Ушёл из жизни Сергей Сергеевич Хоружий (1941-2020) — выдающийся философ, богослов, переводчик, умер 22 сентября. Мне довелось встретиться с ним несколько раз: в Москве и в Калининграде дважды, когда он приезжал на научные конференции.
Сердце моё скорбит и ум сопротивляется поверить в то, что Сергей Сергеевич — глубочайший мыслитель нашего времени, много сделавший для утверждения философской синергийной антропологии, ушёл в иной мир. Первая его книга, с которой я познакомилась, - «Диптих безмолвия» - меня потрясла встречей с неизвестными мне в то время философскими и богословскими исследованиями аскетической практики исихазма. Найдя на сайте Института синергийной антропологии его электронный адрес, я была приятно удивлена, что Сергей Сергеевич пригласил для беседы меня к себе домой. Удивлена была и в то же время понимала это как осуществление некой моей давней мечты и предназначенности, начинавшейся с того, что учась в школе, я часто смотрела на портрет его мамы Веры Хоружей, размещенный на стенде «Герои-комсомольцы», а спустя досточно долгое время встретилась с книгами Сергея Хоружего.
Это было 27 марта 2007 года. В то время я серьезно увлеклась русской религиозной философией, и мне было интересно задать вопросы по синергийной антропологии как звену традиции русской мысли. А Сергей Сергеевич рассматривал русло религиозной мысли, философской и богословской, как центральное и главное во всей русской умственной культуре (за исключением советского периода).
Помню, как Сергей Сергеевич с болью говорил о ситуации с философией в России и мире, о своих впечатлениях с всемирных философских конгрессов: философия утратила порождающее ядро, к сожалению, с ядром произошла утруска и усушка, а в центр выдвинулось нечто второстепенное, периферия стала вторгаться в центр, так как «мелкие и шустрые» в эпоху политкорректности выдвинулись на руководящие посты, будучи «рьяными инвалидами мысли», однако понимающими, что философия подлинная угрожает их благоденствию. Сергей Сергеевич в своих работах направил свою мысль к христианской распахнутости, к энергийно наполненному бытию.
Он присылал мне свои лекции: «Духовная практика и духовная традиция. Концепт», где обращался к культурной традиции и духовному опыту, о соединении которых мечтал «Серебряный век», но что во многом осуществилось в русской эмиграции.
Частями он отправлял в электронном виде книгу «Психология врат как врата метапсихологии», где была потрясающая новизна в анализе феномена покаяния - одного из классических феноменов религиозной психологии, работу «Постсекуляризм», доклады с конференций и конгрессов, как «Дискурсы внутреннего и внешнего в практиках себя» и многие другие работы.
Сергей Хоружий относится к тем русским философам, которые являются гордостью и оправданием дальнейшего развития неистребимой философской мысли. Огонь её согревает тех, кто знал и любил этого прекрасного мыслителя и человека. Он всегда подписывал свои книги «Досточтимой…» Светлая память Вам, досточтимый Сергей Сергеевич! Будем достойны Вашей памяти!
Лидия Владимировна Довыденко, секретарь Союза писателей России, член Союза журналистов России, кандидат философских наук, главный редактор журнала «Берега», прозаик, публицист, критик, общественный деятель