Недавние события в Иркутской области, где под водой оказались населённые пункты, и стихия унесла не одну человеческую жизнь, паводки 21 и 22 июля в Приморском крае как последствие сильнейших ливней, принесенных тайфуном «Данас», являются делом рук человеческих. Приморье всегда было под ударом циклонов, зарождающихся в Желтом море и Тихом океане, но в последние десятилетия данные природные явления особенно жестоки и разрушительны. Одной из важных и основных причин таких явлений стали хищнические и безудержные вырубки лесов.
Сибирь и Приморье, богатейшие тайгой территории, приобрели статус исчезающих реликтовых естественных насаждений, которые Господь Бог даровал нам. Не надо быть специалистом в области изучения флоры и фауны планеты Земля, чтобы убедиться во взаимосвязи уничтожения лесных угодий и наводнений.
В середине прошлого столетия Уссурийская тайга была сферой интересов наших соседей - японцев. Особенно они любили покупать кедр, своеобразный символ Приморья. Растущий в распадках, кедровник является аккумулятором грунтовых вод, и если есть родник или ключ, бьющий из-под земли, значит будут полны реки. Не раз путешествуя по тайге убеждался - несколько кедров стоит, а рядом - родник.
Взаимосвязь этого дерева и воды - уникальна, особенна. Наверное наш Дальний Восток, благодаря хвойным лесам, богат чистейшей водой и ее, пока что, значительными запасами.
Вообще лес - естественный фильтр как воздуха, так и воды. Корневая система удерживает землю от размывания и является дренажной системой. Когда тысячи лесовозов вывозили кедр, ясень и березу в три-четыре обхвата, а звуки бензиновой пилы эхом разносились по сопкам, такие дела наводили на грустные мысли. Однако леспромхозы были обязаны производить восстановление утраченного. Когда лесные хозяйства канули в прошлое вместе с Советским Союзом и началось их растаскивание по частным конторкам, то в большинстве случаев восстановление свелось на нет. Остался только бизнес и ничего личного, как говорится.
Постепенно в наши леса влезли китайцы и стали там хозяйничать. О способствовании данному вопросу отдельных граждан, заинтересованных в обогащении путём сдачи лесных угодий иностранцам, говорить не стоит. Много чести. В результате мы получаем обезображенный лесной покров, изрытые спецтехникой сопки и долины, перепаханные родники и речки. А в итоге - водные потоки, когда уже голая земля не способна впитывать влагу, идут, не встречая на своём пути преград в виде мощных лесных массивов.
Очаговость вырубаемых участков, их безсистемность в отличие от советских лесхозов, наглость и жадность, алчность и мшелоимство фирм-однодневок сыграли большую роль в разрушении гармоничного строя Богом созданной природы.
Если мы не хотим жить в обезвоженной пустыне, любоваться голубым небом, дышать воздухом, наполненным смолистым ароматом тайги так, что от этих ощущений кружится голова и лёгкие очищаются от городской пыли и гари, слушать пение птиц, пить чистую целебную воду, которая богата минералами и микроэлементами и восстанавливает силы, может, пора одуматься?! Какой ответ дадим Господу Богу на Страшном Суде за то, что дарованное Им уничтожили ради мимолётного богатства?
Михаил Красильников, православный журналист, Приморский край