Проблемы российского детского кино не один год волнуют кинематографистов. Фильмы для детей снимаются, но, к сожалению, не попадают в прокат. Детское кино находится в глубоком кризисе. В начале июня в столичном Доме кино состоялся III пленум Правления Союза кинематографистов РФ, на котором шел серьезный разговор о проблемах детского кино и способах выхода из тупика, в котором оно оказалось. По сути, это стратегический вопрос не только для отечественного кинематографа, а для всей российской культуры в целом - детское кино формирует наше ближайшее будущее.
По сведениям Министерства культуры, в стране для юной аудитории ежегодно снимается от шести до десяти картин. Качество некоторых из них оставляет желать лучшего. Однако, все понимают, что детское кино должно нести не только развлекательную, но и важную воспитательную функцию. Так было всегда, ведь вместе с экранными героями ребенок переживает разные ситуации, приобретая необходимый опыт для дальнейшей жизни.
Еще одна проблема детского кинематографа связана с прокатом - новые фильмы не идут дальше экранов фестивалей, поскольку прокатчики считают, что они скучны для зрителей и не сделают кассу. Им бы хотелось видеть на экранах фильмы с голливудским размахом - зрелищные, с массой спецэффектов и компьютерной графики. В то время, как дети ждут от кинематографистов, в первую очередь, умное, доброе, интересное кино. Их родители могут похвастать тем, что еще помнят то доброе советское кино, на котором выросли и которое теперь с удовольствием показывают своим детям. Все понимают, что строить детский кинематограф нужно основываясь на нашем культурном наследии, на ценностях, которые нам близки, не оглядываясь на пресловутый Голливуд. Хорошо еще, что есть детские кинофестивали, на которых молодых зрителей знакомят с новинками детского кино.
Вот и на прошедшем XXIII Всероссийском фестивале Визуальных искусств в «Орленке» ребятам была показана интересная кинопрограмма из десяти полнометражных художественных фильмов, пяти полнометражных анимационных лент, 35 короткометражных мультиков, 15 телевизионных картин. Программа «Режиссеры XX века» насчитывала 18 киноработ. Кроме того, «орлятам» была показана и ретроспектива фильмов Станислава Говорухина. Фестиваль был посвящен памяти этого знаменитого кинематографиста и знакомил юных зрителей не только с Говорухиным-режиссером, но и с его сценарными, и продюсерскими проектами. Увидели ребята и недавние прокатные кинохиты: «Движение вверх», «Легенда 17», «Т-34», 4 картины прошли под рубрикой «Спецпоказ».
Интересно, что из десяти полнометражных художественных фильмов четыре были посвящены теме Великой Отечественной войны: «Солдатик» Виктории Фанасютиной, «Сестренка» Александра Галибина, «Крик тишины» Владимира Потапова и «Война Анны» Алексея Федорченко. Иначе и быть и не могло. Та война до сих пор остается незаживающей раной для нашего народа. Эта тема полна боли и горестных воспоминаний, генетически в нас живущая и сегодня. Молодое поколение хочет и должно знать историю своей страны, складывающуюся из историй каждой семьи - то, какой ценой досталась их дедам и прадедам Великая Победа. Фильмы фестиваля рассказали о маленьких детях, осиротевших в войну. Как в труднейших, порой нечеловеческих условиях герои картин выживают. По сути, это война глазами детей.
«Орлята» по-особенному воспринимали эти фильмы. Созданные на хорошем сценарном материале, они вызывали искренний отклик в душах юных зрителей. Надо сказать, что в «Орленке» дети особенные, это отмечали все - внимательные, кинематографически воспитанные, что сегодня большая редкость. Все знают, что в «Орленок» приезжает элита, будущее нашей страны - творческие, талантливые, хорошо образованные ребята, занимающиеся каким-либо видом творчества. Приезжают со всей страны, как было со дня основания лагеря - отдохнуть, обменяться опытом, пообщаться с близкими по духу сверстниками, и всегда очень ждут кинофестиваль. Ребята не разговаривали во время просмотра, не спали, не играли в гаджеты. Фильмы, показанные на фестивале, требовали от них большой внутренней эмоциональной работы. Зрители бурно и благодарно реагировали на понравившуюся сцену, поддерживая аплодисментами смелые поступки героев. И это была настоящая, идущая от сердца, спонтанная реакция. Так же «орлята» встречали и выступления артистов. После просмотра не вскакивали и не бежали из зала, как могли бы, а досматривали фильм до конца, до финальных титров, встречая их бурными аплодисментами. И в этом прослеживалась не только дисциплина и традиционное воспитание, но и глубокая культура «Орленка».
Самым драматичным из фильмов, посвященных Великой Отечественной войне и показанных на фестивале, был «Война Анны» Алексея Федорченко. Фильм собрал уже немало наград, став Лучшим российским фильмом 2018 года на кинопремиях «Ника», «Золотой Орел» и «Белый Слон». Не заискивая перед зрителями, он показывает войну безжалостно, «во всей красе». История маленькой Ани (Марта Козлова), оставшейся в полном одиночестве и вынужденной выживать любыми способами, но так и не сломленной, не побежденной, через некоторое отторжение вызывает глубокие переживания и сострадание к судьбе сироты. Хотя на мой взгляд, режиссер порой слишком откровенно и натуралистично показывает бытовые эпизоды ее жизни. Однако, именно они со всей беспощадностью и обнажают устрашающую личину войны.
«Война Анны» Алексея Федорченко
«Солдатик» Виктории Фанасютиной совсем другой - добрый, лиричный, пропитанный светлой грустью, несмотря на все фронтовые перипетии, в которых оказывается его маленький герой. В этом взгляд режиссера на военные события схож со взглядом Леонида Быкова - смотреть на трагическое через призму светлой грусти. За происходящим зритель следит со слезами на глазах, не в силах удержать их ни в лирические, ни в драматические моменты фильма. История реальна, она о маленьком шестилетнем герое Великой Отечественной войны, самом маленьком солдате Сереже Алешкове (Андрей Андреев). Потеряв в одночасье семью - маму и старшего брата, он бежит из деревни, захваченной фашистами и несколько дней скитается по лесу. Ему везет - он попадается на глаза советским разведчикам, совершавшим боевой рейд в глубоком вражеском тылу. Обессиленного и изголодавшегося малыша доставляют в боевое расположение наших частей. Выздоровев, Сережа становится полноправным членом дружной фронтовой семьи и настоящим защитником Родины. А вскоре обретает и настоящую семью в лице усыновивших его майора Николая Кузнецова (Виктор Добронравов) и сержанта медицинской службы Екатерины Васильевой (Дарья Урсуляк).
«Солдатик» Виктории Фанасютиной
Режиссер фильма «Солдатик» Виктория Фанасютина мне призналась: «Улов» в «Орленке» - классный приз Пингвин - за первое место в конкурсе фильмов (детское жюри), диплом за лучший сценарий. И, конечно, замечательные встречи с людьми, вспоминая которые, еще долго будет тепло и солнечно на душе. Мы рады, что фильм нужен зрителям - и маленьким, и взрослым. Во время просмотра в зале смеются и плачут, а после каждого показа кто-нибудь из них обязательно спрашивает - будет ли продолжение, и как показать «Солдатик» своим друзьям и близким? Фильм поддержала Уполномоченный при Президенте РФ по правам детей Анна Юрьевна Кузнецова и включила его в показы в «Школах добра». В Министерстве Культуры тоже обещали поддержать и выделить средства на продвижение фильма. Сейчас у картины счастливый фестивальный период. «Солдатик» полюбили и признали, дорогу на экраны он обязательно найдет. Только что пришло приглашение принять участие в кинонеделе «Сказки детства» в Сербии. И на сентябрь-октябрь у нас богатые планы: подтверждено участие в 12 фестивалях».
Другой фильм программы - «Сестренка» Александра Галибина снята в жанре драмы, но при этом, милый и лирический фильм. Экранизация повести Мустая Карима «Радость нашего дома» (сценарий Айдара Акманова) рассказывает о маленькой осиротевшей украинской девочке Оксане (Марта Тимофеева), чудом уцелевшей после расстрела семьи, спрятавшись в печке. Ее спасает советский солдат и отправляет к себе на родину, в Башкирию, где его ждет молодая красавица-жена (Ильгиза Гульминова) и маленький сын Ямиль (Арслан Крымчурин). Здесь Оксана оттаивает от горя, обретая любовь новой семьи. Не сразу налаживаются ее отношения со сверстниками, но внутренняя красота и доброта героев помогает девочке освоиться в чуждой ей языковой среде и начать говорить по-башкирски.
«Сестренка» Александра Галибина
Картина пронизана таким ощущением счастья детства, несмотря на трудное время, на которое оно выпало, счастьем от открытия мира, от бескрайнего простора и красоты окружающих мест, что полностью захватывает зрителя. Как хорошо, что стало появляться такое настоящее, пронзительное, без пафоса кино. Звучание башкирского языка придает ленте необычайный колорит. То, что главная героиня в какой-то момент сама начинает свободно говорить на этом языке, вызывает восхищение юной актрисой. Марта Тимофеева - достаточно известная актриса, плодотворно снимающаяся в кино и телесериалах. На сегодняшний день в ее творческом багаже около четырех десятков успешных ролей. Картина «Сестренка» награждена множеством наград - только на фестивале в «Орленке» она получила 7 дипломов! Отмечена лучшая режиссерская работа - Александр Галибин и лучшая работа художника по костюмам - Янина Боуден. Картина получила Приз зрительских симпатий, диплом III степени, три диплома за актерские работы. Картина приняла участие и на других фестивалях - «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге, «Зеркало» имени Андрея Тарковского в Плесе, «Территория» в Магадане, на «Балтийских дебютах» в Светлогорске, «Алые паруса Артека» в Ялте. И везде была тепло встречена зрителями и коллегами-кинематографистами.
Еще одна лента - «Крик тишины» Владимира Потапова снят по повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония». Он о самой страшной блокадной зиме 1942 года, когда в городе на Неве царили невыносимый голод и холод. Нина Воронова (Светлана Смирнова-Марцинкевич) отчаявшись, бросает трехлетнего сына Митю (Лева Гиршов) умирать в промерзшей квартире и одна эвакуируется из города. Малыша спасает девочка-подросток Катя Никонорова (Алина Саргина), выдавая за своего брата. Забота о нем помогает выжить и ей самой.
«Крик тишины» Владимира Потапова
Фильм отмечен призами самых разных российских фестивалей. На фестивале в «Орленке» он награжден диплом II степени, призом режиссеру Владимиру Потапову - «за бережное сохранение памяти и глубинное осмысление подвига жителей блокадного Ленинграда», призом «за лучшую женскую роль второго плана» - Светлана Смирнова-Марцинкевич (исполнительница роли Зины Вороновой). Оргкомитет Премии за доброту в искусстве «На благо Мира» отметил Владимира Потапова специальным призом с формулировкой «за творчество, которое делает этот мир лучше».
Говоря о перечисленных картинах,
очень хочется, чтобы зрители кинотеатров тоже увидели их на больших экранах.
Пока писалась статья, от режиссера Александра Галибина пришла приятная весть -
картина «Сестренка» 19 сентября выходит в прокат, накануне 100-летия со дня
рождения Мустая Карима. Премьера состоится 17 сентября в кинотеатре «Иллюзион».
Пожелаем ей удачи.
Наталья Тендора, киновед, публицист
Фотоматериалы представлены автором