Как сообщают, Счётная палата оценила систему стратегического планирования в правительстве Медведева и сочла ее неэффективной. Отчёт Счетной палаты охватывает период с 2017 по 2018 год, а также первые девять месяцев 2019-го. Аудиторы проанализировали стратегические планы федеральных ведомств на 2019-2024 годы и обнаружили, что ни один из них не соответствует установленным требованиям. Отмечается, что система стратегического планирования разбалансирована, а уровень контроля и исполнительской дисциплины низок.
Вынесем за скобки факт того, что Счётную палату сегодня возглавляет Алексей Кудрин, который в сопоставимой степени с Дмитрием Медведевым несет ответственность за принятую сегодня практику «стратегического планирования». Он был одним из ключевых лиц Правительства РФ в 2000-2004 и 2007-2011 годах, а в 2016-2018 годах руководил Центром стратегических разработок, по лекалам которого правительством Медведева проводилось множество реформ, в частности – «пенсионная». Всё-таки Отчет составляли ответственные аудиторы и иные работники палаты, дело Кудрина в данном случае - просто подписать документ.
Стратегическое и среднесрочное планирование разбалансированы напрочь. Это ясно давно и без документа Счётной палаты, но аудиторы подтвердили истинность очевидного. Мало того, что во всевозможных государственных и правительственных «национальных проектах», «стратегических планах», «программах» неверно определены истинные цели и задачи по развитию экономики и социальной сферы, так ещё и их исполнение почти невозможно определить. Об исполнении можно судить только по самому конечному результату – провалу. Именно провалом можно назвать практически все завершенные или завершаемые «национальные проекты» и «программы» развития в той или иной сфере жизнедеятельности государства. Но на их реализацию идут миллиардные траты. Куда деваются народные средства? Почему никто не привлекается за разбазаривание средств?
В «программах», оформляемых правительством, много текста, написанного «птичьим языком», благостных тезисов и циферок, с трудом поддающихся осмыслению. В них жуткое количество «индикаторов» и «показателей эффективности». Пишутся целые методики по определению этих «индикаторов и показателей», понятные только самим «птичьим» чиновникам (они же – «эффективные менеджеры» нижнего звена). На определение «индикаторов и показателей» работают целые структуры в составе министерств и ведомств. Другими структурами – контролируется достижение никому ненужных и непонятных показателей. Все эти структуры друг другу шлют запросы, пишут отчеты и т.д. Именно на это, вместо реальной направленности на результат, работают сотни тысяч «управленцев». Это к вопросу, кстати, и о непомерно раздутых штатах в федеральных и региональных органах власти.
Создаётся видимость титанической работы, а на деле – бег по кругу. На деле – провал, не развитие, а видимость движения… в непонятном направлении. Сами разработчики и исполнители «программ» не видят реальных задач и конечной цели развития той сферы, которой они занимаются, заботясь только отчетностью и подгонкой циферок под странные «индикаторы» «эффективности реализации программы». А подгонять циферки – это целое «искусство». Ему учат на всяческих «продвинутых» семинарах, курсах «повышения квалификации» и т.д. На это, кстати, также работает целая «индустрия» околовластных научных заведений, на это идут огромные средства, которые должны были бы идти на реальное повышение благополучия граждан России.
А нужен не программный метод, а собственно планы развития страны и отдельных сфер жизнедеятельности государства, отдельных отраслей и подотраслей промышленности, науки, технологий. Для этого – минимум текста, но чёткость и внятность конечных целей. Главная составляющая таких планов должна быть простая (понятная каждому) таблица: перечень внятно изложенных мероприятий по достижению целей, срок исполнения каждого из мероприятий, ответственные за исполнение каждого из мероприятий. И ещё должны чувствовать ответственность за неисполнение планов исполнители мероприятий. Всё. Больше ничего не надо. Так было при Царе-батюшке, так было в советские времена. Зачем уничтожили проверенные временем и практикой предыдущих поколений понятные и четкие методы развития? Ради чего все эти тупые «инновации» в управлении? Ради того, чтобы прийти к тому, что имеем сегодня?
О кадрах уже упоминал, но это отдельная тема. На сегодня практически уничтожена практика воспитания и подбора лучших кадров, вместо неё создана «школа» отбора деструктивных кадров в структуры власти. В списки резерва на замещение высоких должностей в системе органов государственной власти вносятся «креативные» и «прогрессивные» государственные служащие, из состава которых потом назначают на руководящие должности Правительства, министерств и ведомств, государственных корпораций, губернаторов и т.д. Это т.н. «Список ста», «Список пятисот», «Президентская тысяча» и т.д. Входящие в список уже априори ориентированы на «реализацию планов» так, как описано выше. Например, министр Максим Орешкин и вице-премьер Максим Акимов прежнего состава Правительства РФ были именно из этих «списков». Их «эффективность» видна по результату деятельности правительства Медведева. Апогеем ориентирования на такие кадры является неоднократно проведенный Конкурс «Лидеры России». О конкурсе неоднократно писал, например, в материале 2017 года. Основные критерии отбора - креативность, инновационность, толерантность, способность переучиваться, приверженность общечеловеческим ценностям, гибкость к переменам, материальная заинтересованность. А глубокое осмысление сути и цели государственного предназначения России, служения Отечеству, патриотизм, личная порядочность, другие высокие понятия – просто иной раз для риторики, припудренности к «основным профессиональным» качествам.
Повторю главные мысли на кадровую тему. Нужны другие кадры, совершенно иные критерии отбора управленцев. Доступ к замещению государственных и муниципальных должностей, руководящих постов в государственных корпорациях и крупных предприятий всех форм собственности должны получить национально ориентированные и бескорыстные люди, а не «эффективные менеджеры» и карьеристы. Лозунг об «омоложении» власти недостаточен, не всяк молодой годится для управленческой деятельности. Тем более, что значительная часть молодежи развращена порочной системой образования, «новой культурой», культом «прав человека», индивидуализмом.
Начинать смотреть нужно из воспитанников, например, суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов, молодежных патриотических организаций, поисковых отрядов. Также «штучная» работа должна проводиться среди наиболее одаренных, целеустремленных и пассионарных лиц, выпускников гражданских и военных ВУЗов.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель