8 сентября в Москве в зале Союза писателей России состоялся круглый стол на тему «Византийский имперский опыт и перспективы церковно-государственных отношений», организованный «Русской народной линией», сообщает наш корреспондент.
Круглый стол был приурочен к выходу в свет двух томов собрания сочинений одного из крупнейших современных правоведов-византинистов, доктора юридических наук Алексея Михайловича Величко. Первый том называется «Божественный лик Византии». Второй том «Царство и священство». В конце сентября предполагается выход третьего тома «Церковь и политический идеал».
Первые две книги включили в себя разные сочинения Величко. Сюда вошли работы по истории Церкви, проблематике церковно-государственных отношений. Автор описывает правовые и политические формы, в которых реализовывалась идея симфонии властей, а также механизм кризиса этой идеи в поздней Византии накануне гибели Второго Рима.
В круглом столе приняли участие известный церковный учёный, патролог и богослов, доцент Московской духовной академии митрофорный протоиерей Валентин Асмус; известный правовед и политический деятель, кандидат в президенты России, доктор юридических наук, многолетний депутат Государственной Думы Сергей Николаевич Бабурин и один из самых ярких современных писателей, заместитель председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России Василий Владимирович Дворцов. Вёл заседание круглого стола главный редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания Анатолий Дмитриевич Степанов.
С докладом на круглом столе выступил доктор юридических наук Алексей Михайлович Величко. Он рассказал об основных идеях своего труда применительно к проблематике, озвученной в названии круглого стола. По мнению Величко, основами византийской государственности можно считать три базовых принципа. Первый принцип — Византийская империя была теократическим государством. Это значит, что главной целью государства являлась организация спасения населения, приуготовление народа к жизни в Царствии Небесном. Второй принцип — единство Церкви и Государства, которые существовали как самостоятельные институции, но находились в тесном взаимодействии. Третий принцип — главенство императоров Церкви.
На этом третьим принципе докладчик остановился подробно, поскольку он вызывает разночтения и дискуссии, особенно в современных условиях. Он напомнил, что ещё первый император Византии, святой равноапостольный Константин, называл себя внешним епископом Церкви, подчёркивая особый статус византийского императора. А другой святой император Юстиниан разработал известную концепцию симфонии властей — учение о священстве и царстве, как двух дарах Бога человеку, их задачах и функциях. Он отметил, что в Византии не было даже принято судить императоров, виновных в преследовании Церкви, настолько благоговейным было отношение к самому титулу Императора.
Рассказав об особенностях функционирования политической системы Византийской Империи, докладчик подробно остановился на реализации этих принципов в жизни Московского государства. По его мнению, главным недостатком Московского царства являлось то, что Москва воспринимала себя скорее не как продолжателя, а как заместителя Византии. Москва пыталась заместить Византию. Отсюда возникло и такое скептическое, а то и критическое отношение к грекам в русском обществе. Но, на взгляд докладчика, Московское царство не соответствовало той задаче, которую оно на себя взяло. Он видит главную проблему в том, что на московской почве не было выработано представления о достоинстве личности. Отсюда, такое пренебрежение и к правовым нормам существования общества, и к правам человека. Отсюда и существование такого унизительного социального института, как крепостничество.
Это связано, на взгляд Величко, с низким уровнем образования в русском обществе. Духовные школы появились в России только во времена Петра Великого. До этого духовным образованием государство не было озабочено. Эти недостатки, на его взгляд, стали результатом того, что Русская Церковь существовала не рядом с государством, как самостоятельная институция, а фактически слилась с государством. В этом он видит проявление духа папизма на русской почве.
Докладчик подверг критике идеи славянофилов, которые отвергали имперское мировоззрение, предлагая рассматривать задачи России, как обращение, прежде всего, к славянским корням.
Подводя итоги своего доклада, Величко заявил, что Москва может выполнить своё предназначение Третьего Рима, но для этого сегодня нужно решить целый ряд неотложных задач. Прежде всего, необходимо организовать должным образом религиозное образование и просвещение народа. Сегодня уровень религиозной грамотности в российском обществе является очень невысоким. Далее необходимо реально воцерковить государственную власть, которая должна начать осознавать своё предназначение в религиозных категориях. Третья задача — необходима широкая миссионерская деятельность по расширению влияния православной веры в обществе. Четвёртая задача — необходимо утверждать торжество закона в обществе, а это возможно только через утверждение идеи достоинства личности.
Выступившие затем участники дискуссии поддержали идеи, высказанные докладчиком, хотя по некоторым вопросам возникла полемика. В результате круглый стол превратился в живой обмен мнениями.
Отец Валентин Асмус в своём кратком слове отметил, что заслуживает всяческой поддержки стремление Алексея Величко обращаться к подлинной истории, преодолевать «завалы историографии», которые мешают правильному пониманию исторического процесса. Концепции историков порой искажают исторические события. Это относится не только к истории Византийской империи, которая до сих пор очень плохо знакома даже образованному русскому человеку, но это относится и к истории России. В качестве примера отец Валентин привёл восприятие церковных реформ Екатерины Великой, которые оцениваются чаще всего негативно, как попытка ограничить права Церкви, как стремление к секуляризации церковных земель, церковного имущества, которая подорвала деятельность церковных институтов. Но, по мнению отца Валентина, это совершенно не соответствует действительности, поскольку императрица Екатерина как раз лишила монастыри, как он выразился, «сомнительной привилегии быть крепостниками». Реформы Екатерины Великой как раз благотворно сказались на жизни Церкви и оценивать их нужно ровно с противоположный точки зрения.
В полемику с докладчиком вступил писатель Василий Дворцов, который говорил о восприятии церковной жизни разными людьми. Он также коснулся тем близкой ему Александровской эпохи. Как раз в это время писатель завершил работу над пьесой, посвященной жизни старца Федора Кузьмича, которая будет опубликована на «Русской народной линии». Замечания Дворцова естественным образом переросли в обмен мнениями и оценками с докладчиком, что придало живость дискуссии.
Историк Анатолий Степанов не согласился с оценками, прозвучавшими в докладе, касающимися российской монархии и особенностей существования Церкви и государства в России. Он отметил, что вопрос замещения или продолжения Москвой Византии не может решаться однозначно, поскольку это диалектический процесс, — всякое продолжение является замещением одного института другим. На многих примерах русской истории мы можем видеть именно продолжение византийской традиции. В то же время, конечно, русская история имеет свои особенности, обусловленные как особенностями психологии русского народа, так и спецификой русской истории, которая воспитала в русских людях иные качества, нежели имевшиеся у греков, которые являлись национальным субстратом Византийской империи.
В заключение Алексей Михайлович Величко поблагодарил всех участников дискуссии за высказанные суждения и замечания. Круглый стол записывался на камеру и у читателей «Русской народной линии» вскоре появится возможность увидеть самим состоявшуюся дискуссию.
По окончании круглого стола дискуссия была продолжена в неформальной обстановке за традиционным чаепитием.
13. Ответ на 12, Отец Георгий :
12. Ответ на 11, учитель:
11. Ответ на 5, Отец Георгий :
10. Ответ на 6, Порфирий:
9. Ответ на 5, Отец Георгий :
8. Ответ на 5, Отец Георгий :
7. Ответ на 6, Порфирий:
6. Ответ на 5, Отец Георгий :
5. Ответ на 4, Русский Сталинист:
4. Ответ на 3, Отец Георгий :