На днях, 31 августа, глава государства провёл встречу с временно исполняющим обязанности главы Республики Коми, встреча прошла в режиме онлайн. Поразило одно обстоятельство! О главной «болячке» в республике Владимир Путин и Владимир Уйба не обмолвились ни словом, ни намёком.
В разговоре Владимир Путин даже вспомнил, что в оные годы побывал здесь, на земле «древней Пармы», – в составе студенческого строительного отряда. Ну, вот, а когда-то говорил, что в Советском Союза всё было плохо, кроме красных галош ничего не выпускали...
Всё-таки ездили, всё-таки работали, всё-таки созидали.
В свою очередь Уйба, «хозяин» огромной территории, вдвое превосходящей Великобританию, столь любимую либералами РФ, назвал «вопрос номер один – дороги». Из множества больших и малых проблем выделил эту. Мол, в республике 230 населённых пунктов не имеют дорог.
Как осуществлять развитие?
Ситуация «с большой бородой». Кто-нибудь назовёт регион, в котором ко всем населённым пунктам сделаны подъезды? Думаю, таких регионов в РФ просто нет. Недавно в Грязовецком районе, в тридцати километрах от Вологды, машина «Скорой помощи» не смогла проехать в деревню из-за бездорожья: убогую колею перепахали, а остатки пахоты размыло ливнями.
Знакомый из деревни Неверовское, тоже недалеко от областного центра, приглашал: «Приезжай, у меня два мешка переписки по поводу дороги в самой деревне. Кому только не писал, каких только ответов не получал. В конце концов, плюнул, на свою пенсию сам стал делать дорогу…».
В Коми я много лет работал собкором центральных изданий, поездил по республике изрядно. Богатейший край, чего только нет – газ, нефть, лес, золото, красная рыба, горный хрусталь… А люди, особенно в районах с коренным населением, жили столь плохо, что слёзы наворачивались. Народ-то умный, работящий, талантливый. Куда же девались средства от Вуктыльского газа, Печорской нефти, от продукции Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, перерабатывающих заводов в Сосногорске и Усинске?
Никто не мог толком ответить тогда, в Советском Союзе.
Никто не может ответить и теперь, в РФ, при либеральном режиме.
Располагая такими огромными богатствами, можно отстроить все дороги не только в Коми, но ещё и подсобить соседям – Архангельской области и Вологодчине.
Но Умба просит помощи у главы государства. В оправдание доложил, что в республике произошло «падение доходов из-за нефти». Только ли? Одна ли нефть сыграла «злую шутку»?
Ни он, ни президент не обмолвились о том, что в республике фактически уничтожена одна из ведущих отраслей промышленности – угольная. Центры по добыче угля за Полярным кругом – города Воркута и Инта – превращены в страшные свидетельства крайней либеральной экономической политики Москвы и Сыктывкара. В социальных сетях полно снимков, от которых холодеет на сердце и мурашки идут по коже. Брошенные с пустыми окнами многоэтажные жилые дома, полуразрушенные школы и детские сады, заваленные снегом пустые отделения полиции, бездействующие угольные шахты и вся их инфраструктура.
Впечатление жуткое. Будто только что вражеская авиация налетела на Воркуту и Инту, отбомбилась, оставив несусветный разор. А люди разбежались кто куда. Вдумайтесь! Брошенных, пустующих квартир в Воркуте более 5000 (!!!). Они никому не нужны и даром. Население тает с каждый днём, по данным на начало 2019 года осталось чуть более 50 тысяч.
Причина одна – нет работы!
…В Воркуту я прилетел зимой 1991 года, когда закипали забастовки шахтёров. Зайдя в магазин рядом с театром, был поражён: продуктов завались, лучше, чем в Москве. Зарплаты у горняков в 5-6 раз больше, чем на материке. Чего ещё надо? Но на шахте «Северная» рабочие рассказали: пришли спускаться в забой, стоят незнакомые люди, не подпускают к клети, грозят оружием. «Бастовать надо, а не работать», – объяснили незваные гости.
Всяких чудес забастовочных насмотрелся.
Но что ещё удивило. Зашли в столовую на шахте «Комсомольская», в центре Воркуты, а там десяток салатов из свежей зелени. Откуда в Заполярье зимой?
«Из наших теплиц, – пояснили горняки. – Себе хватает, ещё в город продаём…».
Тогда в Воркуте жило 250 тысяч человек; город обеспечивал себя хлебом, мясом, пивом, вином, овощами, то есть был самодостаточным.
Теперь это уже не город, а призрак, который «живёт» в холодной неуютной тундре.
Отчего же бастовали?
Да, определённые причины были; я видел бараки, где ещё ютились шахтёрские семьи в лютые морозы, хватало несправедливости в оплате труда. За что боролись горняки? Хотели стать хозяевами плодов своего труда, вкалывать на себя, а не «на дядю», как они говорили.
Это нормальное стремление нормальных людей.
Советы рухнули не без помощи горняков. Прошло 30 лет. Стали ли горняки хозяевами своего труда? Нет, и в обозримом будущем вряд ли станут. Народного капитализма не получилось, он вышел олигархическим. А горняки как были «ломовыми лошадьми» при прежнем строе, так остались и при нынешнем.
И по какой-то дьявольской непонятной схеме произошла трагедия. Представители «светлого будущего», за которое ратовали горняки, оказались могильщиком шахты «Северная», она первой подняла волну забастовок. В феврале 2016 года случилось два мощных взрыва газа метана в рабочем забое. Прибывшие на место владелец объединения «Воркутауголь» олигарх Мордашов и вице-премьер Дворкович приняли решение затопить шахту вместе с оставшимися под землёй горняками, и шахту затопили. Иными словами, совершили государственное преступление.
Ну, надо себе представлять: шахта – не только забой. Это обогатительные фабрики, ремонтные и технические службы, инженерные коммуникации, социальные объекты.
Всё – коту под хвост!
Ныне в Воркуте, оказавшейся в руках олигарха Мордашова, из 14 шахт пока ещё действуют четыре – «Заполярная», «Воргашорская», «Воркутинская», «Комсомольская». В Инте, также попавшей в зону интереса того же стального магната, все шахты закрыли.
Пример Воркуты и Инты показывает, что для либерального олигархата в РФ существует один закон: прибыль и личная выгода. Интересы страны – для них «от лукавого».
Иначе чем объяснить парадокс.
Щедрые на природные ресурсы регионы, в том числе и республика Коми, становятся все убыточней и убыточней, а представители олигархата – всё богаче и богаче.
Увы, данный парадокс почему-то не волнует главу государства...
Геннадий Алексеевич Сазонов, член Союза писателей России, Вологда