справедливости, то есть станет носителем идеи Востока, то она окажется сильнее Китая. Поскольку, согласно китайским же представлениям, Восток сильнее Центра. Центром, как мы уже говорили, является сам Китай, Срединная империя. Так что у России есть основания занять достойное место. В середине прошлого века Мао Цзэдун сам назвал СССР старшим братом. Старшим братом в социалистическом лагере, который Сталин строил не как корпоративное образование, а как семью народов, повторение Орды. Троцкий и Бухарин называли Сталина Чингисханом — он и был им. Теперь Россия занимает место старшей сестры: с ней надо советоваться, о ней нельзя не заботиться, ее нельзя бросить. Это достойное место." И еще о Китае… " "Да, «братья во Христе» их сильно кинули. Китай постоянно находился в поиске религиозной опоры. Но не подошли ни буддизм, который даже был государственной религией, ни ислам, потому что это учение нацменьшинства (уйгуров). Они по-прежнему в поиске, где брать прививку духовности. Зачем председатель Си принял патриарха Кирилла? Никогда китайский император не принимал духовных лидеров — за исключением далай-ламы. Что будет дальше? Старцы на Руси говорили, что китайцы начнут массово принимать правильное учение (а в православии суть — это нестяжание) и тем спасут Россию. В какой форме могут китайцы воспринять православие?" А вот последний вопрос: "В какой форме могут китайцы воспринять православие?" - пожалуй, ключевой (!) - особенно в "связке" с мнением однажды высказанным отошедшим на днях в мир иной протоиереем Дмитрием Смирновым, что в России требуется заново проповедовать Христа? Может, на первый взгляд, показаться парадоксальным, но и здесь разве у Китая нет шанса "обойти" Россию "тешащую" себя Третьим Римом и традиционно "считающуюся" оплотом Православия? И основания тому - не налицо ли?

2. "То ли вечер - то ли день, то ли солнце, то ли тень - все смешалось будто бы во сне… Время года и число - забываю как назло, если ты словечко скажешь мне…" (из эстрадной советской песни)

Владимир Николаевич Колотов: "У китайского социализма большой потенциал для применения вовне.. …Китайская политика строится на определённом симбиозе. Они взяли то, что им подходит, то, что с их точки зрения является наиболее полезным как из марксизма-ленинизма, так и рыночной экономической модели…" ////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// Здесь вот "параллельно" проходит (пока незавершенной!) тема главного редактора А. Д. Степанова "Реабилитация идеологии", в 1 части которой автор (на основе логического и исторического анализа) утверждает, что "базовых идеологем может быть и было исторически всего пять"… "Интересно", а как в этом смысле "классифицируется" положение с Китаем? То, что там ныне имеется можно ли назвать идеологией? Вопрос не праздный коли учесть еще одно утверждение А. Д. Степанова: "…консерватизм оказывается ближе всех к реальной жизни и, что примечательно консерватизм ближе всего к Христианству. В современных условиях именно за правильно понятым консерватизмом будущее. Но об этом позже." В "контексте" публикации В. Н. Колотова "какое" конкретно Христианство может иметься ввиду - Православие или…?

1. От "реабилитации идеологии" к пониманию религии?

Владимир Николаевич Колотов: "Идеология должна быть создана на серьезной базе. А в Китае в силу ряда цивилизационных особенностей этой древней культуры я не вижу серьезной базы для христианства в целом и Православия в частности…" /////////////////////////////////////////////////////////////////////////// Ну вот как понимать такой "посыл": - "идеология должна быть создана на…"? Конечно же - при особом "старании" и религию можно "низвести" в идеологию, но… к чему "мы" придем? Опять же… "Возьмем" ту же Русь - языческую… С идолами-истуканами. Дремучими лесами да "соловьями-разбойниками"… На первый взгляд - тоже ведь основательных предпосылок не имелось, чтобы "положить" "взор" аж на Православие? В итоге же - как-то "сложилось" - "показалась" Господу Русь как сын полка в известном произведении? А "взвесить", например, в этом смысле Ватикан и Китай - у кого более шансов-предпосылок принять Православие?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Колотов
Мы находимся в переломном моменте истории
На саммите БРИКС обсуждалась альтернатива «порядку, основанному на правилах»
28.10.2024
Мудрый ответ России на давление Запада
Мы наблюдаем мощное усиление евразийской интеграции
19.09.2024
Шаг России эпохального значения
О главных итогах визита Владимира Путина в КНДР и Вьетнам
24.06.2024
Запад активируют прозападные силы в Индии
О возможном геополитическом повороте Индии на Запад после парламентских выборов
22.04.2024
Все статьи Владимир Николаевич Колотов
Миссионерская деятельность
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22