С молитвой и поклоном

В Брянске прошли памятные дни Максима Трошина, жертвенно погибшего юного певца, патриота и духовного подвижника

1 Евгений Х. 
1387
Время на чтение 6 минут
1
В Брянске прошли памятные дни Максима Трошина, жертвенно погибшего юного певца, патриота и духовного подвижника в годы последнего для России смутного времени.

Панихиды были отслужены архимандритом Никитой (Заиграйкиным) непосредственно в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери и на Центральном кладбище Брянска. Этот хорошо известный в российских пределах священнослужитель в свое время ввел семью Трошиных в церковь, стал Максиму крестным отцом, духовным и творческим наставником.

Среди клириков Тихвинского храма, помогавших настоятелю в молитвенном служении, был заметен иерей Николай Ланцев. Некогда он, еще будучи мирянином, вместе с Трошиными, другими первыми прихожанами восстанавливал этот храм и уже после смерти Максима, его отца, Юрия Павловича, помогал в строительстве часовенки над их могилами.

Желание послужить панихиду на этих могилах выразил иеромонах Антоний (Короткий) в письме Надежде Михайловне Трошиной, которая продолжает служить в Тихвинском храме: «Мне не пожелать лучшего друга и молитвенника. Давно дорожу памятью о Максиме. Неожиданно произошло мое знакомство с ним. Произошло на встрече друзей в монастыре. На следующий день не мог думать ни о чем другом. Готов был кричать об этом открытии».

Печальная дата в судьбе брянского юного дарования на этот раз больше прежнего привлекла внимание людей, которых вроде как и нельзя было назвать паломниками, посещающими известные всем православным сакральные, святые места, но которые устремились сюда за сотни километров с поклоном Максиму за неземной чистоты голос, боль и правду поразительного выражения в его песнях. Еще до службы в храме к матери Максима подошли одетые в темные, но не монашеские, одежды Олег и Екатерина из Липецкой области. Рассказали о том, как песни Максима побудили их собраться в дорогу. Среди прихожан угадывались и другие дальние гости.

В цветах, которых с утра у могил было немало, Надежда Михайловна вдруг увидела небольшой портрет в белой рамке. На нем был узнаваемым ее сын еще детских лет с выразительными голубыми глазами и изображением поющего соловья в монастырском окне рядом. Надписи и посвящений на обратной стороне картины не было.

Но на другой день автор сам объявился в Тихвинском храме.

Это была молодая женщина, приехавшая из Оренбурга увидеть в эти дни многое из того, что связано с Максимом. Свою историю она записала в школьную тетрадь и перед отъездом передала ее Надежде Михайловне с разрешением другим обращаться к ее исповедальному тексту.

1
Рассказ Юлии Игнатовой из Оренбурга:

«Я прежде жила без Бога. Родители не были религиозными. Отец занимался компьютерными технологиями, мать – экономикой. Но крещена я была по настоянию прабабушки Анны в первые дни после своего рождения. Она жила в большом оренбургском селе. Была мастерицей по вязанию пуховых платков. Один из ее узоров отнесен к достижениям труда российских пуховниц. Еще с войны, когда село осталась без мужчин и священнослужителя, она, человек, близкий к Церкви, исполняла в приходе все дозволенные ей обряды и таинства, прекрасно пела в церковном хоре.

Жила я, не обращаясь к Господу, и не видела в этом причины своих повседневных бед. Их было же немало – хронические заболевания, сильные спинные боли, панические атаки, депрессия, проблемы, сопутствующие распаду моей некогда счастливой семьи, работа не по вузовской специальности.

В ночь со второго на третье ноября минувшего года я вижу сон. Будто я и мама заходим в белую церковь. Проходим к иконам, а у стены на лавочке парень сидит. Заметил нас, встал и также подошел к иконе Божией Матери. Я смотрю на него и узнаю Максима по тому образу, который у меня уже создался о нем.

Впервые Максима Трошина я увидела на российском телеканале «Спас». Случайно переключилась на документальный фильм о нем. Умилил момент, когда он учил пению младшего брата. Потом был сериал «Громовы». Мама смотрела, а у меня на это не было времени. Услышала только наложенный на заключительные кадры пронзительный голос в песне о монахе, просившем соловья не петь над его могилой. Стала искать по интернету сведения об исполнителе. Была удивлена, что им оказался уже знакомый мне по «Спасу» юноша.

И вот теперь, во сне, он оказался рядом у иконы. Говорит нам: «Дайте, пожалуйста, двадцать рублей». Мама протягивает ему две латунные монетки по десять рублей. Он слегка улыбается и… Тут я просыпаюсь. Не увидела, взял ли он деньги?

С утра не могла найти себе места, жила этим сном. Пересказала его маме в деталях, словно все случилось со мной наяву. Она все объяснила моей впечатлительностью. К вечеру, мол, все пройдет. Не прошло.

На другой день, в большой праздник Казанской иконы Богородицы, я засобирала маму в церковь. Говорю, надо подать милостыню. Обязательно двадцать рублей и обязательно мужчине какому-нибудь.

Пришли к храму и не знаем, кому подать. Нет просящих. Один старичок-инвалид на коляске у ворот привлек внимание.

Говорю маме: «Иди, хоть ему подай!». А сама чувствую, что не тому, другому это надо. Мама с деньгами едва направилась к инвалиду, как тот укатил от нее очень быстро. Как от огня.

Стали мы назад собираться. Но решили прежде зайти в магазин в стороне от дома. Вроде и большой нужды в продуктах не было. Погода такому маршруту также не благоприятствовала: была плохая – дождливая, холодная.

Стоим мы у светофора. А из толпы, одетой в серое для дождя, на другой стороне улицы широко и солнечно улыбается нам человек. Улыбается, как это может делать человек, если не сказать что больной, то человек явно чудаковатый.

Зеленый свет зажегся, и мы пошли через переход. На середине улицы светлый человек встает перед нами и говорит:

– Подайте, пожалуйста, мне не хватает.

– Сколько нужно? – спрашиваю у него.

А он кулачок разжимает. На ладони – мелочь разная. Показывает на десятирублевую монету.

– Вот таких мне две надо. Желтеньких. Надо две.

Он явно не разбирался в деньгах. Странным он казался и в то же время будто лучился добротой.

Меня поразила связь пережитого во сне и этой реальной встречи с человеком не от мира сего.

Деньги прохожему, конечно, дали. Он поблагодарил и продолжил свой путь.

Мы же перешли дорогу и не могли дальше ступить шагу. Моей маме плохо стало. А я рыдала. Две недели плакала, словно прорвало.

Со слезами многое, меня тяготившее прежде, ушло. Печаль сменила прежнюю боль, вымарала прошлые поводы для волнения и беспокойства. Свое новое состояние я нашла прекрасным и часто стала дополнять его посещениями храма. Уже не просто, чтобы поставить свечку и перекреститься. Задерживалась на час, другой. Скоро легко могла выстаивать службу. И этим временем стала дорожить, получая в церкви сердечную радость и душевное успокоение, готовность к добрым делам и всепрощенческой любви к другим людям. После того, как стала принимать боль других на себя, избавилась от собственных физических мук.

Стала читать Евангелие, книги о житии православных святых.

Конечно, продолжила собирать записи о творчестве и жизни Максима. Он помог мне, указал дорогу к храму именно тогда, когда я крайне нуждалась в этом. Будто прабабушка Анна попросила его явиться мне.

Мной овладела большая душевная потребность, не обязанность, помолиться на могилах Максима и его отца, низким поклоном выразить благодарность здравствующим ныне матери Максима, Надежде Михайловне, и настоятелю Тихвинского храма батюшке Никите».
1
Часовенка над могилами отца и сына Трошиных. Центральное кладбище Брянска

Этому рассказу не нужны комментарии. У каждого свой путь к Богу. Но с первым шагом иногда помогают те, кто оказывается рядом совсем не волей случая. В истории с Юлией Игнатовой это сделал Максим Трошин.

В следующем году календарь отсчитает уже двадцать пять лет со времени, как прервалась его земная жизнь.

Николай Исаков, полковник в отставке, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 1-й степени, г.Брянск
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Исаков
«Боже, молю о переводчике!»
Памяти Максима Трошина (18.06.1978 – 5.06.1995) и Николая Деткова (19.12.1948 – 21.04. 2023)
02.06.2023
«Внезапно струна оборвалась»
В Москве представили книгу о «брянском соловушке» Максиме Трошине
04.10.2022
Моей любимой Родины сыны!
Светлой памяти Максима Трошина (18.06.1978 – 5.06.1995)
04.06.2022
«О, мой сынок, мой дорогой, душа за тобою болит…»
К 70-летию Надежды Михайловны Трошиной, матери сына, песнопения которого до сего дня сопоставляются с гласом ангельским Святой Руси
07.01.2022
Растревожил нашу совесть
Памяти Максима Трошина (18.06.1978 – 5.06.1995)
05.06.2021
Все статьи Николай Исаков
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
19.04.2024 13:57
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 13:33
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Алекс
19.04.2024 13:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 13:28
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 13:15
Неизвестное об известном
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:54