Главенство Императора в Церкви

На круглом столе в Союзе писателей России обсудили византийский опыт церковно-государственных отношений

Русское Собрание 
0
1961
Время на чтение 6 минут

8 сентября в Москве в зале Союза писателей России состоялся круглый стол на тему «Византийский имперский опыт и перспективы церковно-государственных отношений», организованный «Русской народной линией», сообщает наш корреспондент.

Круглый стол был приурочен к выходу в свет двух томов собрания сочинений одного из крупнейших современных правоведов-византинистов, доктора юридических наук Алексея Михайловича Величко. Первый том называется «Божественный лик Византии». Второй том «Царство и священство». В конце сентября предполагается выход третьего тома «Церковь и политический идеал».

Первые две книги включили в себя разные сочинения Величко. Сюда вошли работы по истории Церкви, проблематике церковно-государственных отношений. Автор описывает правовые и политические формы, в которых реализовывалась идея симфонии властей, а также механизм кризиса этой идеи в поздней Византии накануне гибели Второго Рима.

В круглом столе приняли участие известный церковный учёный, патролог и богослов, доцент Московской духовной академии митрофорный протоиерей Валентин Асмус; известный правовед и политический деятель, кандидат в президенты России, доктор юридических наук, многолетний депутат Государственной Думы Сергей Николаевич Бабурин и один из самых ярких современных писателей, заместитель председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России Василий Владимирович Дворцов. Вёл заседание круглого стола главный редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания Анатолий Дмитриевич Степанов.

С докладом на круглом столе выступил доктор юридических наук Алексей Михайлович Величко. Он рассказал об основных идеях своего труда применительно к проблематике, озвученной в названии круглого стола. По мнению Величко, основами византийской государственности можно считать три базовых принципа. Первый принцип — Византийская империя была теократическим государством. Это значит, что главной целью государства являлась организация спасения населения, приуготовление  народа к жизни в Царствии Небесном. Второй принцип — единство Церкви и Государства, которые существовали как самостоятельные институции, но находились в тесном взаимодействии. Третий принцип — главенство императоров Церкви.

На этом третьим принципе докладчик остановился подробно, поскольку он вызывает разночтения и дискуссии, особенно в современных условиях. Он напомнил, что ещё первый император Византии, святой равноапостольный Константин, называл себя внешним епископом Церкви, подчёркивая особый статус византийского императора. А другой святой император Юстиниан разработал известную концепцию симфонии властей — учение о священстве и царстве, как двух дарах Бога человеку, их задачах и функциях. Он отметил, что в Византии не было даже принято судить императоров, виновных в преследовании Церкви, настолько благоговейным было отношение к самому титулу Императора.

Рассказав об особенностях функционирования политической системы Византийской Империи, докладчик подробно остановился на реализации этих принципов в жизни Московского государства. По его мнению, главным недостатком Московского царства являлось то, что Москва воспринимала себя скорее не как продолжателя, а как заместителя Византии. Москва пыталась заместить Византию. Отсюда возникло и такое скептическое, а то и критическое отношение к грекам в русском обществе. Но, на взгляд докладчика, Московское царство не соответствовало той задаче, которую оно на себя взяло. Он видит главную проблему в том, что на московской почве не было выработано представления о достоинстве личности. Отсюда, такое пренебрежение и к правовым нормам существования общества, и к правам человека. Отсюда и существование такого унизительного социального института, как крепостничество.

Это связано, на взгляд Величко, с низким уровнем образования в русском обществе. Духовные школы появились в России только во времена Петра Великого. До этого духовным образованием государство не было озабочено. Эти недостатки, на его взгляд, стали результатом того, что Русская Церковь существовала не рядом с государством, как самостоятельная институция, а фактически слилась с государством. В этом он видит проявление духа папизма на русской почве.

Докладчик подверг критике идеи славянофилов, которые отвергали имперское мировоззрение, предлагая рассматривать задачи России, как обращение, прежде всего, к славянским корням.

Подводя итоги своего доклада, Величко заявил, что Москва может выполнить своё предназначение Третьего Рима, но для этого сегодня нужно решить целый ряд неотложных задач. Прежде всего, необходимо организовать должным образом религиозное образование и просвещение народа. Сегодня уровень религиозной грамотности в российском обществе является очень невысоким. Далее необходимо реально воцерковить государственную власть, которая должна начать осознавать своё предназначение в религиозных категориях. Третья задача — необходима широкая миссионерская деятельность по расширению влияния православной веры в обществе. Четвёртая задача — необходимо утверждать торжество закона в обществе, а это возможно только через утверждение идеи достоинства личности.

Выступившие затем участники дискуссии поддержали идеи, высказанные докладчиком, хотя по некоторым вопросам возникла полемика. В результате круглый стол превратился в живой обмен мнениями.

Отец Валентин Асмус в своём кратком слове отметил, что заслуживает всяческой поддержки стремление Алексея Величко обращаться к подлинной истории, преодолевать «завалы историографии», которые мешают правильному пониманию исторического процесса. Концепции историков порой искажают исторические события. Это относится не только к истории Византийской империи, которая до сих пор очень плохо знакома даже образованному русскому человеку, но это относится и к истории России. В качестве примера отец Валентин привёл восприятие церковных реформ Екатерины Великой, которые оцениваются чаще всего негативно, как попытка ограничить права Церкви, как стремление к секуляризации церковных земель, церковного имущества, которая подорвала деятельность церковных институтов. Но, по мнению отца Валентина, это совершенно не соответствует действительности, поскольку императрица Екатерина как раз лишила монастыри, как он выразился, «сомнительной привилегии быть крепостниками». Реформы Екатерины Великой как раз благотворно сказались на жизни Церкви и оценивать их нужно ровно с противоположный точки зрения.

В полемику с докладчиком вступил писатель Василий Дворцов, который говорил о восприятии церковной жизни разными людьми. Он также коснулся тем близкой ему Александровской эпохи. Как раз в это время писатель завершил работу над пьесой, посвященной жизни старца Федора Кузьмича, которая будет опубликована на «Русской народной линии». Замечания Дворцова естественным образом переросли в обмен мнениями и оценками с докладчиком, что придало живость дискуссии.

Историк Анатолий Степанов не согласился с оценками, прозвучавшими в докладе, касающимися российской монархии и особенностей существования Церкви и государства в России. Он отметил, что вопрос замещения или продолжения Москвой Византии не может решаться однозначно, поскольку это диалектический процесс, — всякое продолжение является замещением одного института другим. На многих примерах русской истории мы можем видеть именно продолжение византийской традиции. В то же время, конечно, русская история имеет свои особенности, обусловленные как особенностями психологии русского народа, так и спецификой русской истории, которая воспитала в русских людях иные качества, нежели имевшиеся у греков, которые являлись национальным субстратом Византийской империи.

В заключение Алексей Михайлович Величко поблагодарил всех участников дискуссии за высказанные суждения и замечания. Круглый стол записывался на камеру и у читателей «Русской народной линии» вскоре появится возможность увидеть самим состоявшуюся дискуссию.

По окончании круглого стола дискуссия была продолжена в неформальной обстановке за традиционным чаепитием.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Ответ на 12, Отец Георгий :

Господи, болящие собрались, Господи помилуй !

Уважаемый лекарь человеческих душ, честный отче. Пришел больной к врачу, а вместо лечения врач начинает говорить больному: "ДА Вы, больной". Больной терпеливо ждет, чтобы врач назначил бы ему какое-нибудь лекарство, а тот как мантру начинает опять повторять: "Да Вы,больной". Да, батюшка, мы знаем, что мы все больные, хромые, косые и немощные. Но раз Вы лекарь человеческих душ, подскажите, как нам излечиться? Вот так и в церкви, нарукополагали, но забыли в семинариях научить, как лечить нас, болящих. С НАМИ БОГ!
Валерий / 15.09.2020, 08:15

12. Ответ на 11, учитель:

Он внучку Сталина хочет Императрийцей сделать.

Господи, болящие собрались, Господи помилуй !
Отец Георгий / 12.09.2020, 20:45

11. Ответ на 5, Отец Георгий :

Он внучку Сталина хочет Императрийцей сделать.
учитель / 12.09.2020, 17:38

10. Ответ на 6, Порфирий:

Порфирий! Юморок разный бывает. Ваш ерничеством попахивает. Не надо бы Вам так... С уважением, Андрей Козлов.
Андрей Козлов / 12.09.2020, 12:23

9. Ответ на 5, Отец Георгий :

Не нравится --не читай эту писанину, какого рожна полез читать эту писанину , умник?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

В каком храме служите?
Коротков А. В. / 12.09.2020, 11:47

8. Ответ на 5, Отец Георгий :

Юпитер, ты сердишься? Значит, ты не прав!

7. Ответ на 6, Порфирий:

В моей статье --верно, а у вас - неведомо, чем пахнет ? Может быть !
Отец Георгий / 12.09.2020, 11:28

6. Ответ на 5, Отец Георгий :

Не нравится --не читай эту писанину, какого рожна полез читать эту писанину , умник?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет! Верно, отец Георгий?
Порфирий / 12.09.2020, 11:10

5. Ответ на 4, Русский Сталинист:

Не нравится --не читай эту писанину, какого рожна полез читать эту писанину , умник?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Отец Георгий / 12.09.2020, 10:52

4. Ответ на 3, Отец Георгий :

Царь и первый Император Петр-1 Романов упразднил Патриаршество, и сделал себя главой Российской Церкви. Правильно ? И да, и нет ! Если брать за истину, что Император, Царь и Король -- Защитник Веры ( как в Великобритании и в других королевских странах), то эта модель может и должна жить. Европа это показывает и доказывает. Королевские страны Европы -- самые успешные, социально-развитые,стабильные в мире. Понятие "шведский социализм" набило оскомину уже всем. И при этом "шведском социализме" король -глава Церкви ?! Диву даешься ! Социализм, король, глава церкви -- нарочно не придумаешь, но такая формула показывает, что королевские Норвегия Швеция, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Дания, и так далее -- самые стабильные в мире, при социалистическом образе жизни, взятом из опыта СССР ! Что касается Россия то, императорской, и нынешней ?! Все-таки Россия-- не совсем Европа, но и Азия тоже. Кто-то говорит --Азиопа ! Здесь другая ментальность, происхождение основного народа-деревенское, зависть, ненависть друг к другу, рваческие во многом устои, гнонор не по разуму. Если главой в новой Императорской России будет восстановленный Царь-император, то нынешнее руководство Церкви в лице Патриарха, Св. Синода и епископата будет этому явно недовольно, оно будет протестовать и интриговать против нового Императора. Пример тому, ситуация с Царем-мучеником Николаем-2 и Синодальным руководством РПЦ, которое активно, повторяю АКТИВНО участвовало в Февральской антимонархической масонской революции 1917 гг. Патриарх и епископы будут постоянно по своей ментальности и социальному происхождению противостоять новому Царю-Императору как к Главе Церкви, постоянно тыкая ему, что он, новый Царь-Император из новых Романовых будет повторять судьбу своего предшественика Никола-2. Епископат РПЦ в этом не успокоится. Тогда какой же баланс найти для этой очень серьезной ситуации ? Ведь Православный Царь-Император в новой России не может быть простой пешкой в руках политиков, парламента,правительства и Церкви ? Да. монархия будет конституционной, с широкими правами и обязанностями Императора, но все-таки очень серьезный вопрос -- должен быть Главой Православный Церкви миропомазанный Царь-Император или нет ? Главой Церкви является Христос Бог наш ! Предстоятелем Церкви перед Христом Богом является Патриарх, который управляет Церковью Соборно, вместе с Соборами, епископатом, духовенством при обязательном участии паствы -МИРЯН. Царь-Император -- Защитник Православной Церкви и Веры, символ государства, российской нации и единства народа ! Вот, кажется, это формула очень точная и нужная --Глава Церкви Православной Российской --Христос Спаситель, Предстоятель Церкви Российской Христовой-- Соборный Патриарх, Защитник Веры и Церкви Российской Христовой -- Царь-Император, который также по Монархической Конституции Защитник -- конфессий мусульманской, буддистской, иудейской и всех иных конфессий, которые служат Верой и Правдой России, Царю-Императоору и народу Российскому . Аминь

Вся Ваша патетическая писанина, густо сдобренная православно-монархической риторикой, разбивается вдребезги о тот факт, что в качестве Государя Императора неким чудесным образом возрождённой Российской Империи Вы нам предлагаете представителя Кирилловичей-Гогенцоллернов из т.н. "Российского Императорского Дома", лукаво именуя его "Царём из Династии Романовых".
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Русское Собрание
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Станет ли Казань центром обсуждения насущных проблем общества, или вновь вклинятся «чиновники-вахтёры»?
Непраздный вопрос в канун дискуссии «Россия и Русский мир: история, современные вызовы и перспективы», назначенной в Казани на 4 ноября 2024 г.
01.11.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Троеручица обняла свт.Савву и прп.Сергия
2 часть путевых заметок
27.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 11:12
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:59
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16