В Екатеринбурге подвели итоги ХХХ Открытого фестиваля документального кино «Россия». Торжественная церемония закрытия прошла в кинотеатре «Салют». Призы фестиваля были вручены в двух номинациях: документальных фильмов и телевизионных документальных фильмов. Жюри документальных фильмов возглавил председатель Общественного совета министерства культуры РФ, прозаик и драматург Юрий Поляков, жюри телевизионных фильмов - доктор искусствоведения, профессор ВГИКа Галина Прожико.
Абсолютным лидером фестиваля стал фильм известного екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен», показанный на открытии кинофорума. Режиссер определил жанр собственного фильма как комедию. Только комедия получилась не очень-то веселой, ведь речь в ней идет о том времени, когда на наших глазах рушилось все, что было так дорого — наша страна и ее устои. И тема умирания некогда одной из самых славных студий страны до сих пор слишком болезненна для тех, кто работал и работает на Екатеринбургской, бывшей Свердловской киностудии.
Режиссер это понимает. Представляя картину и свою съемочную группу, Алексей Федорченко сказал: «Сейчас времена 90-х в обществе покрашены одной серой краской. А нам хотелось бы вспомнить и раскрасить то самое острое и дорогое, что произошло с нами в то время, в разные цвета. Ведь как говорит один из героев фильма: «История — это сумма субъективных ощущений». Поэтому и фильм вышел очень субъективным, поскольку сделан не с точки зрения режиссера, а в жанре экономической комедии. Субъективность — главная его составляющая, он даже слишком субъективный. Мы постарались вспомнить самое дорогое, ведь со временем от всего пережитого остаются только самые добрые воспоминания. И еще - мы старались сделать этакий экшн-боевик, однако в итоге получилась грустная-грустная комедия».
Удивительно, но показанный в самом начале смотра картин, фильм сразу оказался на лидирующих позициях, которые уже не покидал, завоевав почетные призы. Такое бывает весьма редко, чтобы жюри, зрители и пресса были единодушны в выборе победителя. К ним присоединилась и администрации города Нижнего Тагила, где тоже проходили фестивальные показы.
За тридцать лет своего существования фестиваль открыл немало новых имен, отметил призами мастеров. Его программа всегда отличалась отменным вкусом и высоким профессионализмом. И режиссеры-дебютанты, и именитые документалисты всегда гордились призами фестиваля. Вот и в этом году программа порадовала хорошими картинами, за что хочется поблагодарить отборочную комиссию и особо - программного директора фестиваля Инну Демежко.
Среди лауреатов фильм Дмитрия Кабакова «Обстоятельства места и времени», как-то особо запавший в душу и вызвавший немало споров и обсуждений в кулуарах фестиваля. Фильм автобиографичен, очень современен и глубоко продуман - к съемкам режиссер готовился 12 лет. На примере собственной семьи Кабаков рассказывает о глубоко личном, об истории страны, поднимая и тему современных иммигрантов из Азии. Жизнь внесла свои коррективы — рядом с домом родителей поселилось многочисленное семейство Махмуда, иммигранта из Таджикистана. История общения этих двух семей придала картине не только политический контекст, но и богатую бытовую многослойность.
Лучшим дебютом фестиваля стала дипломная работа студентки ВГИКа Джульетты Мартиросян «Необратимая химия», поднимающая проблему вседозволенности и социальной неадаптированности некоторых молодых людей, увлекшихся наркотиками. Грустно, что при столь богатых возможностях, предоставленных им государством, ребята не могут найти себя в обществе, лишаясь будущего. Незаурядные, не лишенные ума, они предпочитают асоциальный путь духовного разложения - анархию распавшихся химических связей. Об этом ярко, злободневно говорит в своем фильме молодой режиссер.
В дни работы документального форума было немало и других интересных мероприятий, помимо конкурсных показов фильмов. Информационные программы, международные кинопанорамы разных стран, мастер-классы и ретроспективы известных кинематографистов, пресс-клубы и обсуждения картин. Все это вызывало живейший интерес зрителей. Мероприятия форума проходили в переполненных залах и кафе Дома кино. После просмотров зрители активно участвовали в голосовании.
Острейшую дискуссию вызвал круглый стол на тему «В чем различия телевизионного и общественного документального фильма». Правда, поставленный вопрос оказался столь неоднозначным, что к единому знаменателю прийти так и не удалось. Был поднят вопрос и об ослабление цензуры. Это повлекло за собой еще одну проблему, о которой часто говорили на обсуждении картин - явную затянутость фильмов. Сокращение хронометража явно бы пошло многим из них на пользу. Кроме прочего, всех интересовало и то, можно ли будет увидеть фестивальные картины на телеэкране? На круглом столе стало известно, что телеканал «Продвижение» учредил собственные призы, предоставив некоторым победителям и эфирное время. Руководство фестиваля решило написать письма и на телеканалы «Культура», и «ОТР» с просьбой показать фильмы-призеры.
Фестиваль завершился итоговой пресс-конференцией жюри и показом фильма-победителя «Комбриг» (автор сценария и режиссер Валерий Тимощенко, Краснодар). Фильм, получивший приз за лучший полнометражный фильм, рассказывает о страшной трагедии в Донбассе, о судьбах ополченцев Луганска и командира бригады «Призрак» Алексея Мозгового, отдавшего жизнь за свободу.
Наталья Ярославовна Тендора, фото автора