Как нам покаяться, если нет у нас покаяния?

Слово в Неделю по Богоявлении

Пастырская проповедь 
0
1570
Время на чтение 6 минут
В Неделю по Богоявлении звучит краткое Евангелие от Матфея о том, как Христос приходит в Галилею, когда узнает, что Иоанн Предтеча взят и заключен в темницу. Начинается общественное служение Господа роду человеческому, и мы слышим первую Его проповедь. Когда она звучит? Когда до слуха Христа доходит весть о страданиях Его святых — большего из рожденных женами. До этого Господь не приходил в Галилею, Он давал возможность Предтече исполнить его служение — «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его». А теперь, когда Предтеча взят, когда восходит Солнце Правды — Христос — все звезды и луна исчезают. Перед нами — только Господь.
 
Он приходит в эту землю, чтобы показать, что люди, которые внимают проповеди покаяния, никогда не бывают оставленными Богом. И когда у них отнимаются самые достойные мужи, Господь посылает других, еще лучших, или Сам приходит. Церковь Его никогда не бывает оставленной. Он приходит Сам, и напоминает слова Пророка: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».
 
Этот свет называется великим, потому что исходит от Его благовестия. И он выше того света, который был прежде в Законе, открывающем естественное добро, жизнь по совести и стыду. Свет, который открывает Христос, — великий, все превосходящий свет. Он открывает глубины вечных тайн Божиих, и он далеко простирается, через все века. Он будет все ярче сиять, этот свет. То, что говорит Христос, — начало, заря нового дня, и она будет расти, пока не наступит день и не воскликнет Церковь: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» — до Пасхи Господней в судьбе каждого человека и в истории всего рода человеческого.
 
Люди — все, кто без Христа, — находятся во тьме. Они сами тьма, и они сидят во тьме. Они могут заниматься активной деятельностью, быть какими угодно подвижниками — они сидят во тьме. У каждого человека — состояние того, кто сидит во тьме, кто не имеет никакой реальной надежды когда-либо выйти из нее. Люди — во тьме, потому что они возлюбили тьму больше света. Почему они тьму возлюбили больше света? Потому что дела их были злы, и они боятся придти к свету. Но если человек ненавидит зло, которое он творит, то свет, возвещаемый Христом, открывается ему как спасение.
 
«Покайтесь, — говорит Господь, — ибо приблизилось Царство Небесное». Он говорит те же самые слова, что и Предтеча, когда выходит на проповедь. Проповедник истины не ищет новых слов. Он ищет истину. Он повторяет слова, которые уже были сказаны до него, но теперь они внезапно раскрываются на новой, бесконечно лучшей глубине.
 
Царство Божие приблизилось — вот основание для покаяния. И чем ближе к намЦарство Божие, чем ближе кончина мира, чем больше в мире сгущается тьма, тем к большему покаянию призывает Церковь Свою, весь род человеческий, каждого из нас Господь.
 
Ну а как нам покаяться, если нет у нас покаяния? И разве не сказал Сам Господь: «Никто не может придти ко Мне, если Отец Небесный не привлечет его»? Но Господь также сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» — обремененные многими скорбями этой жизни, самыми великими из которых являются скорби греха. «Приходящего ко Мне не изгоню вон», — говорит Он. Всякого, кто ненавидит тьму, кто обращается ко Господу, Господь принимает.
 
Только по дару Христа, по Его благодати бывает подлинное покаяние. Но оно открывается по мере того, как человек желает света, устремляется к нему. Это соединение совершенной, благой Божественной воли с волей человеческой, ищущей света, и есть тайна покаяния. Этим соединением сокрушается медная стена, как говорят святые отцы, отделяющая человека от Бога, которая есть смерть, и смерть вечная. Крепость этой стены — во всех наших грехах во главе с гордыней, с отказом от покаяния.
 
Подлинное покаяние дается только крещеному человеку. Да, крещению должно предшествовать покаяние, как Предтеча предшествует Христу — осознание человеком, что есть добро и зло, что самое главное в человеке — его совесть, его жизнь по правде, доступной ему. Но подлинное покаяние начинается только тогда, когда человек принимает крещение, когда он запечатлевается светом Божественным — все его существо, и душа и тело, все члены его тела. Этот свет судит жизнь человека, и в свете Божием человек измеряет все, что происходит с ним. И таким образом он обретает покаяние.
 
Кто не кается, пусть он даже крещеный человек, на самом деле он как некрещеный. Дары, которые он получил, в суд ему и во осуждение. Лучше было бы ему быть некрещеным, чем, приняв этот дар света, жить без покаяния, без устремления к совершенству, которое открывается в Богочеловеке Христе.
 
Но когда человек кается, он узнает радость покаяния. Преподобный Исаак Сирин говорит, что многие, особенно когда они начинают путь ко Христу, узнают, что значат слова: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Это дар слез, который Господь дает душе, оттого что в глубину естества человеческого проникает благодать Божия. И это слезы радостные, слезы, в которых надежда, что все обетования Божии исполнятся.
 
Мы должны увидеть, что на самом деле нет таких слез, которые могли бы омыть наши грехи. Ни один, самый малейший грех не может быть уничтожен самыми великими нашими усилиями. Потому что в самом малейшем грехе присутствует смерть, и смерть вечная. Это возможно только по дару Христову. По благодати, которая действует в человеке, соединяясь с его свободной волей, избирающей добро.
 
Покаяние и крещение — вот единая тайна всей нашей духовной жизни. Церковь Христова с самого начала была удивительно облагодатствована Богом за то, что люди приняли крещение. Как она избыточествовала благодатью, чрезвычайными дарами Духа Святого, оттого что люди были крещены. И как она запечатлелась печатью веры — мученичеством, оживотворяющим весь род человеческий. И теперь, может быть, Церковь живет в ожидании новой эпохи, нового, еще более духовно богатого периода своей истории — периода покаяния, который не уступит ни в чем ни древним временам, прославленным мученичеством, ни недавним временам, когда столько мучеников воссияло в нашей Церкви во главе с Царственными мучениками. Смысл их мученичества заключается в том, чтобы привести к покаянию всех людей, когда слава Божия открылась бы с несравненною доселе силою.
 
Сатана знает об этом, и потому все усилия его направлены на то, чтобы не было покаяния, чтобы как бы и не было в нем нужды. Для этого ему надо утвердить грех как норму в массовом сознании, чтобы люди не страшились греха. Что победит — благодать Божия, или диавол, как он, кажется, побеждает сейчас? Или благодаря покаянию, которое явим мы, уже знающие крещение и знающие благодать крещения и покаяния, произойдут потрясающие, невиданные перемены?
 
Пусть никто не стыдится, что бы с ним ни произошло, возвратиться к Пастырю Доброму, Который всегда его радостно примет. Чтобы восторжествовала слава Креста над бесчестием греха. Чтобы прославилось милосердие Божие, которого хватит у Господа для каждого грешника.
 
Разумеется, мир не замечает человека, приносящего покаяние. Как будто ничего не переменилось в мире. Но великий праздник бывает на небесах, когда человек истинно кается. Как если бы это было самое благороднейшее, самое достойнейшее дело из всего, что есть на свете. А это ведь действительно так! Тот, кто кается, пусть это всего один человек, больше соответствует замыслу Божию о роде человеческом, чем все другие самые достойные люди, как будто не имеющие нужды в покаянии. Замыслу о спасении грешников, открываемому в Превечном Совете, в Откровении Агнца Божия, вземлющего грехи мира. И такой человек принимает плоды древа жизни, плоды Креста Христова, и получает освящение Божие.
 
Так велик дар покаяния, что святые отцы, все подвижники с самых древних времен, видя, что первыми входят в Царство Божие блудницы и мытари кающиеся, как Сам Христос говорит, стали приносить такое покаяние, как будто они сами блудники и мытари, как будто они хуже всех, ни на что не годные люди. И они так преуспели в этом, что многие стали думать, что покаяние — для святых, а что касается нас, мы будем угождать Богу прежде всего своими добрыми делами. Забывая, что все обнажено пред очами Божиими и что нет ничего доброго в человеке, как Сам Господь говорит: «Нет праведного, нет ни одного» (Пс. 52, 4), и всякая праведность наша — как грязная одежда блудницы, по выражению пророка. (Ис. 64, 6).
 
Когда человеку даруется покаяние, когда он исповедует не одними устами вместе со всею Церковью перед Чашею Христовой: «От них же, грешников, я первый», когда он видит ужас своего греха, он знает, что только Кровью Христовой может он стать праведным, омыться от всякой нечистоты. Ему открывается новая жизнь, где нет места греху, и он слышит голос Спасителя, что Царство Божие приблизилось и уже сейчас входит в сердца тех, кто неложно кается.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. Прелесть -это принятие лжи за истину.

Чтобы совершить первый подготовительный шаг к покаянию, необходимо полностью исключить из своей жизни ТВ-зомбоящик. https://www.svoboda.org/a/29717396.html С НАМИ БОГ!
Валерий / 21.01.2019, 06:38

13. Ответ на 11., Андрей Козлов:

Покаяние - это не только изменение (μετάνοια), но и желание измениться.И еще думаю, что покаяние - это что-то очень личное, потому что меняешься же не для других, а для самого себя. А вот заметят покаяния (о котором даже и не известно) именно окружающие и со временем вполне скажут - другой человек.

Стяжите Дух Свят и тысячи спасутся среди Вас С НАМИ БОГ!
Валерий / 21.01.2019, 05:49

12. ответ 4, Ник Лакшин:

- Олег В, нет ничего страшнее, чем требование Бога любьви к себе. Где Вы это встречали? Наглядный пример того, как человек из слов другого черпает то, что угодно слышать ему. Где Вы увидили в моих словах требования у Бога любви к себе? Разве у Бога можно что-то требовать? Господь кому хочет тому и раздаёт Свои дары, и, коль, кого-то ими наделяет, с того и спрашивает встократ. А тут уж, без покаяния не обойтись -, проверено жизнью святых отцов.
Олег В / 20.01.2019, 22:27

11. Ответ на 10., М.Яблоков:

Покаяние - это не только изменение (μετάνοια), но и желание измениться.

И еще думаю, что покаяние - это что-то очень личное, потому что меняешься же не для других, а для самого себя. А вот заметят покаяния (о котором даже и не известно) именно окружающие и со временем вполне скажут - другой человек.
Андрей Козлов / 20.01.2019, 19:42

10. Re: Как нам покаяться, если нет у нас покаяния?

Покаяние - это не только изменение (μετάνοια), но и желание измениться.
М.Яблоков / 20.01.2019, 18:17

9. Ответ на 8., савл:

Исповедь - перечисление своих грехов, отчет о проделанной работе :).Покаяние - перемена себя, был такой, стал иным. Пил - не пью. Завидовал - не завидую. Жадничал - раздаю милостыню. Злился на людей - радуюсь каждому человеку. Убивал детей - воспитываю приемных. И тд.

А кто тебе сказал, что не нужно каяться в повседневных грехах? Или вы - старообрядствующие сектанты - уже себя безгрешными считаете?
М.Яблоков / 20.01.2019, 18:15

8. Покание

Исповедь - перечисление своих грехов, отчет о проделанной работе :). Покаяние - перемена себя, был такой, стал иным. Пил - не пью. Завидовал - не завидую. Жадничал - раздаю милостыню. Злился на людей - радуюсь каждому человеку. Убивал детей - воспитываю приемных. И тд.
савл / 20.01.2019, 18:07

7. Ответ на 1., Lady:

Покаяться - это очиститься. ( на мой взгляд)

Покаяние-это сильное сожаление о своих грехах и приложение всех сил к исправлению таковых, в том числе терпение всех скорбей ради прощения Господом содеянных грехов.
Инна Михайловна / 20.01.2019, 17:27

6. Глас вопиющего в пустыни.

И теперь, может быть, Церковь живет в ожидании новой эпохи, нового, еще более духовно богатого периода своей истории — периода покаяния, который не уступит ни в чем ни древним временам, прославленным мученичеством, ни недавним временам, когда столько мучеников воссияло в нашей Церкви во главе с Царственными мучениками. Смысл их мученичества заключается в том, чтобы привести к покаянию всех людей, когда слава Божия открылась бы с несравненною доселе силою. ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ "Милости хочу а не жертвы", обращается Господь к законникам - фарисеям. В сегодняшней Церкви не принято говорить о покаянии, а ведь это самая главная Заповедь, без которой нельзя сделать первый шаг ко спасению. Сегодня в православной церкви распространено протестантское учение о Христе - отдавайте жертву, творите добрые дела и любите Бога, а о покаянии - за редким исключением, и то ПОВЕРХНОСТНО. Поэтому и накрестили 100 млн. человек, а в церквях, на общей исповеди в воскресный день, едва соберется десяток с небольшим кающихся. ПОЧЕМУ ТАК? Да потому что СОЛЬ ОБУЯЛА! Нынешних пастырей САМИХ ни кто покаянию НЕ УЧИЛ. Сегодняшний приход - это структура, напоминающая скорее фирму ритуальных услуг, а не духовную врачебницу, где пастырь, отпуская смертельные грехи, разрешает грешнику Причастие и последний, не ведая, принимает Святые Дары в ОСУЖДЕНИЕ. И человеку после этого становится еще хуже и он в последствии бежит от церкви, как чумной! Поэтому 100 млн. накрестили, а в церкви - единицы спасающихся! ЭТО ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА! ЭТО ОТСУТСТВИЕ ШКОЛЫ ПОКАЯНИЯ, школы, которая через пастырей должна подвести больного грехом человека к НИЩЕТЕ ДУХА - ПЕРВОЙ Заповеди Блаженства, с которой должно начинаться СПАСЕНИЕ грешника! С великой скорбью и сожалением говорю, что это в нашей церкви практически УТРАЧЕНО! С НАМИ БОГ!
Валерий / 20.01.2019, 16:59

5. Как нам покаяться, если нет у нас покаяния?

О.Александр, скажите нам, что надо сделать, как покаяться народу, что бы Господь помиловал нас и осадил дикий голоп революции 1917г от Р.Х.?
Серёга Чудиса / 20.01.2019, 16:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Нечаянная Радость
Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
22.12.2024
Чудо человеческой любви
Слово в день зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы
21.12.2024
Неужели мало спасающихся?
Евангелие субботы (Лк, 72 зач., 13, 18—29)
21.12.2024
Перед лицом открытого противостояния
Евангелие пятницы (Лк, 108 зач., 21, 37—22, 1—8)
20.12.2024
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских
19.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Искусство жить или неумолимое требование
Евангелие, читаемое в дни памяти святителей (Лк, 24 зач., 6, 17—23)
19.12.2024
Для чего святые творят чудеса?
Слово в день святителя и чудотворца Николая
18.12.2024
Восстанет народ на народ и царство на царство
Евангелие среды (Лк, 104 зач., 21, 5—7, 10—11, 20—24)
18.12.2024
Радость о Господе среди скорбей
Слово в день памяти святителя Геннадия Новгородского, преподобного Иоанна Дамаскина и великомученицы Варвары
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 02:20
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21