Президент Украины Владимир Зеленский предлагает изменить административно-территориальное устройство страны, ввести институт префекта и лишить специального статуса город Киев. Соответствующие поправки о децентрализации рассмотрит Верховная рада, сообщает РИА Новости.
При этом в тексте ничего не говорится об особом статусе для неподконтрольных Киеву территорий Донбасса, на предоставлении которого настаивают ДНР и ЛНР.
Согласно законопроекту, Украина остается унитарным государством.
«Территориальное устройство Украины основывается на принципах унитарности, единства и целостности государственной территории, децентрализации власти, субсидиарности и вездесущности местного самоуправления, сбалансированности и устойчивого социально-экономического развития территорий с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций», — говорится в тексте документа.
Поменяется сама система административно-территориального устройства страны, которую будут составлять общины — они формируют округа — области (вместо районов), города, районы в городах, поселки и деревни.
Изменять границы округов, называть их и переименовывать будут с учетом мнения местных жителей. Вопросы местной повестки дня будет решать община на выборах, местных референдумах и в других формах, определенных законом. Предусматривается создание представительных и исполнительных органов местного самоуправления, например окружного, областного советов, их исполкомов.
Срок полномочий глав общин, депутатов советов, окружных и облсоветов сократится до четырех лет вместо нынешних пяти. Избрание председателя окружного и облсоветов будет происходить на основе ротации сроком на год.
«Децентрализация не означает ослабления центральной власти в таких вопросах, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдение прав и свобод человека», — говорится в пояснительной записке.
Что касается Киева, то его планируют лишить специального статуса. Новый правовой статус столицы определит отдельный закон.
Для административного надзора предлагается ввести институт префектов. Их будет назначать президент по представлению кабмина сроком на три года.
Среди обязанностей префекта — координация деятельности территориальных органов исполнительной власти и административный надзор за соблюдением конституции и законов, актов президента и кабмина. Он также будет обеспечивать их взаимодействие с органами местного самоуправления в условиях военного или чрезвычайного положения.
Кроме того, его полномочия будут подразумевать возможность внести главе государства «представление о приостановлении действия принятого советом, председателем общины, окружного, областного совета акта, который не соответствует конституции Украины и создает угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности».
Внесение изменений в конституцию — длительная процедура. Сначала Рада направит их в Конституционный суд. Если КС одобрит проект, депутаты могут принять его в первом чтении, для этого нужно минимум 226 голосов. На следующей сессии парламент не менее чем 300 голосами может окончательно принять закон.
Переход на новую модель административно-территориального устройства должен завершиться до 1 марта 2021 года. Первые местные выборы глав общин, советов общин, окружных, областных советов должны состояться в течение 90 дней после вступления в силу закона.
Местные государственные администрации продолжат осуществлять свои полномочия до создания окружными и областными советами исполнительных комитетов на основании закона о местном самоуправлении, определяющего полномочия соответствующих исполнительных комитетов, говорится в проекте закона.
Президент Украины по представлению кабмина должен назначить первых префектов после создания исполнительных комитетов, но не позднее 1 марта 2021 года.
Законопроект о децентрализации, размещенный на сайте Верховной рады Украины, нужно изучать на предмет соответствия минским соглашениям и формуле Штайнмайера, заявил журналистам пресс-секретарь Главы российского государства Дмитрий Песков.
На вопрос, есть ли уже реакция Кремля на то, что в этом законе нет ни слова об особом статусе Донбасса, Песков ответил: «Пока нет», и подчеркнул, что «документ нужно анализировать очень внимательно, изучать на предмет соответствия минским договорённостям и формуле Штайнмайера».
Глава ЛНР Леонид Пасечник в своем заявлении, опубликованном на сайте lug-info.com, отметил, что «проект закона о внесении изменений в конституцию, поданный в Верховную Раду Владимиром Зеленским, - это очередная подмена смысла и сути Минских договоренностей, которая лишь отдаляет Киев от установления мира на Донбассе».
«В первую очередь Киеву необходимо запомнить, что все инициативы, связанные с имплементацией Минских договоренностей, необходимо согласовывать с Луганской и Донецкой Народными Республиками. Кроме того, в опубликованном проекте поправок ничего не говорится об особом статусе, хотя именно для этого в Комплексе мер и предусмотрены изменения в конституцию. На деле Зеленский стремится лишь к ускорению процесса захвата власти через своих представителей – префектов, которые, будут наделены полномочиями по приостановке действий любых нормативно-правовых актов, принятых местными советами. И, конечно, в документе ничего не говорится о понятии района, которое четко прописано в Минских соглашениях», - сказано в заявлении.
«Нас категорически не устроит и тот факт, что Зеленский может предложить нам усовершенствованную "формулу Порошенко", по которой украинские власти могут попытаться законодательно закрепить особый статус в переходных положениях, которые носят временный характер. Чтобы реализовать Минские договоренности, Украине необходимо отказаться от системной подмены смыслов и подлогов. Правила просты и утверждены в "нормандском формате" – Киеву нужно строго следовать Комплексу мер и согласовывать свои действия с представителями Республик. Другого пути у Зеленского нет», - заключил Леонид Пасечник.
Глава Министерства иностранных дел Донецкой народной республики Наталья Никонорова также сделала заявление, которое опубликовано на сайте ведомства.
«Поданный украинским президентом в Верховную раду проект поправок в конституцию категорически противоречит Комплексу мер и всей сути мирных переговоров. Во-первых, данный проект не был согласован с представителями Республик, хотя в коммюнике по итогам встречи "Нормандской четверки" президент Украины подтвердил обязательство согласовать с нами все правовые аспекты особого статуса, включая и конституционную реформу», - пишет министр.
«Во-вторых, в опубликованном сегодня проекте поправок нет ни слова о наделении отдельных районов особым статусом, хотя именно в закреплении особого статуса на постоянной основе и состоит смысл тех изменений в конституцию, которые прописаны в Комплексе мер», - отметила Никонорова.
«В-третьих, внесенный Зеленским проект – это по сути попытка осуществить узурпацию власти с помощью введения понятия представителей президента – так называемых префектов, которые имеют полномочия по приостановке действия любых нормативно-правовых актов, принятых местными советами», - сказано в заявлении.
«И, в-четвёртых, в проекте вообще отсутствует понятие "район", закреплённое в Минских соглашениях. Это означает не что иное, как закрепление в конституции возможности в любой момент лишить регион особого статуса, даже если бы он и был предусмотрен в данном проекте», - говорится далее.
«Кроме того, украинские власти снова могут попытаться законодательно закрепить особый статус в переходных положениях, что в своё время пыталась навязать команда Порошенко, но Донбасс никогда на это не согласится, потому что согласно Комплексу мер особый статус должен быть постоянным. По сути этот закон - несколько ужесточенная версия того закона, который пытался продавить Порошенко», - пишет глава МИД ДНР.
«Мы обращаем внимание на то, что опубликованный проект поправок призван еще больше усилить централизацию власти и унитарность государства. И у представителей Украины хватает невежества объявить, что этот проект был внесен в украинский парламент на рассмотрение в рамках реализации Минских соглашений. Хотя на самом деле Комплекс мер предписывает закрепление в украинской конституции обратного процесса – децентрализации власти, которая должна осуществляться с учетом параметров особого статуса Донбасса и в обязательном порядке согласовываться с представителями Республик», - заключила Наталья Никонорова.