Вышел в свет очередной, 61-й, номер литературно-художественного журнала «Вертикаль XXI век», сообщили РНЛ издатели журнала. Радующий любителей художественной литературы, публицистики, краеведения вот уже два десятка лет, ведомый основателем и бессменным редактором Валерием Сдобняковым, он быстро получил признание в России и за рубежом. В числе авторов журнала - классики современной русской литературы Василий Белов, Юрий Бондарев, Владимир Бондаренко, Николай Коняев и многие другие, и это ставит его в один ряд с ведущими «толстыми» журналами страны. Журнал читают и в российской глубинке, и в столицах, и далеко за пределами нашего Отечества - от Парижа до Сиднея. Отметим, что и реестр авторов, стоящих на разных мировоззренческих позициях, и многие журнальные публикации свидетельствуют как об идейном многообразии «Вертикали» (при очевидном наличии вполне определенного духовно-нравственного стержня), так и широте взглядов ее редактора-издателя.
Свежий номер «Вертикали» открывается отрывком из новой книги Валерия Сдобнякова «Искры потухающих костров». Это книга-дневник, хроника событий, растянувшихся на десятилетия, в преломлении их через видение и ощущения автора. Одновременно и документ времени, и заметки на его полях, где-то поразительно точные, а порой, возможно, и эмоционально-пристрастные, но именно благодаря этому звучащие искренне и убедительно. В дневниковых записях, объединенных заголовком «За тайной гранью», автор делится своими впечатлениями от увиденного, прочитанного, осмысленного. Нанизывая на нить времени день за днем и год за годом, Валерий Сдобняков рассказывает об интересных встречах, ярких людях, затронувших душу событиях в родном городе, стране, мире. Имен в размеренных сдобняковских текстах так много, что простое их перечисление, кажется, составило бы целый том.
Каждое описанное, подчас бегло, телеграфным стилем, событие скрывает целый пласт информации, сплошь и рядом способно будить мысль и приглашать к дискуссии. Вот интересная запись. Книжный фестиваль на Нижегородской ярмарке, презентация областного Союза писателей и в ее рамках - представление серии историко-краеведческих исследований общества «Отчина», посвященных «потаённым», в том числе трагическим, страницам истории России и нашего края. Автор хроники хотя и признается в отсутствии у него «сочувствия к революции и всему, что за ней последовало», тем не менее упрекает автора-составителя С.А. Смирнова в некотором избытке «эмоций» и даже «нехватке объективности». Мол, осуждать события вековой давности (коль уж они произошли) - «слишком мало для объективного осознания непростых судьбоносных событий».
Оценки, прямо скажем, спорные. Ведь авторы представленных работ (большинство книг серии «Отчина» написаны авторскими коллективами) и не ставили своей целью дать исчерпывающую картину «судьбоносных периодов истории». Они лишь заполнили известные «белые пятна», внеся таким образом свою лепту в полноту исторической картины. Наличие таких зияющих «пятен» - и есть необъективность. Описывая трагедию, постигшую Отечество и народ в XX веке, трудно оставаться беспристрастным, не испытывать чувств и эмоций по отношению как к жертвам преступлений, так и их виновникам. Автор знаменитой книги «Красный террор в России» С. Мельгунов писал, что ему было чрезвычайно тяжело пропустить через себя вошедший в нее кровоточащий материал. Что касается упреков в необъективности, то они нуждаются, конечно же, в доказательствах, а не столь же эмоциональных оценках и ярлыках из партийного лексикона типа «антисоветский» и «антикоммунистический», к которым обычно прибегают критики проектов общества «Отчина».
Такие же ярлыки, заметим, вполне применимы к творениям многих русских писателей классиков: «Окаянным дням» Бунина, «Солнцу мертвых» Шмелева, «При свете дня» Солоухина и множеству других. Кто посмеет утверждать, что они не помогают нам лучше понять полноту русской истории?!
К слову, у выдающегося русского писателя и патриота Ивана Сергеевича Шмелева скоро полуторавековой юбилей. Анонсируя его, журнал публикует письмо руководителя нижегородского союза писателей Валерия Сдобнякова к В.П. Цыганкову - инициатору создания единственного в стране музея И.С. Шмелева (в г. Алушта, Крым). В письме дается высокая оценка деятельности крымских музейных работников, частью которой и стало открытие музея автора «Лета Господня» и «Солнца мертвых», состоявшееся 26 лет назад.
Тема истории и исторического краеведения стала регулярной в выпусках «Вертикали XXI века» последних лет. В представляемом номере она продолжена публикацией председателя общества «Отчина» Станислава Смирнова «Лесной фронт гражданской войны», посвященной одной из самых малоизученных страниц истории родного края - «бело-зеленому» движению в Нижегородской губернии в период великой смуты 1917-1922 гг. Можно рассматривать тот феномен с привычно-партийных позиций - как «дезертирство» и «бандитизм», а можно - как это делает автор - и иначе, как еще одно трагическое следствие революционной катастрофы, гражданской междуусобицы и трагедии наших дедов и прадедов, не желавших в ней участвовать и на насилие одной из противоборствующих сторон, которой они отказывали в исторической правоте, отвечавших уклонением от насильственных мобилизаций и даже партизанской войной.
Раздел прозы, помимо этого, представлен новыми рассказами нижегородского автора Игоря Соловьева, уже известного читателю книгами «Тихие окраины», «Гипсовая трава», «По следу цветочного льва» и др.
Член Союза писателей России из Подмосковья Николай Бондаренко публикует в журнале рассказ «Мой аленький цветочек», в котором присутствуют и нижегородские мотивы.
В рассказе нижегородца Евгения Шестова «Конь на закате» по-своему раскрывается тема художественного творчества, а в публикации его земляка Леонида Чигина «Маршрут номер Ноль» делаются лаконичные и точные зарисовки, посвященные нашим современникам, их быту и проблемам.
Протоиерей Евгений Юшков - постоянный и популярный автор «Вертикали XXI века». На этот раз на страницах журнала можно прочесть новые главы из его книги «Молчание», наполненные раздумьями о жизни, святой Церкви и ее подвижниках. Публикации предпосланы слова из сочинения преподобного Ефрема Сирина, раскрывающие ее суть: «Не допускай в себя недруга гордыни, чтобы враг внезапно не похитил у тебя рассудка».
Из рассказа нижегородца Михаила Рубцова «Святая Русь жива», выдержанного в стиле репортажа, читатель почерпнет представление о том, как организуются и проводятся крестные ходы, служащие живым продолжением традиций богомольного и сильного верой православной русского народа.
Как всегда, богата и разнообразна поэтическая рубрика. Имя поэта и автора почти десятка стихотворных сборников Валерия Фирсова хорошо знакомо нижегородским поклонникам изящной словесности. В 61-м номере журнала печатается цикл его стихов, отмеченных автобиографичностью, исповедальностью, самоиронией.
Крутая эпопея «Тихий Дон»
Тревожат мою память, явь и сон.
Здесь на Дону родился мой отец,
Господь дарует связь живых сердец...».
Рубрику продолжают стихотворные произведения поэта-нижегородца Андрея Альпидовского под общим заглавием «Войной отмеченное детство».
Война, как гром! В ушах - осколков свист.
В убежище! А вещмешок, как камень.
Падение на спину - вверх ногами,
А в небе след от «Хейнкеля» повис.
Свежи и интересны представленные в журнале стихи Народного писателя Удмуртии Вячеслава Ар-Серги; проникнутые любовью к родной природе поэтические этюды члена Союза писателей России Валентина Ивенина.
К 80-летию Юрия Адрианова журнал публикует воспоминания о нем Валерия Сдобнякова, полные восхищения талантом и гражданским обликом именитого поэта и прозаика, безвременно ушедшего из жизни несколько лет назад.
Еще одной утрате, совсем недавней, посвящена статья «Слово прощания с Р.Я. Левите», принадлежащая перу заслуженного артиста России Александра Мюрисепа. В статье рассказывается о личности, жизненном пути и творчестве видного театрального деятеля Ривы Яковлевны Левите, ушедшей из земной жизни весной этого года.
Еще одна творческо-биографическая зарисовка (автор - В. Сдобняков) - о нижегородском художнике из Сеченова Альберте Дмитриевиче Данилине, его личности, картинах и литературных опытах.
К слову, работы еще одного видного нижегородского живописца, Александра Федоровича Важнёва, читатель увидит на лицевой и тыльной сторонах журнальной обложки.
В разделе «Библиография» можно прочесть о книжной новинке под названием «Записки истерзанного времени», недавно вышедшей в издательстве «Вертикаль XXI век». Отдельно представлены составные части этой трехтомной книги: «Разворачивая свиток времени», Мир немыслимых скитаний», «За тайной гранью». Автор - известный прозаик, руководитель областной писательской организации, секретарь Союз писателей России, лауреата ряда литературных премий Валерий Сдобняков.
Выпуск 61-й «Вертикали XXI века», несомненно, станет заметным событием в культурной жизни региона. Предваряющий его эпиграф: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» можно отнести и к характеристике самого журнала.