«Душа любого мыслящего человека горит желанием к Господу»

Проповедь, произнесенная в Свято-Воскресенском храме на Радужном массиве Киева 28 июня

0
601
Время на чтение 7 минут

Дорогие, братья и сестры! Главный лейтмотив сегодняшнего евангельского чтения: «Ищите прежде Царства Божия и славы его, а остальное приложится вам» (Мф. 6:33). Все предшествующие этой фразе стихи - лишь прелюдия к 33-му. Возможно, прошло немало времени, прежде чем нам стало ясно, что мы беспрерывно что-то ищем: ищем что-то, чего у нас никогда не было, ищем то, что важнее всего в жизни. Иногда мы пытались забыть об этом поиске, занявшись другим кругом дел, забот и хлопот – но вдруг начинали этот поиск вновь, поиск того, чему даже нет названия.

Тертуллиан утверждал, что наша бессмертная душа по природе христианка. Душа может жить только небом, по которому она тоскует как птица со сломанным крылом. Все человечество ищет ответа своему смятению, ответа на нравственную немощь, на духовную пустоту, гнетущую окружающий мир.

Дело в том, что Творец создал нас для Себя, и мы никогда не обретем нашей цельности и полноты без общения с Ним. Да и Сам Спаситель говорит, что «не хлебом единым жив человек» (Лк. 4:4). Поэтому не существует такого состояния души, при котором нельзя было бы прийти к Богу. Мыслящий человек всегда томится в тисках вульгарного материализма: «Ешь и пей, душа моя, ибо завтра умрем!» Такое эпикурейское жизненное кредо лишь усугубляет нашу тоску по истине и правде, по тому духовному, что есть начало всего… Сказано: «…остальное приложится вам» (ст. 33). А вот жить только «остальным» для верующего человека не представляется возможным.

Но следует помнить и другое: как бы люди не были высоки в нравственном отношении (или мечтали о себе так) – все равно они сами по себе недостойны Творца. Это известная богословская аксиома. В то же время нет и такого греха, при котором человек не имел бы возможности прибегнуть к Божьему милосердию. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10); «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мр. 2:17); «Не здоровые нуждаются во враче, но больные» (Мр. 2:18) – именно этими словами утешает нас Христос.

Бывает и так, что хотя мы и понимаем, что греховное состояние нашей души не лишает нас надежды на поиск главного, тем не менее долгое время мы не ищем Господа. До времени мы не ощущаем острой нужды в Его присутствии. Поэтому именно скорби и серьезные неприятности часто побуждают нас к такому поиску. Если бы нас ласкали в жизни лишь одни солнечные лучи (радости, нега, удовольствия, развлечения) - то мы давно бы превратились в выжженную бесплодную пустыню. «Чем ночь темнее, тем ярче звезды – чем больше скорбь, тем ближе Бог» - говорят в народе. Но спустя время, мы с отчаянием в голосе взываем: «О, если бы я знал, где найти Его!» (Иов 23:2). Раньше мы, подобно Давиду, лишь вопрошали: «Кто покажет нам благо?» (Пс. 4:7). Теперь же наше желание приняло определенное очертание: вода нашла себе русло, и теперь сильный поток ищет выхода в безбрежный океан. Святоотеческая православная мысль именует эту найденную драгоценную жемчужину ЕДИНЫМ НА ПОТРЕБУ.

Душа любого мыслящего человека томится сознанием пустоты, которую ничто не может заполнить; она горит желанием к Господу, неудержимо как стремительный горный поток. Сам Господь делает душу способной изливать перед ним свои желания, слагать к ногам Его все тайные вздохи, обнаруживать всю сокровенную их глубину, - тогда даже примитивная простенькая молитва уже перестает быть обязанностью или долгом. Она сама рвется из сердечной глубины; душа молится, ибо уже не может не молиться, не может не вздыхать, не взывать – она рвется ввысь, рвется на простор. И такая сердечная «непричесанная» молитва не может быть не услышана Богом. Она непременно достигает врат милосердия Господнего. Тертуллиан говорил о такой: «Молитва смиренного преклоняет Бога, а прошение гордого оскорбляет Его. Слово смиренного – смягчающая мазь на душу, а слово гордого – исполнено кичения».

Слова Иова: «О, если бы я знал, где найти Его» (Иов 23:2) свидетельствуют о сознании им своей духовной несостоятельности. Как изменяемся мы, когда нас посещает желание искать Иисуса Христа, искать Его Царства! Все представления, весь образ мыслей у нас изменяются, все тает в огне желания – загладить прошлое покаянием. Господь не в вихре и не в огне; чаще всего Он тихо, чуть слышно говорит нашей душе. Такое духовное возрождение уже само по себе есть явление сверхъестественное, но, как правило, оно совершается тихо, подобно тому, как бесшумно происходит восход солнца.

Если мы спросим человека, чего он хочет и чего ожидает от будущего, то мы получим самые разные ответы – но редко прозвучит: «Хочу найти Царство Божие. Хочу спасения в вечности». Этот путь к Царствию Небесному начинается, согласно Свв.Отцам (преп. Ефрему Сирину, свт. Василию Великому, свт. Иоанну Златоустому, преп. Симеону Новому Богослову, авве Дорофею, прп. Иоанну Лествичнику, блаж. Диадоху, свт. Тихону Задонскому и проч.), - со страха Божия. Само Священное Писание говорит, что «начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110:10).

Преподобный Исаак Сирин писал: «Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, который пересекает греховное море жизни и идет к божественной пристани – любви». Другой святой, святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «…подлинно ничто так не губит человека, как потеря страха Божия, и, наоборот, ничто так не спасает, как обращение взоров к Богу». Здесь вспоминается фрагмент одной радиопередачи из серии религиозных «вражьих голосов», где рассказывалось об одном верующем профессоре, который мелком на доске в аудитории написал цифру «1». И сказал студентам: «Это, друзья мои, будет «страх Божий». Затем он добавил к единице нуль и продолжил: «А это будут ваши способности, которые сразу увеличили единицу в десять раз». Затем он дописал еще один нуль, прокомментировав, что очередной нуль – это личное усердие каждого, что, опять же, в десять крат увеличило уже «десятку». Так он добавлял и добавлял нули, объясняя, какую добродетель каждый из них несет. На доске выстроилось семизначное число. Тогда профессор выдержал паузу, взял тряпку и аккуратно вытер единицу в этом числе. Обратившись к аудитории, он сказал: «Если в этом построении ваших личных добродетелей, выстроившихся в семизначное число, убрать единицу – то есть страх Божий, - то в нем останутся лишь одни пустые, ничего не значущие нули…». Это значит, что если убрать страх Божий – ни одна добродетель «не работает»!

Таким образом, поиск «единого на потребу» - приводит к приобретению вначале страха Божия, который и есть «начало мудрости». Вот как пишет об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Страх Божий и чувство Его праведного воздаяния сокрушают плоть и кости подобно камню, опускаемому машиной и давящему виноград, прежде истоптанный в точиле. Ибо сначала ногами истаптывают виноград, а потом сдавливают его камнем, чтобы выжать последние соки. Так и страх Божий делает то, что человек становится попранием всех людей. А когда вконец сотрется гордыня его и тщеславное мудрование плоти его, тогда ниспадает на него свыше легчайший и благой камень – святое смирение. И выжимает из него всю сырость плотских удовольствий и страстей, и делает благоугодной и добротной душу, таким образом смирившуюся и сокрушившуюся слезами, истекающими как река. И эту душу делает источником живой воды, врачующей раны грехов и смывающей их нечистые крови».

Мы сегодня живем в лукавом секулярном мире, и, к сожалению, многие люди нашего времени возлагают свои мечты и надежды на «человеков», забывая, что «всякий человек есть ложь» (Пс. 115:2). Другие возлагают надежды на экономическое процветание, третьи – на политические свободы; четвертые, наоборот, требуют отмены нравственных ограничений (для них все это лишь «поповские выдумки»), пятые связывают такое процветание с усилением правовой базы государства… Если постараться найти в этом конгломерате взглядов и мнений что-то общее для всех, то это можно сформулировать так: каждый человек хочет счастья, однако, не всегда понимает, в чем оно и как его достичь.

Как правило, материальное благополучие угашает внутреннюю жизнь; не случайно Соломон молился такими словами: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне» (Прит. 30:8). Эти две крайности – и нищета, и богатство – обычно наполняют душу человека тревогой: у одного – «что завтра буду есть», а у другого – «как все это сохранить». Настоящее благополучие оставляет обе эти крайности позади, ибо понимает под этим лишь необходимое – «хлеб насущный». «Не думайте, что вам есть и пить, или во что одеться…» (Мф. 6:25). С внешним же изобилием приходит и деградация внутреннего, т.е. самого человека.

Безусловно, что главной причиной задержки на пути искания «единого на потребу» является грех. Господь желает, чтобы все уголки храма нашей души были ярко освещены, чтобы там совсем не осталось идолов. А идол – это все, к чему привязываем наше сердце больше, чем к Богу. Вот почему, чтобы растопить и переплавить этих идолов в горниле испытаний и скорбей – Господь попускает эти скорби в нашей жизни.

Каким же путем сокрушенное сердце может получить мир свыше? Вспомним, что, когда Агарь умирала от жажды в безводной пустыне, Господь «открыл ей глаза», и она увидела колодец чистой студеной воды.

Будем же и мы просить Господа, чтобы «открыл глаза» всем тем, кто изнемогает сегодня от духовной жажды. Пусть они тоже увидят Спасителя, Который сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей» (Ин. 7:37). И царь Давид говорил своему сыну Соломону: «Если будешь искать Его, то найдешь Его» (1Пар. 28:9). Когда у человека жаждет душа и ищет этого «единого на потребу» - то, ой как трудно идти ему «против рожна»! (Деян. 9:5). Сам Христос говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите – и обрящете; стучите – и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8).

Как все реки текут в океан, так утешительные слова нашего Господа Иисуса Христа не только вызывают жажду Его поиска, жажду Царства Небесного, но и направляют сердца сокрушенные и смиренные к широкому океану Его любви.

Виктор Михайлович Чернышев, профессор богословия Киевской Духовной академии и семинарии (КДАиС), руководитель информационно-просветительского Центра «Надежда»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24