Год 2020. Канун Светлого Праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Закончилась Всенощное бдение в Крестовоздвиженском храме Еревана. Тихо. На душе мир и спокойствие. Все как будто затихло в ожидании Престольного праздника...
День Воздвижения. Раннее утро. Страшная весть облетает город. Началась война! По всей линии соприкосновения вооруженных сил непризнанной Нагорно-Карабахской республики (называемой в Армении республикой Арцах) с вооруженными силами Азербайджана начались ожесточенные бои. Конфликт, тлевший на протяжении десятилетий, вспыхнул с новой силой и вот-вот грозит перерасти в полномасштабную войну. Слезы боли матерей, трепещущих за судьбу своих чад, защищающих на границе мир и покой своих близких. Слезы отчаяния матерей, уже получивших трагическую весть о том, что больше никогда не увидят в живых свою кровинушку. И в то же время удивительный подъём, уверенность и твёрдость в глазах людей: «Не отдадим ни пяди земли, политой потом и кровью наших братьев, отцов и дедов! Мы победим!»
Трудно описать словами, то что ощущаешь, находясь здесь в гуще событий. И к кому обращены эти слова? Точно не к тем, кто сегодня разглагольствует на просторах инета: «Где там эти Армения и Азербайджан? Где-то там за горами. Что нам до них?», «Это всё очень трогательно, но мой кофе стынет». Такие пусть пройдут мимо. Моё слово к тем, у кого сердце болит…
Эмоции. Как тут без них? Когда видишь убитую девочку и раненного младенца, изувеченные тела бойцов и страх в детских глазах. Но я хочу сейчас оставить эмоции и постараться разобраться в происходящем, оперируя лишь фактами, в качестве инструмента используя лишь логику и здравомыслие. Парадокс! Обращаюсь к неравнодушным, но призываю охладить ум, чтобы суметь разобраться. Для чего разбираться? Чтобы попытаться найти выход из тупика. Или хотя бы указать направления, куда двигаться точно бессмысленно.
Несмотря на то, что нахожусь сейчас в Ереване и ношу фамилию Григорянц, постараюсь приложить максимум усилий, чтобы быть объективным и если нарушу свое же правило «только факты и логика» – покажите это, но не говорите: «точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя».
«Глава МИД ФРГ призвал Армению и Азербайджан к прекращению огня», «ЕС призвал всех игроков в регионе избегать иностранного вмешательства в ситуацию в Арцахе» – такими заголовками пестрят сейчас новостные ленты. В связи с этим первый вопрос: кто начал боевые действия? «Стороны обвиняют друг друга» – ответят новостные ленты. Но что скажет нам здравый смысл и простое рассуждение? Пусть мы даже незнакомы с фактами, но имеем хоть малейшее представление о ситуации в регионе. Конечно, совершенно очевидно, что Арцаху выгоден статус-кво, который не устраивает Азербайджан. Ибо Арцах полностью контролирует свою территорию, а также часть территории Азербайджана, создал оборонительные рубежи, которые дают ему возможность жить в относительном мире уже более четверти века. Азербайджан же претендует на возврат себе контроля над указанными территориями. Следовательно, конфликт мог быть развязан только Азербайджанской стороной.
Итак, простое применение древнего принципа cui prodest (лат.: кому выгодно?) дает нам, казалось бы, лежащий на поверхности ответ на первый вопрос, но этот ответ порождает вопрос номер два: почему мировые лидеры ведут себя так, как будто им этот ответ неизвестен? Может быть, у них нет фактов? Но это невозможно. Сегодня невозможно осуществить артобстрелы и масштабные перемещения войск, не будучи обнаруженными средствами разведки (включая космическую), которыми обладают все крупные игроки геополитического поля. Итак, все точно знают, кто начал. Как же тогда назвать все эти «заявления» и «призывы»? Оставляю читателю выбор эпитетов.
Почему я говорю об этом сейчас? Потому что кровь детей и лицемерие политиков связаны неразрывно. Лукавые и обтекаемые слова лицемеров, развязывают руки агрессорам и льется кровь.
Что дальше? Может быть, кто-то возразит: да, Азербайджан считает эту территорию своей и хочет восстановить над ней контроль. Разве страна не имеет права вернуть территории, которые считает своими и оккупированными? Постой, друг! Ведь речь была не об этом, а о лжи! Если ты хочешь взять то, что считаешь принадлежащим тебе, то так прямо и скажи! Зачем же ты называешь нападение «контрнаступательной операцией»? Зачем начинаешь дело, которое считаешь правым со лжи? Ты скажешь мне: «политика невозможна без лжи»? А я скажу тебе: «ложь невозможна без диавола, ибо он лжец и отец лжи».
Но всё же поднятый вопрос имеет право на существование: действительно ли Нагорный Карабах – это «исконно азербайджанские земли», как непрестанно твердят все информационные источники Азербайджана? Вопрос, о который за последние тридцать лет сломано немало копий, вопрос, набивший оскомину типичному теплохладному насельнику толерантного и политкорректного мира. От «Ой! У каждого своя правда! Это с Вашей колокольни так! А у них другие аргументы! На этот вопрос существуют различные точки зрения» до «Задолбали уже! Сами разбирайтесь! Какое наше дело! Неинтересно чей этот Карабах!». Но такого читателя мы с самого начала попросили пройти мимо.
А что скажу тому, кто остался? Приглашу опять последовать простым логическим путем. Если ты – неравнодушный исследователь, который хочет разобраться в каком-либо вопросе и докопаться до истины, но при этом не является узким специалистом в соответствующей области. Каков будет твой план действий?
Для человека, занимавшегося наукой, ответ достаточно очевиден: нужно разыскать авторитетные источники в этой области и через них узнать мнение узких специалистов и соответствующего научного сообщества. Это мнение будет лучшим приближением к истине, которое известно современному человечеству.
В случае естественных наук указанный рецепт работает безупречно. В ситуации с историей мы должны проявить разумную осторожность, поелику здесь появляется грязный след политики, иногда доводящий ситуацию до маразма (да не будут помянуты здесь древние укры, великие изобретатели колеса и новые победители ВОВ). Правда, этот маразм еще никогда не смог проникнуть в академические научные круги на международном уровне, но тем не менее излишняя осторожность не помешает. Итак, поскольку Армения и Азербайджан – заинтересованные стороны, логично исключить из рассмотрения мнение ученых этих стран.
Что же говорит международное научное сообщество о том, кто жил на земле Нагорного Карабаха тысячи лет? Благо интернет дает нам возможность получить ответ на этот вопрос парой кликов. Мы получаем ссылки на энциклопедию Ираника, а также на труды известных ученых из Англии, Франции, США, СССР и пр. из которых узнаем, что начало арменизации земель к югу от реки Куры, включая Нагорный Карабах, различные ученые датируют по-разному, но все датировки укладываются в период от VII до II века до н.э. Итак, по мнению ученых, армяне живут на земле Нагорного Карабаха более двух тысяч лет.
А что говорит наука об азербайджанцах? Согласно энциклопедии Британника, азербайджанец – любой член тюркского народа, проживающий в основном в Азербайджанской Республике и в регионе Азербайджана на северо-западе Ирана. Там же узнаём, что тюркизация населения Закавказья турками-сельджуками началась в XI веке. Уже не говорю о том, что в переписи населения СССР 1926 года слово «азербайджанец» отсутствует и впервые появляется лишь в переписи 1936 года! Итак, предки азербайджанцев, согласно мнению международного научного сообщества, появились в Закавказье в то время, когда армяне там жили уже не менее тысячи двухсот лет. Это закрывает вопрос о том, чьей исконной землей является Нагорный Карабах.
Но кто-то скажет: допустим армяне давно жили на этой земле. Причём тут это? Сейчас эта территория находится в международно признанных границах Азербайджана, значит, это территория Азербайджана, согласно международному праву. Подожди, друг! Ведь речь была не об этом, а о лжи! Если ты считаешь, что территория, на которой, по мнению ученых всего мира, исконно жил другой народ, принадлежит тебе по международному праву, то так и скажи. Зачем говорить на каждом углу, что территория твоя исконно? Разве американцы и канадцы отдадут индейцам Северную Америку? Конечно, нет. Но разве им может прийти в голову сказать «мы коренные жители Северной Америки, а эти индейцы пришлые». Очевидно, это было бы безумием. Зачем же так поступать? Цель, которую ты считаешь правой, не может быть достигнута через ложь.
Прости, читатель, что утомил тебя, но начав нужно завершить. Итак, если мы шли вместе этой несложной дорогой логического рассуждения, то пришли вот куда: земля Нагорного Карабаха, на которой исконно жили армяне, не без Воли Божией (ибо ничего не бывает без Воли Божией) оказалась в международно признанных границах Азербайджана.
Здесь зададим последний вопрос: может всё не так плохо и хорошим выходом для армян Арцаха была бы автономия в составе Азербайджана? Если тебе пришёл в голову такой вопрос, значит, ты ничего не знаешь о трагической истории армянского народа. Всем известен Геноцид армян в Османской империи, унесший жизни полутора миллионов человек, но было еще множество трагических эпизодов меньшего масштаба, таких как Хамидийская резня в 1894-96 гг., резня в Баку 1918 г., а также в новейшей истории Азербайджана погромы в Сумгаите 1988 г. и в Баку 1990 г. Вывод напрашивается сам собой: остаться в составе Азербайджана для армян Арцаха равносильно смерти или вечному изгнанию с родной земли. Но народ Арцаха выбрал свободу и независимость, предпочитает смерть с оружием в руках, изгнанию и истреблению.
Ты можешь возразить: возможно жестокие убийства и резня – это в прошлом, а теперь такого не будет. Ты скажешь: немцы тоже убивали евреев, но теперь евреи могут спокойно жить в Германии. Скажу тебе: да, это так, но не забывай, что немцы принесли покаяние, даже упоминание имени Гитлера в каком-либо положительном контексте они считают моральным преступлением. Турция и Азербайджан не принесли покаяния, они негативно воспринимают любое упоминание о геноцидах, коих было множество. Мавзолей Кемаля Ататюрка (одного из главных руководителей и вдохновителей геноцида христианского населения Османской империи во время греко-турецкой войны 1919–1922), находящийся в Анкаре обязательно посещают высокие гости турецкого руководства. А если нет покаяния, повторение трагедии неизбежно...
Опять эмоции… Что ж, прости! Не могу дольше держаться сухого рассуждения. Я видел многое своими глазами. Итак, есть ли выход из этой ситуации? Он может быть найден только через покаяние, как свидетельствует пример немецкого народа. Но есть ли надежда на это?.. Если хочешь найти для себя ответ, прочти «Каменные сны» азербайджанского писателя Акрама Айлисли. Хочешь узнать больше и имеешь крепость понести? Прочти историю Генерала из первого из «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва.
А я умолкаю. Помолимся о том, чтобы матери увидели живыми своих сыновей...
Протоиерей Арсений Григорянц, благочинный патриарших приходов в Армении, настоятель Покровского храма города Еревана