Дорогие, братья и сестры! Главный лейтмотив сегодняшнего евангельского чтения: «Ищите прежде Царства Божия и славы его, а остальное приложится вам» (Мф. 6:33). Все предшествующие этой фразе стихи - лишь прелюдия к 33-му. Возможно, прошло немало времени, прежде чем нам стало ясно, что мы беспрерывно что-то ищем: ищем что-то, чего у нас никогда не было, ищем то, что важнее всего в жизни. Иногда мы пытались забыть об этом поиске, занявшись другим кругом дел, забот и хлопот – но вдруг начинали этот поиск вновь, поиск того, чему даже нет названия.
Тертуллиан утверждал, что наша бессмертная душа по природе христианка. Душа может жить только небом, по которому она тоскует как птица со сломанным крылом. Все человечество ищет ответа своему смятению, ответа на нравственную немощь, на духовную пустоту, гнетущую окружающий мир.
Дело в том, что Творец создал нас для Себя, и мы никогда не обретем нашей цельности и полноты без общения с Ним. Да и Сам Спаситель говорит, что «не хлебом единым жив человек» (Лк. 4:4). Поэтому не существует такого состояния души, при котором нельзя было бы прийти к Богу. Мыслящий человек всегда томится в тисках вульгарного материализма: «Ешь и пей, душа моя, ибо завтра умрем!» Такое эпикурейское жизненное кредо лишь усугубляет нашу тоску по истине и правде, по тому духовному, что есть начало всего… Сказано: «…остальное приложится вам» (ст. 33). А вот жить только «остальным» для верующего человека не представляется возможным.
Но следует помнить и другое: как бы люди не были высоки в нравственном отношении (или мечтали о себе так) – все равно они сами по себе недостойны Творца. Это известная богословская аксиома. В то же время нет и такого греха, при котором человек не имел бы возможности прибегнуть к Божьему милосердию. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10); «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мр. 2:17); «Не здоровые нуждаются во враче, но больные» (Мр. 2:18) – именно этими словами утешает нас Христос.
Бывает и так, что хотя мы и понимаем, что греховное состояние нашей души не лишает нас надежды на поиск главного, тем не менее долгое время мы не ищем Господа. До времени мы не ощущаем острой нужды в Его присутствии. Поэтому именно скорби и серьезные неприятности часто побуждают нас к такому поиску. Если бы нас ласкали в жизни лишь одни солнечные лучи (радости, нега, удовольствия, развлечения) - то мы давно бы превратились в выжженную бесплодную пустыню. «Чем ночь темнее, тем ярче звезды – чем больше скорбь, тем ближе Бог» - говорят в народе. Но спустя время, мы с отчаянием в голосе взываем: «О, если бы я знал, где найти Его!» (Иов 23:2). Раньше мы, подобно Давиду, лишь вопрошали: «Кто покажет нам благо?» (Пс. 4:7). Теперь же наше желание приняло определенное очертание: вода нашла себе русло, и теперь сильный поток ищет выхода в безбрежный океан. Святоотеческая православная мысль именует эту найденную драгоценную жемчужину ЕДИНЫМ НА ПОТРЕБУ.
Душа любого мыслящего человека томится сознанием пустоты, которую ничто не может заполнить; она горит желанием к Господу, неудержимо как стремительный горный поток. Сам Господь делает душу способной изливать перед ним свои желания, слагать к ногам Его все тайные вздохи, обнаруживать всю сокровенную их глубину, - тогда даже примитивная простенькая молитва уже перестает быть обязанностью или долгом. Она сама рвется из сердечной глубины; душа молится, ибо уже не может не молиться, не может не вздыхать, не взывать – она рвется ввысь, рвется на простор. И такая сердечная «непричесанная» молитва не может быть не услышана Богом. Она непременно достигает врат милосердия Господнего. Тертуллиан говорил о такой: «Молитва смиренного преклоняет Бога, а прошение гордого оскорбляет Его. Слово смиренного – смягчающая мазь на душу, а слово гордого – исполнено кичения».
Слова Иова: «О, если бы я знал, где найти Его» (Иов 23:2) свидетельствуют о сознании им своей духовной несостоятельности. Как изменяемся мы, когда нас посещает желание искать Иисуса Христа, искать Его Царства! Все представления, весь образ мыслей у нас изменяются, все тает в огне желания – загладить прошлое покаянием. Господь не в вихре и не в огне; чаще всего Он тихо, чуть слышно говорит нашей душе. Такое духовное возрождение уже само по себе есть явление сверхъестественное, но, как правило, оно совершается тихо, подобно тому, как бесшумно происходит восход солнца.
Если мы спросим человека, чего он хочет и чего ожидает от будущего, то мы получим самые разные ответы – но редко прозвучит: «Хочу найти Царство Божие. Хочу спасения в вечности». Этот путь к Царствию Небесному начинается, согласно Свв.Отцам (преп. Ефрему Сирину, свт. Василию Великому, свт. Иоанну Златоустому, преп. Симеону Новому Богослову, авве Дорофею, прп. Иоанну Лествичнику, блаж. Диадоху, свт. Тихону Задонскому и проч.), - со страха Божия. Само Священное Писание говорит, что «начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110:10).
Преподобный Исаак Сирин писал: «Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, который пересекает греховное море жизни и идет к божественной пристани – любви». Другой святой, святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «…подлинно ничто так не губит человека, как потеря страха Божия, и, наоборот, ничто так не спасает, как обращение взоров к Богу». Здесь вспоминается фрагмент одной радиопередачи из серии религиозных «вражьих голосов», где рассказывалось об одном верующем профессоре, который мелком на доске в аудитории написал цифру «1». И сказал студентам: «Это, друзья мои, будет «страх Божий». Затем он добавил к единице нуль и продолжил: «А это будут ваши способности, которые сразу увеличили единицу в десять раз». Затем он дописал еще один нуль, прокомментировав, что очередной нуль – это личное усердие каждого, что, опять же, в десять крат увеличило уже «десятку». Так он добавлял и добавлял нули, объясняя, какую добродетель каждый из них несет. На доске выстроилось семизначное число. Тогда профессор выдержал паузу, взял тряпку и аккуратно вытер единицу в этом числе. Обратившись к аудитории, он сказал: «Если в этом построении ваших личных добродетелей, выстроившихся в семизначное число, убрать единицу – то есть страх Божий, - то в нем останутся лишь одни пустые, ничего не значущие нули…». Это значит, что если убрать страх Божий – ни одна добродетель «не работает»!
Таким образом, поиск «единого на потребу» - приводит к приобретению вначале страха Божия, который и есть «начало мудрости». Вот как пишет об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Страх Божий и чувство Его праведного воздаяния сокрушают плоть и кости подобно камню, опускаемому машиной и давящему виноград, прежде истоптанный в точиле. Ибо сначала ногами истаптывают виноград, а потом сдавливают его камнем, чтобы выжать последние соки. Так и страх Божий делает то, что человек становится попранием всех людей. А когда вконец сотрется гордыня его и тщеславное мудрование плоти его, тогда ниспадает на него свыше легчайший и благой камень – святое смирение. И выжимает из него всю сырость плотских удовольствий и страстей, и делает благоугодной и добротной душу, таким образом смирившуюся и сокрушившуюся слезами, истекающими как река. И эту душу делает источником живой воды, врачующей раны грехов и смывающей их нечистые крови».
Мы сегодня живем в лукавом секулярном мире, и, к сожалению, многие люди нашего времени возлагают свои мечты и надежды на «человеков», забывая, что «всякий человек есть ложь» (Пс. 115:2). Другие возлагают надежды на экономическое процветание, третьи – на политические свободы; четвертые, наоборот, требуют отмены нравственных ограничений (для них все это лишь «поповские выдумки»), пятые связывают такое процветание с усилением правовой базы государства… Если постараться найти в этом конгломерате взглядов и мнений что-то общее для всех, то это можно сформулировать так: каждый человек хочет счастья, однако, не всегда понимает, в чем оно и как его достичь.
Как правило, материальное благополучие угашает внутреннюю жизнь; не случайно Соломон молился такими словами: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне» (Прит. 30:8). Эти две крайности – и нищета, и богатство – обычно наполняют душу человека тревогой: у одного – «что завтра буду есть», а у другого – «как все это сохранить». Настоящее благополучие оставляет обе эти крайности позади, ибо понимает под этим лишь необходимое – «хлеб насущный». «Не думайте, что вам есть и пить, или во что одеться…» (Мф. 6:25). С внешним же изобилием приходит и деградация внутреннего, т.е. самого человека.
Безусловно, что главной причиной задержки на пути искания «единого на потребу» является грех. Господь желает, чтобы все уголки храма нашей души были ярко освещены, чтобы там совсем не осталось идолов. А идол – это все, к чему привязываем наше сердце больше, чем к Богу. Вот почему, чтобы растопить и переплавить этих идолов в горниле испытаний и скорбей – Господь попускает эти скорби в нашей жизни.
Каким же путем сокрушенное сердце может получить мир свыше? Вспомним, что, когда Агарь умирала от жажды в безводной пустыне, Господь «открыл ей глаза», и она увидела колодец чистой студеной воды.
Будем же и мы просить Господа, чтобы «открыл глаза» всем тем, кто изнемогает сегодня от духовной жажды. Пусть они тоже увидят Спасителя, Который сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей» (Ин. 7:37). И царь Давид говорил своему сыну Соломону: «Если будешь искать Его, то найдешь Его» (1Пар. 28:9). Когда у человека жаждет душа и ищет этого «единого на потребу» - то, ой как трудно идти ему «против рожна»! (Деян. 9:5). Сам Христос говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите – и обрящете; стучите – и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8).
Как все реки текут в океан, так утешительные слова нашего Господа Иисуса Христа не только вызывают жажду Его поиска, жажду Царства Небесного, но и направляют сердца сокрушенные и смиренные к широкому океану Его любви.
Виктор Михайлович Чернышев, профессор богословия Киевской Духовной академии и семинарии (КДАиС), руководитель информационно-просветительского Центра «Надежда»