Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов рассказал ФБА «Экономика сегодня», что стратегия белорусской стороны показывает её желание якобы отказаться от российской нефти и уйти от энергетической зависимости.
США готовят новый танкер для отправки 80 тыс. тонн нефти в Белоруссию. Об этом заявил пресс-секретарь белорусского государственного концерна по нефти и химии «Белнефтехим».
Сырье White Eagle Blend (WEB) по плану 6-8 августа этого года прибудет в Клайпеду, а далее из литовского порта будет транспортирована на завод «Нафтан», на север Белоруссии по железнодорожным путям.
Раньше Белоруссия уже получала нефть из Америки. В начале июня на одно из предприятий «Нафтан» из США поступило 80 тыс. тонн сырья. Это произошло после встречи президента Белоруссии Александра Лукашенко с госсекретарем США Майком Помпео в феврале этого года.
«Важно учитывать, что такая схема может быть актуальной долгое время, но тех результатов, которых ждёт Белоруссия, она не даст, так как эти поставки практически капля в море.
Поэтому сложно назвать такой способ диверсификации рабочим – скорее он напоминает инструмент для привлечения внимания Российской Федерации. Именно с этой целью Белоруссия начинает сотрудничать с Соединенными Штатами Америки в сфере поставок нефти, и иначе как пилотным проектом это назвать сложно», - комментирует собеседник агентства.
Первый вице-президент Белоруссии Дмитрий Крутой сообщил, что Минск работает с несколькими странами по диверсификации. За последнее время в Белоруссию пришло двенадцать танкеров с нефтью. Поставки приходят из Саудовской Аравии, Азербайджана, США и Норвегии. Общий объем сырья составляет 1 млн тонн, что составляет меньше 5% среднего годового объема импорта нефти Белоруссии.
«Подобная стратегия белорусской стороны демонстрирует её желание якобы уйти от энергетической зависимости и отказаться полностью от нефти из Российской Федерации. Однако перед Минском встает одна проблема – сейчас в Белоруссии проходит президентская избирательная кампания, в рамках которой медовый месяц между этим государством и Соединенными Штатами Америки рискует закончиться, так и не начавшись», - полагает эксперт.
Минск рассчитывает на выгодное сотрудничество с Америкой, которая согласилась поставлять сырье в небольших объемах без разглашения стоимости. Кроме этого, Белоруссия рассчитывает получить дешёвый кредит на строительство нефтепровода из Балтики в Белоруссию, который обещал Вашингтон.
«Кредит, который был обещан белорусской стороне, может остаться не реализованным – Минск ничего не получит от Вашингтона. То есть в данном случае Белоруссия оказывается втянутой в непростую для неё американскую игру, в которой необходимо сделать окончательный выбор – развивать полноценное сотрудничество с Западом или же оставить всё как есть, не заказывая нефть в других государствах, и увеличивать количество танкеров из Соединенных Штатов Америки, чтобы задеть дружественное российское государство», - отметил эксперт.
Александр Перов уверен, что поставки нефти из США невыгодны для Белоруссии с точки зрения логистики. Сначала сырье идёт в порт Литвы, а далее транспортируется по железной дороге. Это можно рассматривать, как периодические поставки, которые, конечно, проигрывают стабильным поставкам через нефтепровод «Дружба».
«Несмотря на то, что стоимость нефти сейчас достаточно низкая и сырьё из Америки, скорее всего, не так дорого обошлось Белоруссии, нефть из Российской Федерации всё же является самым выгодным для Минска решением.
Во-первых, она еще дешевле, а во-вторых, она доступнее. И проблема для Минска сейчас заключается не в необходимости скорейшей диверсификации, а в том, что поставки американской нефти не помогут Белоруссии. Основа экономики этой страны кроется в поставке нефтепродуктов, которую она осуществляет в другие страны. Но экспорт становится неконкурентоспособным не только потому, что Белоруссия лишается возможности получения дешевой нефти без таможенной пошлины, но и в связи с тем, что нефтеперерабатывающие заводы на территории государства устаревают», - считает Перов.
Александр Перов считает, что если бы Минск ранее провел модернизацию собственных мощностей, то путь диверсификации поставок нефти, на который он встал сейчас, был бы оправданным.
«Сегодня действия Белоруссии можно назвать показательными - не в первый раз Минск заказывает нефть в других странах. И ничего принципиального в этом нет, ведь Белоруссия останется с устаревающими НПЗ, проблемной логистикой и потребностью в российской нефти», - заключил эксперт.