18 апреля в Санкт-Петербурге прошло заседание клуба «Консервативная перспектива» на тему «Россия и Восток».
Клуб представляет собой совместный проект «Русской народной линии», Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания», Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (СЗИУ РАНХиГС), Санкт-Петербургского отделения Изборского клуба.
Встреча являлась закономерным продолжением обсуждения места России в мире. Россия - Запад или Восток? Или - самобытное государство-цивилизация, которому пора перестать метаться между Востоком и Западом в поисках адаптации к чужой идентичности? Как нам выстраивать отношения с цивилизациями Востока? Эти вопросы давно волновали русских мыслителей.
Предлагаем вниманию читателей заключительное слово одного из двух основных докладчиков директора Института востоковедения РГПУ им. А.И.Герцена, доктора философских наук, кандидата исторических наук, профессора Андрея Леонидовича Вассоевича:
Уважаемые участники заседания! Многогрешный Андрей Леонидович на всех патриотических тусовках любит себя позиционировать как обрусевший народец, и это даёт мне определённые тактические преимущества. Поэтому я предложу вам своё инородческое определение патриотизма, которое не сегодня и не в прошлом году родилось. Оно строится на принципе отрицания того, что патриотически мыслящий человек никогда признать не может.
Нельзя разбрасываться территориями, нельзя разбрасываться жизненным пространством! Не мы с вами его завоевали, а наши родители, если идет разговор о людях нашего поколения, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Тот, кто солидаризируется с этим «нет», встает на патриотические позиции.
Нельзя, чтобы народ вымирал! Как это было в 90-ые годы, когда были запущены страшные выморочные циклы России. Я думаю, в этом зале нет ни одного человека, который за депопуляцию, за вымирание народа нашей страны. Если нет ни одного, значит, все мы - патриоты.
Третье категорическое «нет»: нельзя уничтожать культурно-исторические памятники народа нашей страны! В этом зале есть люди, которые предлагают еще несколько десятков памятников архитектуры Санкт-Петербурга уничтожить под каким-нибудь благовидным предлогом? Или еще какие-нибудь «кукурузины» воздвигнуть в центре города? Я искренне надеюсь, что в этом зале таких людей нет.
Ну, и наконец, последнее, четвертое категорическое «нет»: нельзя уничтожать русский язык! Это происходит сегодня. Русский язык - это главная скрепа, объединяющая различные этносы.
Если вы готовы подписаться под четырьмя категорическими «нет», которое выработало мое «инородческое сознание», мы все тут русские патриоты, несмотря на то, что, может быть, кто-то там носит одни фамилии, как многогрешный Андрей Леонидович Черногорский, а кто-то носит армянские, а кто-то грузинские.
Я дружил с покойной Татьяной Васильевной Флоренской, внучкой отца Павла Флоренского, и с ее матушкой был в добрых отношениях, дивной Натальей Ивановной. Ведь отец Павел Флоренский, насколько я помню, по отцу был грузин, а по матери - армянин, из Карабаха родом. Помимо того, что он был великий философ и богослов, он же был уникальным специалистом по диэлектрикам. И «дядюшка Сэм», который всегда занимался скупкой мозгов, предлагал отцу Павлу как специалисту по диэлектрикам переехать в Соединенные Штаты. И что этим американцам ответил отец Павел? «Я русский и должен разделить судьбу своего народа»! И это при том, что в нём, с точки зрения современных попыток четко высчитывать процентный состав крови, ни капли славянской крови не было. Только сочетание армянской и грузинской. Но, с моей точки зрения, это - идеальный русский человек, который своим подвигом доказал, что был настоящим патриотом России.
Между Андреем Леонидовичем и Владимиром Николаевичем (Колотов, содокладчик на заседании Клуба. - РНЛ) нет никаких противоречий. Поэтому я построил своё выступление не как противопоставление докладу Владимира Николаевича, а как упоминание неких маргинальных тенденций, из которых могут развиться новые дуги нестабильности. Говорят, что изучение дуги нестабильности порождает пессимизм. Я, наверное, с самого начала участвовал в конференциях по дуге нестабильности, которая тогда еще называлась евразийской дугой нестабильности, а сегодня уже правильнее говорить о системе дуг нестабильности, потому что она афро-евро-азиатская, а скоро захватит и другие континенты. Почему погружение в проблематику сверхважных исследований Владимира Николаевича Колотова делает меня оптимистом? Потому что Андрей Леонидович - зимичевец как политический психолог. Вчера (17 апреля. - РНЛ) на площадке Санкт-Петербургского регионального информационного центра ТАСС мы проводили Третьи Зимичевские чтения, в 22 июня 2016 году Анатолия Михайловича Зимичева не стало. Чем велик Анатолий Михайлович? Тем, что он создал психолого-политическую концепцию этногенеза. По Зимичеву, этнос - это любое объединение людей, которые осознают свою общность, то есть могут сказать о себе - мы. Для того чтобы этнос мог существовать, он должен быть противопоставлен миру - «не-мы». Иначе, этнос всегда существует там, есть разделение на «мы» и «не-мы».
Если мы мечтаем снова о создании единого великого Евразийского суперэтноса, который объединит наши народы, которые входили когда-то в состав Советского Союза, а прежде в состав Российской Империи, как это ни парадоксально, мы должны быть благодарны англосаксам, мы должны быть благодарны «дядюшке Сэму» за его мерзкие дуги нестабильности.
Существует предание, что Илья Эренбург, человек отнюдь неглупый, поднимая рюмочку в узком кругу, говорил: «Выпьем за врагов - они дают нас силы жить». По сути дела, чем плотнее вокруг нашей страны сжимаются «кольца Анаконды», чем больше этих дуг нестабильности, если, конечно, мы готовы им противостоять, ну что ж, - тем быстрее произойдёт процесс консолидации.
На вчерашних Зимичевских чтениях мы позволили себе «вытирать ноги» о тенденции в отечественном образовании: поносились скопусы («Scopus» - недавняя версия официального названия: SciVerseScopus - библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. - РНЛ) и РИНЦы (РИНЦ - российский индекс научного цитирования), поносили моду на цитирование в иностранных журналах. Действительно, по нынешним меркам - святотатство! Но мы взяли к себе в компанию хорошего человека - любимую учительницу Владимира Владимировича Путина Веру Дмитриевну Гуревич. Она-то и задала основной тренд, после чего уж нам, мужчинам, было не так страшно.
Я могу вам сказать, что именно благодаря тому, что сегодняшнее состояние близко к тому, которое мы переживали в самые худшие времена «Холодной войны», появляется надежда отринуть эти страшные путы, которые были нам навязаны. Значит, выпьем за врагов - они дают нам силы жить!
И мне хочется, чтобы мы все покинули этот замечательный гостеприимный зал, где когда-то за председательским местом вместе с Анатолием Дмитриевичем Степановым сидел наш добрый друг, Юрий Васильевич Косов (проректор СЗИУ РАНХиГС, соучредитель Клуба «Консервативная перспектива» скончался 12 марта 2018 г. - РНЛ), в хорошем оптимистическом настроении. Вы знаете одного выдающегося политического игрока, который говорил: чем хуже - тем лучше. Чем страшнее нависающие над нашей страной угрозы - тем больше надежда, что мы быстрее излечимся от того страшного заболевания, которым вся наша страна заболела в весенние дни далекого 1985 года, когда мартовский пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем Михаила Сергеевича Горбачева.
Не за горами 2021 год - год, когда мы будем отмечать тридцатилетие крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века. Эта оценка, как известно, принадлежит ученику Веры Дмитриевны Гуревич. Я предлагаю в течение двух оставшихся лет в этих стенах начать подготовку к переоценке перестройки, отбросить популярные черномырдинские выражения о том, что «хотели, как лучше, а вышло как всегда». А знать, что предатели в партийном руководстве Советского Союза сознательно вели дело к уничтожению великого многонационального государства, а потому их вина должна квалифицироваться куда более жестко, чем злодеяния нацистских преступников, осужденных на Нюрнбергском процессе. Ведь после ужасных утрат и потерь в годы Великой Отечественной войны Советский Союз вышел великой мировой державой, а деятельность горбачевых, яковлевых, шеварнадзе, бакатиных привела к катастрофе...
Поэтому я хочу закончить словами своего тёзки Андрея Януарьевича Вышинского, тоже обрусевшего инородца: «Одного требует наш народ - раздавите проклятую гадину»! Благодарю за внимание!