«Дай мне пить»

Слово в Неделю о самаряныне

Пастырская проповедь 
0
571
Время на чтение 5 минут
Христос воскресе!

В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Спаситель пришел к колодцу Иакова, чтобы встретить там женщину-самарянку. Он долго шел к этой женщине, к одному человеку, совершая Свой путь под палящим солнцем. Был шестой час, то есть полдень по тогдашнему исчислению — самый пик жары, — и Он изнемогал от усталости и хотел пить.

Почему, спрашивают святые отцы, Он шел не ночью, когда прохладнее и гораздо легче идти? Потому что всю ночь, как мы знаем, Он посвящал молитве, а день, не теряя ни часа, — служению людям. И мы видим, что это наш Господь — Бог, ставший человеком. Тот, Кто плачет, видя умершего. Тот, Кто на Кресте будет страдать. А теперь Он изнемогает от жажды. Почему же Он, будучи Богом, не может преодолеть Своей Божественной силой эту жажду? Конечно, все в Его власти. Но тогда бы Он не был подлинным человеком. И победа, которую Он одержит, не была бы той победой, к которой мы можем быть причастны.

Разве не насытил Он пятью хлебами пять тысяч человек? Разве не шел Он по воде? Что Ему стоит одним словом, одной мыслью повелеть, чтобы из скалы или из песка забил источник и утолил Его жажду? Но именно здесь открывается нам самое главное. Никогда, ни разу в Своей жизни не совершил Он ни одного чуда ради Себя: ради того, чтобы накормить Себя, утолить Свою жажду, облегчить Свою боль.

С самого начала, с Рождества, Он приобщается всей нашей немощи. Младенцем Он бежит от меча Иродова как простой человек. И это Он тоже делает ради нас, а не ради Себя, потому что не пришел еще час Его. Но когда придет Ему время сразиться со смертью, Он выйдет навстречу ей, чтобы спасти всех, и чтобы смерть каждого из нас обернулась вечной жизнью.

Все в Нем исполнено бесконечной Божественной любви ко всему человеческому роду и к каждому отдельному человеку. Все взвешено на каждый час и на всяком месте. Все содержит Господь и весь мир несет как Крест, на котором Он скажет Свои святые слова: «Жажду».

Он жаждет нашего спасения. Он просит пить у женщины-самарянки. «Дай Мне пить», — говорит Он. Две тысячи лет звучат эти слова, обращенные не только к самарянке, пришедшей к колодцу, а к каждому без исключения человеку до конца времен. К каждому человеку, который есть на свете, Господь обращается и говорит: «Дай Мне пить», потому что хочет получить любовь в ответ на Свою любовь.

Даже чаша холодной воды — чаша воды, которую Он просит у нас, — не нам принадлежит. Она — Его, потому что Он сотворил эту воду. И каждая чаша воды, которую мы даем другим людям во имя Его, оплачена Его Кровью, Его словами, которые Он скажет на Кресте: «Жажду». Однако Он просит эту воду не как Творец у Своего творения, а как обычный человек у другого человека, Сам смиряясь до конца и научая нас самому главному, что есть в человеческих отношениях — служению друг другу.

«Если бы ты знала дар Божий», — говорит Господь этой женщине. Он говорит эти слова каждой душе человеческой. Что же такое дар Божий? Дар Божий — это все, что есть у Бога. И эта вода, которую Господь сотворил для человека, и весь мир, и все люди, которые существуют в мире, — это дар Божий человеку. И все события, которые происходят, вся история совершается ради одного человека. Это дар Божий, чтобы ты мог увидеть присутствие Господа во всем.

Но есть бесконечно больший дар Божий человеку — это Сам Христос, Который, давая нам Свои бесчисленные дары, отдает вместе с ними Самого Себя. Если бы ты знала, душа человеческая, дар Божий, ты бы трепетала от страха и ужаса, и плакала бы от радости, не находя никаких слов, чтобы выразить свою благодарность за это чудо.

Господь отдает нам Себя в Святых Дарах. За праздником Преполовения в эти дни мы слышим запричастный стих: «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Этот дар каждый день дает нам Христос, предлагая его всем. «Приимите, ядите», — говорит Господь, и «пийте от нея вси». Если бы мы знали этот дар Господень, то никогда бы не испытывали жажды.

«Господи! — говорит Ему самарянка, — дай мне этой воды (этот дар), чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». И Господь переводит разговор на другую тему, чтобы дать ей понять, о каком даре идет речь: «Пойди, — говорит Он, — позови мужа твоего».

«У меня нет мужа», — отвечает женщина. И Господь за то, что она правду сказала, ведет ее к большей правде. Он говорит ей, что у нее было пять мужей. Одних этих слов оказалось достаточно, чтобы перевернуть ее душу, потому что открылся грех, который она скрывала. И следующие Его слова прозвучали как гром среди ясного неба: «И тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Смотрите, к какой женщине пришел Христос, ради кого Он совершил этот долгий путь, и ради кого Он идет на Крест!

И вот мы видим, как эта женщина начинает понимать самое главное, что есть в человеческой жизни, — что душа дороже всего мира, и грех губит душу, лишая ее всякой радости и всякого смысла. И стремление человека найти ответ там, где, кажется, полная безысходность, — встречает любовь Христову.

Пусть каждый из нас поймет, о чем здесь идет речь. Эти слова сказаны не просто женщине-блуднице, а каждой душе человеческой. Потому что у каждой человеческой души было «пять мужей», говорят святые отцы, то есть пять чувств, которые даны человеку и с которыми он живет в этом мире. Человеку кажется, что можно так жить — с этими пятью чувствами, которые определяют его естественную жизнь. Но будучи не в состоянии жить одними собственными силами, человек отступает от этих союзов с естественной жизнью и обретает «мужа беззаконного» — грех.

Господь хочет сказать, что естественная жизнь — даже по добру и по правде — рано или поздно неизбежно становится нижеестественной, греховной, там, где нет благодати. Пока человек не обретет благодать — новую жизнь, ради которой Христос идет на Крест, — самые лучшие, самые чистые, самые благородные из людей, тем более все человечество, как мы видим, идет по этой стезе. От пяти своих естественных чувств, от своих естественных даров оно ниспадает в нижеестественное состояние, так что грех все более становится нормой жизни.

Только благодать Божия, только эта живая вода, о которой говорит Христос, может спасти человека. И поэтому Церковь — это живая вода, это поклонение Христу Богу в Духе и в истине. Не просто внешнее благочестие, соблюдение церковных правил, уставов и постов, а живая вода любви Божией, которая достигает нашего сердца. Только тогда мы начинаем понимать, в чем заключается жизнь, а все остальное — жажда, адская мука. И делаемся способными ответить на любовь Христову отдачей всей своей жизни, и души и тела, чтобы Господь всегда подавал нам воду живую.

Сегодня Христос говорит Своим апостолам и ученикам, что многие в роде человеческом, лучшие из людей — пророки и праведники — шли ко дню жатвы Христовой, но не достигли его, а те, кто Христовы, входят в их труд, «так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут». Нам есть, что жать — тот смысл, ту духовную правду, которую явили в своем подвиге древние пророки, апостолы, святые и все наши бесчисленные мученики.

Мы призываемся быть соработниками Самого Господа. Да будет дано нам среди смертельного зноя нынешней жизни, как самарянам, сказать не только по чьим-то словам и не потому что слышали проповедь в церкви или прочитали об этом в Евангелии: «Мы сами видели и сами знаем, что это Мессия Христос, Спаситель мира, утоляющий навеки жажду всех, кто приходит к Нему».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союзам писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Мы не знаем, чем все кончится
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
14.12.2024
Смысл поражения Православной монархии
Чтобы познать подлинную человеческую историю в ее целостности, надо быть Богом или надо быть божественным — тем, кто по дару Христа, как святой царь-страстотерпец Николай, знает, куда мы идем
14.12.2024
Не бойтесь приближающихся бедствий
Евангелие субботы (Лк, 67 зач., 12, 32—40)
14.12.2024
Причины крушения православной монархии в России
Внешнего, декоративного христианства недостаточно для мира
13.12.2024
Закон святости
Слово в день памяти святого апостола Андрея Первозванного
13.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Все статьи темы
Последние комментарии
Заимствование политических форм небезобидно
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.12.2024 11:12
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
15.12.2024 11:12
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Русский танкист
15.12.2024 10:59
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
15.12.2024 10:19
Сказка о конце света
Новый комментарий от Ленчик
15.12.2024 09:04
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от viner
15.12.2024 08:56
Надо спасать христиан Сирии
Новый комментарий от Elenaelena
14.12.2024 22:05