Нам, христианам, дана заповедь — любить врагов наших — не потому что я забываю, что этот человек — мой враг. Но любя его — того, кто остается моим врагом, — я свидетельствую ему, что Бог любит его, и это может привести его к глубоким внутренним переменам. «И вы будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Не об этом ли молимся мы непрестанно в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим»? Обратим внимание на это «как»! Речь не идет о том, чтобы умолять Бога соизмерять Его прощение с нашим, потому что тогда возможность быть прощенными для нас страшно бы ограничилась. Речь идет о том, чтобы мы приобщались тому безмерному прощению, даруемому нам Богом, в наших отношениях с людьми, где наше прощение по отношению к Божественному прощению, которым мы пользуемся, смехотворно мало.
Но надо, чтобы мы приняли этот дар прощения, который предлагает нам Бог. Это и называется покаянием. Вся жизнь христианина определяется даром Христова прощения. Начиная с крещения, которое совершается во оставление грехов. Кто-нибудь с насмешкой скажет: «Как хорошо вы устроились, православные. Согрешили — покаялись, и тут же получили прощение. И снова можно продолжать грешить». Будем помнить, что самые благородные истины, самые великие тайны могут быть искажены врагом.
В начале Великого поста и далее — Бог даст, до конца наших дней, — мы будем не один раз запечатлевать наше покаяние таинством исповеди. Но таинство — не автоматическое смывание наших грехов. Это непрестанное явление Божественной любви в течение всей моей грешной жизни. Я никогда не перестаю быть грешником — с какой бы решимостью я ни начинал бороться с грехом. Все наши исповеди — от первой до последней — свидетельство, чем является жизнь веры: христианин — грешник, сознающий себя прощеным и прощаемым Богом во Христе Иисусе. Он — не лучше других людей, но даром Христовым он входит в отношения совершенной любви, он узнает, что такое пасхальная благодать Креста и Воскресения, и это дает ему возможность не отчаиваться.
Иначе говоря, ничто никогда не может быть безнадежным. Слово Божие возвещает нам, что мы не должны никогда отчаиваться: ни в какой ситуации, сколь бы тупиковой она ни казалась, ни в каком человеке — в том числе и в таком, кто, кажется, как разбойник, погряз в самых ужасных пучинах зла. Ибо он по дару Христа может первым войти в рай, а я со своей фарисейской праведностью могу оказаться в числе тех, кто отвергает Христа и паки осуждает Его на Крестную смерть.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1. Прощеное Воскресенье