Руководитель общественной организации «Русская община Калининградской области» Максим Макаров направил обращение секретарю Общественной палаты России Валерию Фадееву в связи с «двойными стандартами» при учёте критериев выбора имен-претендентов, принятых в Положении о конкурсе «Великие имена России».
«Региональная общественная организация "Русская община Калининградской области" просит Вас обратить внимание на применение Общественной палатой Российской Федерации по отношению к Калининградской и Псковской областям "двойных стандартов" при учёте критериев выбора имен-претендентов, принятых в Положении о конкурсе "Великие имена России", которое определяет порядок его организации, проведения и организационно-методического обеспечения, - говорится в обращении, поступившем в редакцию "Русской народной линии". - В ходе второго этапа конкурса "Великие имена России" (когда россияне могли через сайт великиеимена.рф предлагать свои дополнительные варианты, еще не включенные в первоначальные списки) в Пскове более 500 голосов получила легендарная Шестая рота псковских десантников, а в Калининграде — Иммануил Кант. После завершения второго этапа Шестая рота и И.Кант были включены в региональные лонг-листы конкурса. Из сообщений псковских СМИ стало известно, что в ходе третьего этапа конкурса огромное число жителей Псковской области - участников соцопроса ВЦИОМ - голосовали за Шестую роту, но, несмотря на её явные лидирующие позиции, она была исключена из финального списка для голосования (из шорт-листа)».
Руководитель общественной организации Максим Макаров пишет, что «12 ноября 2018 года, подводя промежуточные итоги конкурса "Великие имена России", Вы объяснили это следующими словами: "Дело в том, что это предложение не соответствует критериям выбора имен-претендентов, принятым в Положении конкурса, так как не предусматривает использование собирательных образов". Я не исключаю того, что при проведении соцопроса ВЦИОМ в нашем регионе немецкий философ Иммануил Кант мог получить сравнительно много голосов калининградцев (в среднем в каждом субъекте РФ ВЦИОМ по телефону опросил около 800 человек), но его включение в финальный шорт-лист конкурса считаем явным и недопустимым нарушением Положения о конкурсе, а именно нарушением критериев выбора имен-претендентов.
В пункте 3.1 раздела 3. "Критерии выбора имен-претендентов" Положения о конкурсе "Великие имена России" сказано, что в качестве имен-претендентов для присвоения аэропортам могут быть предложены имена выдающихся соотечественников, внесших значимый вклад в развитие и становление России, в том числе получивших мировое признание.
Если чисто теоретически признать Канта нашим соотечественником, то он им мог быть только с 1758 по 1762 год, когда Кёнигсберг находился под юрисдикцией Российской Империи. Исследователи отмечают, что из любых, даже самых кратких биографий Канта можно выяснить, что за пять лет российского правления в Пруссии он не написал ни одного философского произведения. В этот период в свет вышли лишь несколько его достаточно посредственных эссе. В то время его не считали какой-либо серьёзной величиной в самом Кёнигсбергском университете, отказав ему в назначении на должность ординарного профессора.
Как только русские войска были выведены из Восточной Пруссии, Кант разразился целой серией своих работ. Возникает вопрос: что же угнетало Канта во время жизни в Русской Пруссии? Вполне возможно, что причиной этого была его скрытая русофобия или по-другому боязнь русских... Известно, что колонизация Кёнигсберга натолкнулась на молчаливое сопротивление его жителей. Убежденные в превосходстве своей культуры, они подчинялись российским оккупантам, но презирали их своим особенным тихим способом. Учитывая личные убеждения Канта и предположение, что он не является "вертушкой" (Кант называл "вертушками" людей, быстро меняющих свои убеждения), его присягу и прошение Русской императрице Елизавете Петровне нельзя считать искренними. Несмотря на самонаименавание Кантом себя её "верноподданнейшим рабом", а также провозглашение своей готовности "умереть в глубочайшей преданности её императорскому величеству". Ведь всего лишь за два года до этих фейковых присяги и прошения Кант в предисловии-посвящении к своей работе "Всеобщая естественная история" обещает "могущественнейшему королю и повелителю" Фридриху II служить "с высочайшим рвением до дня моей смерти" и подписывается его (короля) "нижайшим слугой".
Обострению (появлению) русофобии у Канта могло способствовать его почему-то затерявшееся в губернаторской канцелярии прошение к Елизавете Петровне о назначении на должность профессора. Как считал советский исследователь-кантовед Арсений Гулыга, причиной неудачи Канта с доставкой этого прошения было вмешательство российского офицера Андрея Болотова (будущего ботаника и лесовода, одного из основателей агрономии и помологии в России, русского писателя, мемуариста, философа-моралиста, художника, врачевателя, педагога, ландшафтного архитектора, учёного), который открыто негативно относился к Канту, в том числе из-за конфликта Канта с учителем Болотова магистром Вейманом. Позднее, в своей переписке 1809-1810 гг. с молодым родственником Н.С.Арцыбашевым, Болотов писал "... случалось мне великого или, прямее сказать, бестолкового Канта самому видать", но "умствования" этого философа, по словам Болотова, не шли ни в какое сравнение с произведениями других мыслителей, первенство среди которых он отдавал философу-теологу Христиану-Августу Крузиусу, которого обожаемый Кантом Фридрих II объявил личным врагом и изгнал из прусских университетов.
А.Т.Болотов был любимым учеником Даниеля Веймана, читавшего курс крузианской философии в Кёнигсбергском университете, т.к. при российской оккупации Кёнигсберга этот правый мыслитель снова вошёл в моду. Вейман же был соперником Канта и именно Вейману досталась должность профессора, которой Кант так сильно и безуспешно добивался. Конфликт философов дошёл до того, что Кант назвал Веймана "циклопом" и отказался участвовать с ним в публичных дебатах. Кроме этого Кант знал о связях Веймана с Болотовым. Последний позднее очень сокрушался, что юношество в России обучалось взглядам не истинных философов, а тех, "кои умы только расстраивать в состоянии", и даже в конце своей жизни не поменял своего негативного мнения о Канте и его философии, как впрочем и многие великие люди России.
В 2013 году в Литературной газете была опубликована статья доктора исторических наук В.Н.Шульгина "С Кантом наперевес", в которой были приведены нижеуказанные данные об отношении к философии Канта.
"...Русские мыслители давно определили место Канта в становлении западной мысли. Кант стал учителем Маркса, "диалектически" уравняв добро и зло, восславив революцию и войну как средство обретения человеческой свободы во всемирном масштабе.
Русский религиозный мыслитель, философ-футуролог Николай Фёдорович Фёдоров точно передал смысл наставлений Канта: "Только в розни благо… лишь вражда продуктивна"; "Открещивайтесь от отечества… не будьте братьями! Ещё же лучше: назовите небратство братством!"; "Ничего большего себя самого не знайте! Будьте сынами боязни, неприязни, розни!"; "Говорите: "я – в себе и для себя!.. и все мы друг ко другу в вечной розни да пребудем... Да исчезнет село, которое не может обманывать себя, подобно городу".
О крайней бездуховности Канта, страшно повлиявшего своим мощным умом на весь мир, говорил и наш великий мыслитель А.Лосев. Русская мысль всегда отвращалась от кантовской самовлюблённости, индивидуализма, эгоцентризма, глобализма. Кстати, именно Кант был автором либерального проекта мирового правительства.
Философ В.Эрн, выступая с лекцией на тему "От Канта к Круппу" в октябре 1914 года, назвал Канта "величайшей вехой в манифестации германского духа". Имелся в виду хищнический дух завоевания "железом и кровью" ближних и дальних земель. Кант, по сути, благословил новые завоевания: "Для германского сознания со всего мира были сняты онтологические запреты и высшие предназначения, и географическая карта земли предстала германскому воображению огромным и сладким "меню"…" В Канте воплотились гордыня "германской идеи", "помрачение разума" и "метафизическая спесь" либерального Запада, его "люциферианские энергии", которые и привели к 1914 году...".
Напоминаю, что буквально на днях весь мир отмечал 100-летие окончания Первой Мировой войны, в которой было пролито много крови наших настоящих (в отличие от Канта) соотечественников.
В любой биографии философа упоминается графиня фон Кейзерлинг, пророссийски настроенная аристократка, хорошая знакомая Канта. В течение десятков лет он учил её детей, приходил к ней на ужины и называл ее своим "идеалом женщины". Тем не менее мнения Кейзерлинг и Канта о российской оккупации Пруссии были противоположны. Тридцать лет спустя их общий друг записал застольный разговор у Кейзерлинг. Данная история приводится в книге Манфреда Кюна (M.Kuehn. Kant: A Biography. — NewYork: CambridgeUniversityPress, — 2001) и ссылающегося на нее Александра Эткинда (Эткинд А.М. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России / авториз. пер. с англ. В. Макарова. — М., 2013). В этих источниках сказано следующее: "...Разговор зашел о политике, и наши офицеры активно ее обсуждали. Мы с Кантом заявили, что русские — наши главные враги… Графиня же придерживалась другого мнения… "Если бы мой муж был жив, он бы обязательно объяснил королю методом конкретной дедукции, что Россия — наш лучший союзник"… Я до сих пор не могу поверить, что в Восточной Пруссии у них не было никаких интересов… Но графиня не изменила своего мнения..." (Kuehn 2001: 337–338).
Таким образом, пять лет жизни в русском подданстве стали для Канта периодом творческого кризиса, причиной которого могла быть полускрытая русофобия немецкого философа.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать достаточно обоснованный вывод о том, Иммануил Кант является очень сомнительным «соотечественником». Но даже если его таковым признать, то за 5-летний период сохранения за ним статуса "соотечественник" (т.е. с 1758 по 1762 год) Кант точно не внёс никакого значимого вклада в развитие и становление России. А именно наличие такого критерия, как "значимый вклад в развитие и становление России", является безусловным требованием Положения о конкурсе "Великие имена России" к именам-претендентов на внесение в списки для голосования, в том числе в финальный шорт-лист, в который Канта включили незаконно.
Уважаемый Валерий Александрович!
Прошу Вас принять все необходимые организационные меры для скорейшего исключения Иммануила Канта из калининградского списка для голосования, оставив в нём только Александра Василевского, Елизавету Петровну и Ивана Черняховского. Надеюсь на то, что Вы лично и Общественная палата России выступаете за справедливое и равное отношение ко всем именам-претендентов, предложенных нашими гражданами для конкурса "Великие имена России". Если это так, то я прошу Вас исключить Иммануила Канта из калининградского шорт-листа, как при аналогичном несоответствии требованиям Положения о конкурсе Вы исключили Шестую роту псковских десантников».
123. Ответ на 120., Бондарев Игорь:
122. Ответ на 118., Сергей Абачиев:
121. Версия для печати Что делает русофоб Кант в списке «Великие имена России»?
120. Ответ на 117., Бондарев Игорь:
119. Ответ на 114., Сергей Абачиев:
118. Ответ на 111., Lucia:
117. Ответ на 112., Lucia:
116. Ответ на 113., Бондарев Игорь:
115. Ответ на 102., Сергей Абачиев:
114. Ответ на 96., М.Яблоков: