Идеология для России

Идеология и два её основополагающих вектора воздействия. Статья вторая

10.12.2018 262

От редакции: Предлагаем вниманию читателя цикл статей нашего постоянного автора из Донецка, сопредседателя Изборского клуба Новороссии, кандидата технических наук Федора Алексеевича Папаяни. Они представляют собой краткое изложение идей его монографии «Идеологическое противостояние в России», вышедшей в издательстве «Этносоциум» в нынешнем 2018 году. Книга выложена в интернете в формате pdf gjflhtce. Статья первая - «Проблема идеологии».

Феномен «идеология» исторически заявил о себе  уже при становлении первых государств. У любого государства обязательно есть идеология (даже если она конституционально отрицается), ибо в истории не было прецедентов существования государств без идей правления, идей государственного устройства, а также права, этики, эстетики и других, суммарно составляющих эту самую государственную идеологию.

Идеология (государственная идеология) - это общественный феномен, во-первых, представляющий собой целостную систему мировоззренческих, религиозных, научных, нравственных, этических, эстетических, фило­софских, правовых, политических и др. взглядов, идей или норм, во-вторых, являющийся жизненно необходимым и потому непреложным спутником каждого государственного образования любого исторического периода, в-третьих, имеющий два основополагающих вектора воздействия: морально-этический и властно-политический, и, в-четвёртых, наиболее полно раскрывающий своё содержание (а также роль и место в социальной жизни) в выполняемых им функциях: морально-нормирующая (или нравственно-дисциплинирующая), мировоззренческая, политическая, социализирующая, интегрирующая и информационно-пропагандистская.

В рамках морально-этического вектора воздействия идеология выполняет морально-нормирующую, мировоззренческую, социализирующую и интегрирующую функции.

Опираясь на мораль, нравственность (нравственный закон) и духовность, эта морально-нормирующая функция реализуется путём контроля и управления морально-нравственным состоянием общества (настроениями, нравами), являясь психологической предпосылкой и поведенческой основой обеспечения общественного порядка.

Мировоззренческая функция обеспечивает формирование (развитие или изменение) взглядов людей на мир (Что есть этот мир?), (Что есть Человек?), (Каково место человека в мире, как ему следует жить?). В рамках этой функции можно выделить телеологическую подфункцию (определяющую цели действий, нравственно-духовное устремление общества, представление о будущем) и оценочную (аксиологическую) подфункцию, формирующую групповое ценностно-ориентированное сознание, включающее ответы на смысложизненные вопросы, оценки прошлого (история) и настоящего.

Социализирующая функция включает процесс интеграции личности в общество, вхождение личности в социальную среду через овладение индивидом базового набора знаний и норм поведения.

Интегрирующая функция выступает как социально, интеллектуально и нравственно органи­зующая система, сплачивающая в единую политическую нацию разные национальные, социальные и религиозные слои населения.

В рамках властно-политического вектора воздействия идеология обеспечивает легитимацию формы правления и государственного устройства (см. части IV и V).

К XXI веку, в условиях постоянной трансформации и модернизации общества, идеология всё ещё не получила своего законного статуса, нинаучного, ни общественного, хотя идеология (как и государство) - это данность, присущая социуму. Идеология воздействует практически на все сферы общественной жизни (науку, искусство, образование и др.). Особый вопрос, какая именно она в рассматриваемом государстве, насколько может быть «философским камнем» в значении «эликсира жизни». Тут уместна поэтическая аналогия Ю.А.Монковского:

«Палач из камня выстроит тюрьму,

Поэт из камня высечет Венеру».

Идеология может быть разной, как созидающей, так и разрушающей. При рассмотрении конкретных идеологий, присущих государствам в те или иные времена, целесообразно использовать подобное общее определение термина «идеология», однозначно указывающее на её сущность, необходимость и непредотвратимость, но исключающее априорную (без анализа) аксиологическую оценку.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Федор Папаяни:
Слово для конституции
Монархия формируется в России, поднимается, как «Ванька-встанька», всякий раз в момент чрезвычайной опасности
12.02.2020
Все статьи автора