От редакции: Православный женский журнал «Славянка» давно является нашим партнёром, мы нередко публиковали материалы журнала на нашем сайте. В ближайшем номере журнала (№3(87), май-июнь 2020 г.) будет опубликовано интервью с настоятелем храма Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе иереем Димитрием Бабуриным «Пик русской святости». С любезного разрешения редакции «Славянки» мы публикуем отрывок из этого интервью на РНЛ. Особая молитва к святому Царю-Мученику Николаю, о чём говорит отец Димитрий, особенно важна именно сегодня, когда бушует коронавирус.
Что русского человека делало русским? Пока святой князь Владимир не выбрал Православие государственной религией, пока не была крещена Русь, речь не шла о Руси как таковой. Вера в истинного Бога сформировала русского человека и русское государство. Вера православная воспитала в русском человеке почитание родителей, начальствующих и, прежде всего, Бога. То есть исполнение пятой заповеди. Господь через родителей проявляет свою власть над детьми. Воля родительская по отношению к детям – фактически власть Божия, если она не противоречит Его заповедям. Когда ребёнок исполняет волю родителей, он исполняет волю Божию за послушание.
Другого масштаба – власть царская. Она несопоставима с любой другой властью: президентской, парламентской… Царь – это помазанник Божий. И почитание царя, царской власти в русском народе также сформировалось благодаря православной вере. Эти два понятия – Православие и царская власть – неотделимы. И если бы этого единства не было, то не было бы нашего государства.
Царь – помазанник Божий. Нынешняя власть, избираемая народом, перед народом и отвечает. А помазанник Божий отвечает за свой народ перед Богом. У царя другая ответственность.
В чём состоит наш грех перед помазанником Божиим? Не царь отрёкся от народа, а народ отрёкся от царя. Этим, фактически, народ отказался от власти Божией. Люди были словно парализованы клеветой, распространяемой задолго до революции и во время революции. Люди были развращены вольнодумством, отошли от Бога. Люди забыли, что их предки приносили клятву верности царю в 1613 году. А клятва эта имела глубочайший духовный смысл, а не просто являлась юридическим документом. В этом и есть вина народа перед Богом и Его помазанником.
Мы не должны верить той клевете на царя Николая II, которая обильно сеялась и сеется до сих пор. Мы должны перестать сомневаться в святости царя-страстотерпца. Как мы можем почитать царя, если даже не верим в его святость? Как мы можем его любить, если думаем, что он был «слабым царём»? Все мифы о «слабом царе» уже давно развенчаны, исторически доказано обратное, но насколько по-прежнему силён поток лжи! Мы должны осознать, что Николай II – не «бывший царь». Он был царём, есть царь и будет царём.
Раньше он стоял перед престолом земным – царским, а сейчас он предстоит с ангелами и сонмом святых перед Престолом Божиим. Конечно же, святой царь Николай имеет великое дерзновение молиться за свой народ. Как Христос молился на Кресте: «Господи! Прости им, ибо не ведают, что творят!», так и наш царь-батюшка через свою дочь, царевну Ольгу, просил передать всем, чтобы не мстили за него, и что он всех простил.
Царю-страстотерпцу Богом дана власть молиться за нас. Но есть такой духовный закон: мы сами должны нуждаться в его молитве! Святой царь ждёт от нас искренней, сыновней любви, это – тот путь, который должен проделать наш народ. Мы должны вернуться к правде, к добру, к Богу, к царю-помазаннику. Отец Александр Шаргунов говорит: «Через духовную, молитвенную связь с царской семьей мы, во-первых, восстанавливаем связь с тем евангельским пониманием власти как служения Богу(...); во-вторых, мы устанавливаем нашу духовную связь с той высшей Божественной реальностью, с тем Царством Божиим, где пребывает сейчас государь и где он оказывает нам помощь своими молитвами пред Господом за свой многогрешный народ».
Святой князь Андрей Боголюбский по духу был царём. Создание православного государства с православным правителем – была его идея. Царь Иоанн Грозный эту идею реализовал. Царь Николай II возвёл государство на небывалую высоту и сам взошёл на высоту духовную. Понимая свою миссию главы православного царства, он хотел повести свой народ за собой в Царство Небесное. А народ за ним идти не захотел. Народ поверил клевете, разложился духовно, отошел от Бога, отрёкся от своего царя.
Конечно, мы виноваты перед Богом и царём. Некоторые не понимают, за что они должны каяться, но есть такое понятие, как родовые грехи. Совершенно очевидно, что мы не можем отвечать за своих прадедов, но мы можем сами отвечать перед Богом за свою жизнь. Мы должны осознать свои грехи, покаяться и постараться, чтобы эти грехи больше были невозможны для нас. Мы должны нести правду людям. Это и будет нашим деятельным покаянием.