«Печалование клириков без благословения правящего архиерея – нонсенс»

Священники, составившие письмо в защиту участников беспорядков в Москве, решили прыгнуть через голову своих правящих архиереев

Оранжевая революция в России 
0
7743
Время на чтение 3 минуты
С радостью ознакомился с редакционной статьёй по поводу печально известного письма.

Наиболее серьёзная ошибка клириков, составивших его, в том, что они его представляют как печалование.

Это заявление - никакое не «печалование». Печалование, к слову, является исключительной прерогативой епископа, правящего архиерея той местности, где находится тот или иной осуждённый, в том случае, когда государственная власть делегирует правящему архиерею это право, а вовсе не священнослужителей. Печалование клирика, от собственного имени, - это нонсенс.

Получается, отцы решили прыгнуть через голову своих правящих архиереев? И чего они этим хотят добиться? Одобрения либералов среди своей паствы?

И почти никто не вспоминает о канонах. А они однозначно право печалования усваивают епископату, по согласовании с Первоиерархом Поместной Церкви:

«Приличнейшим же почитаю, чтобы епископ помощь свою подавал тому, кто от кого либо утесняется, или есть ли которая вдова обиду претерпевает, или сирый кто либо лишается принадлежащаго ему, есть ли притом и по сим предметам прошение бует справедливое. Аще убо, возлюбленные братия, угодно сие всем, то утвердите, яко ни един епископ не должен приходити..., кроме тех, которых благочестивейший царь наш призовет своим писанием. Но поелику многократно случается, что некоторые, за преступления свои, на заточение или на остров осужденные, или иному какому либо осуждению подверженные, прибегают к церкви, требуя милосердия: таковым не надлежит отказывати в помощи, но немедленно и без сомнения просити для них снисхождения» (Правило 7 Сардикийского собора).

Итак, канон прямо говорит о том, что право печалования усваивается именно епископам.

«Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто либо из клира без соизволения и грамот от епископов области, и наипаче от епископа митрополии, дерзнет отити к царю: таковый да будет отрешен, и лишен не токмо общения, но и достоинства, какое имел, яко дерзнувший вопреки правилам церкви, стужати слуху боголюбезнейшего царя нашего. Аще же необходимая нужда заставит кого ити к царю: таковый да творит сие с рассмотрением и с соизволением епископа митрополии и прочих тоя области епископов, и да напутствуется грамотами от них» (Правило 11 Антиохийского собора).

«...Приходящие же в Рим, как выше речено мною, прошения, которые имеют принести царю, должны представляти возлюбленному брату нашему и соепископу Иулию, да первое рассмотрите, не суть ли некие из них бесстыдны, и потом послет оные в воинский стан, присовокупляя и свое предстательство и попечение...» (Правило 9 Сардикийского собора).

«Положено: аще кто восхощет ити к царской палате: то да будет сие означено в отпустительной грамоте, посылаемой к церкви римской, и оттуда еще да получит отпустительную грамоту к палате. Того ради, аще получивший отпустительную грамоту до Рима только, умолчав о нужде, побуждающей его ити к палате, восхощет прямо отити к палате: да будет отлучен от общения. Аще же, тама в Риме, откроется внезапная нужда отити к палате: да явит оную нужду епископу римскому, и да принесет писание того же римского епископа. В отпустительные грамоты, от первенствующих или от каких бы то ни было епископов, даваемые клирикам их, да вносится день пасхи. Аще же день пасхи того лета еще не известен: то день пасхи прошедшего года да будет означен, подобно тому, как в светских записях обыкновенно пишется: после консульства» (Правило 106 Карфагенского собора).

В нашем случае всё, что относилось к стольному граду Риму, относится к другим столицам православных государств, всё, что сказано о «церкви римской» (т.е. столичной) - по аналогии относим к первоиерархам Поместных Церквей, правящих в стольном граде.

А вот и толкование:

«Правила воспрещают епископам без особой надобности обращаться к императорскому двору (Сердик. 7, 9); в случае же такой надобности, они разрешают делать это не иначе, как с согласия подлежащего первенствующато епископа или митрополита, и после получения на то особой грамоты (Антиох. 11). Данное карфагенское правило подтверждает эти правила, прибавляя к ним соответствующие разъяснения. Речь идет об епископах и остальных духовных лицах, отправлявшихся к императорскому двору, находившемуся тогда в Риме. При этом правило предписывает выдавать каждому лицу, отправляющемуся в Рим, увольнительную (отпустительную) грамоту на имя римского епископа, который должен был в свою очередь выдать таковому грамоту для доступа ко двору. Если же какое-либо духовное лице являлось во дворец, не представившись предварительно римскому епископу, то на такового правило предписывает наложить отлучение (άποκινη&ίτί της κοινωνίας)» (священноисповедник Никодим (Милаш)).

Итак, печалование клириков без благословения правящего архиерея - это нонсенс.

Диакон Игорь Голиков, публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. отец диакон видимо курс церковного права прогулял

"В нашем случае всё, что относилось к стольному граду Риму, относится к другим столицам православных государств" - На каком основании сделан такой весьма странный вывод? "...всё, что сказано о «церкви римской» (т.е. столичной) - по аналогии относим к первоиерархам Поместных Церквей, правящих в стольном граде". - Тот же вопрос - а почему? И про аналогии. Ох, уж эти аналогии! Как же вы, отченька, любите эти аналогии. Тут по аналогии, там по аналогии. Глядишь скоро вообще за уши притаскивать начнём.
Капитон / 24.09.2019, 13:11

12. отец диакон видимо курс церковного права прогулял

"Получается, отцы решили прыгнуть через голову своих правящих архиереев? И чего они этим хотят добиться? Одобрения либералов среди своей паствы?" - То есть вариант, что отцы, подписавшие письмо не хотят никакого одобрения никаких либералов, не хотят ни через кого прыгать, а всего лишь желают того, о чём написано в письме и ничегошеньки сверх того - такой вариант вами вообще, отец диакон, не рассматривается? Почему вы видите в мотивах людей только плохое?
Капитон / 24.09.2019, 11:38

11. отец диакон видимо курс церковного права прогулял

Как это Иоанн Креститель обличал царя Ирода без благословения Синедриона, ума не приложу? А святитель Иоанн Златоуст с кем посоветовался, когда императрицу обличал? Или архиерею можно?
Капитон / 24.09.2019, 11:35

10. отец диакон видимо курс церковного права прогулял

Отец диакон! Если вы решили с канонической точки зрения разорать известное (а вовсе не "печально известное") открытое письмо, то вам стоило лучше ознакомиться с матчастью - то ест с канонами. Клирики, подписавшие письмо, говорят не о "праве печалования", а о пастырском долге, который принадлежит не только архиереям. Или отец диакон в пылу праведного гнева на посмевших подписать открытое письмо, готов передёргивать и прямо лгать, чтобы выслужиться перед преосвященным?! А может перед самим патриархом - вдруг заметит и наградит? Отец диакон озаботился своей карьерой в столичном округе??? Приведённые вами канонические правила и толкования не имеют никакого отношения к существу рассматриваемого вопроса. Просто нужно прочитать эти самые канонические правила и их толкования, чего, и это очевидно, не удосужился сделать отец диакон. И конечно да - ГЛАВНАЯ И САМАЯ СТРАШНАЯ ВИНА КЛИРИКОВ-ПОДПИСАНТОВ - ОНИ ЖЕ БЕЗ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЕПИСКОПОВ ПОСМЕЛИ ПОДПИСАТЬ УПОМЯНУТОЕ ПИСЬМО! И как это их раньше никто в этом не обвинил?! А давайте им вообще 55-е апостольское правило вменим за досаждение епископу!
Капитон / 24.09.2019, 11:34

9. Re: «Печалование клириков без благословения правящего архиерея – нонсенс»

Облечение Апостола Петра Павлом (см. Гал.2:11-21) тоже нонсенс? Завет Иисуса Христа: быть равными (см. Мф 20:25-28; Ин 13:15-17) тоже нонсенс? Что сделали - то сделали (ибо посчитали достойным), за что и ответят перед Богом. Должно человеку слушаться голоса совести прежде голоса человека. Архиерей тоже человек, если кто-то об этом забывает.
Дементий / 20.09.2019, 07:13

8. Ответ на 5., Koordinator:

И где же эти архиереи?! - молчат они...их всё устраивает. Хоть кто-то выступил в защиту невинно осуждённых?..—-Что ж теперь, ждать, пока камни возопиют?..жестокосердны вы, и сердца у вас каменные. Рабы не Христа, но князей земных, Волков в овечьих шнурах.

Простите, вы бы хотели, чтоб Церковь на суд давила? Решение суду диктовала, как давеча секретарь генсовета "ЕдРа" Турчак пальцем погрозил судейским "высшей инстанции"? Даже если к Самому обращаться с печалованием о помиловании, все равно суд сначала должен приговор вынести, а сейчас пока приговор обжалован и может быть пересмотрен.
София7 / 19.09.2019, 16:36

7. п.6 Vladislav

К сожалению, Церковь встроена в Систему...не будем наивными. Блаженнейший Онуфрий - всем нам пример. Много ли примеров?- меньше, чем хотелось бы.
Koordinator / 19.09.2019, 15:49

6. Ответ на 4., Koordinator:

И где же эти архиереи?! - молчат они...их всё устраивает. Хоть кто-то выступил в защиту невинно осуждённых?..—-Что ж теперь, ждать, пока камни возопиют?..жестокосердны вы, и сердца у вас каменные. Рабы не Христа, но князей земных, Волков в овечьих шнурах.

Церковь же вне политики и отделена от государства. И кесарю кесарево а Богову Богу. Но как граждане -имеем и права и обязанности и по совести христианской должны, особенно когда не за себя а за ближних. Берите пример с УПЦ.
Vladislav / 19.09.2019, 14:54

5. Итак, печалование клириков без благословения правящего архиерея - это нонсенс.

И где же эти архиереи?! - молчат они...их всё устраивает. Хоть кто-то выступил в защиту невинно осуждённых?.. —- Что ж теперь, ждать, пока камни возопиют?..жестокосердны вы, и сердца у вас каменные. Рабы не Христа, но князей земных, Волков в овечьих шнурах.
Koordinator / 19.09.2019, 12:54

4. Ответ на 1., влдмр:

Да ладно, через голову. Спросили у кого надо. Играют в Гапонов.

на печальку - становись!
Даневский Саша / 19.09.2019, 12:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Игорь Голиков
Чапнин как церковный реформатор
Диакон Игорь Голиков о скандальном интервью бывшего редактора ЖМП
21.06.2019
Все статьи Диакон Игорь Голиков
Оранжевая революция в России
За Третий храм, за Израиль и за всю Евразию
Те, кто не желает на Марс, должны сражаться за Россию, которую строили наши русские православные предки
18.11.2024
«Мигранты в законе»
Ждём очередной «великой революции» в России?
16.11.2024
«Они позволяют себе продолжать оскорблять нашу страну»
Необходимо усилить контроль за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием
14.11.2024
Выступление в Госдуме: «Утверждаемый бюджет —
ни победа, а стагнация, <...> его не удастся выполнить»
13.11.2024
Как с цепи сорвались
Идёшь в Церковь – идёшь в рай, ругаешь Церковь – готовишь себе ад
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12