«Возвратись в дом твой»

Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
757
Время на чтение 3 минуты
Сегодняшнее Евангелие — о гадаринском бесноватом. Мы похожи на этого человека, как походим на всех евангельских калек — слепых, хромых, расслабленных, немых. Слушая о том, как предварил его Своей милостью Господь, мы невольно отождествляем наше спасение с исцелением. Как если бы быть спасенным означало лишь быть исцеленным. Но есть разница между тем и другим. Опытный земной врач может дать нам нужное лекарство, оставаясь при этом вполне безучастным к нашей болезни. А здесь речь идет больше чем об исцелении, речь идет о спасении! Наше спасение — Врач душ и телес наших, Сам Господь. Мы можем горячо желать нашего исцеления, совсем не думая о спасении. Но пока мы будем искать самих себя, ища нашего исцеления, мы будем находить только себя. В то время как наше спасение заключается в том, чтобы потерять себя, чтобы начать искать Господа и найти Его. «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем», — говорит апостол (2 Тим. 2, 11).

За Божественной литургией, где Христос приносит Себя нам в жертву, мы молим Его быть нашим спасением. Чтобы Он позвал нас даром Своей благодати быть с Ним, как раньше сподоблял Он нас встретить Его, нашего Господа, нашего Христа, Который есть наша жизнь. Но прежде мы должны увидеть, что мы представляем собой, пока не встретим Его и не найдем Его.

Как этот человек из земли Гадаринской, мы — без одежды, без дома и без имени. Апостол Павел говорит: «Все лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). В этом ужас нашей наготы, наготы нашего одиночества, смертельного одиночества нашей замкнутости на себе. Мы — бездомны. Как сказано в Евангелии об этом человеке, он жил не в доме, а в гробах. Смерть вошла в мир и царствует над всеми людьми. Мы бьемся о камни наших внутренних гробов как не имеющие надежды, по слову апостола (1 Фесс. 4, 13). И мы так же безлики, безымянны, как этот бесноватый. Когда Господь спрашивает этого человека: «Как тебе имя?», тот говорит: «Легион», — потому что много бесов вошло в него. Прежде чем встретить Господа, мы тоже имеем этот легион бесов, со множеством обманчивых личин нашего «я». Куда бы жизнь, события, другие люди ни поманили нас, мы всегда отвечаем с готовностью. На что угодно и как угодно — легион, живущий в нас, отвечает за нас.

Все может перемениться от присутствия в нашей жизни воскресшего Христа, от одного Его взгляда на нас. «Господи, — молимся мы, — избави нас от лукавого!» В таинстве крещения властью, от Бога ему данной, священник произнес: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его». С этого момента все стало иным. Господь спрашивает: «Как тебе имя?» Мое имя? Он один знает его, Он один может его произнести. Произнеся его, Он дал мне радость быть, Он дал мне родиться для временной жизни. И Он родил меня для жизни вечной водой и Духом. Но живу ли я этим даром, слушаюсь ли я Его? «Как тебе имя?» Если, несмотря на всю мою неверность крещенским обетам, я встречу Его взгляд и увижу Его, я не скажу больше «я», но «Ты», потому что мое имя в Тебе. И это будет началом покаяния и спасения. Мы знаем ту, которая пережила это в полноте, — Марию Магдалину. В ней было семь бесов. Иначе говоря — легион. Когда живой воскресший Господь явился ей, Он позвал ее по имени. Это было не просто какое угодно слово, но весь Свой дар Господь вложил в ее имя. И мы помним другую Марию, сестру Марфы, которая сидела у ног Христа и слушала слово Его.

То же самое произошло и с этим человеком: он сел у ног Христа. Всегда требуется время, чтобы придти ко Господу и сесть у Его ног, и слушать Его, зовущего нас по имени и дающего нам мир, который мир не может дать. «Кто любит Меня, — говорит Христос, — Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

В этом весь пасхальный дар Христова благовестия. И мы оказываемся одетыми в одежду, благодаря которой становимся самими собой. Мы облекаемся во Христа, погружаясь в общение любви Отца и Сына и Святого Духа. Облечься во Христа это не какая-то недостижимая мечта, это наша человеческая реальность, самая подлинная. Наши раны это Его раны, и Его слава, Его жизнь отныне нам принадлежит.

Только так наша жизнь делается осмысленной. Человек сидел у ног Христа, одетый и в здравом уме. Его жизнь обрела равновесие, потому что его сердце обрело свою значимость, свою любовь. Так совершается освящение Христовой любовью всего нашего существа. Мы становимся любящими (то есть святыми) только тогда, когда устремляемся к Тому, Чье имя — Любовь.

Событие сегодняшнего Евангелия завершается словами Господа: «Возвратись в дом твой». Что означают эти слова — возвратиться к себе? Это значит, что мы уже не должны возвращаться к нашим гробам, к нашим химерам, к нашим личинам, но ко Господу. Он не вне нас. Он во всех подробностях нашей жизни, Он — наше жилище, но Он — другой. «И расскажи, что сотворил тебе Бог», — говорит Христос. Если бы каждый из нас мог рассказать, что сотворил ему Бог, все увидели бы, что Бог сотворил и творит великое с нами.

Все вместе мы — Церковь, Тело Христа распятого и воскресшего. Он освободил нас от смерти и от власти тьмы, и мы призваны жизнью своей свидетельствовать, что с нами Бог, что Христос — наше чудо, наше святое благовестие, обращенное ко всем людям.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: «Возвратись в дом твой»

Спаси Господь отец Александр, отец Геннадий, за проповедь, за мудрость.
Инна Михайловна / 11.11.2018, 16:50

4. Ответ на 2., о.Геннадий, иерей .:

Философия лишена решительного средства к постоянному убеждению опытом. Множество различных систем, несогласных между собой, противоречащих одна другой, уже уличают человеческое любомудрие в неимении положительного знания Истины. Какой дан в философии простор произволу, мечтательности, вымыслам, велеречивому бреду, нетерпимым наукой точной, определенной! При всем том философия обыкновенно очень удовлетворена собой. С обманчивым светом ее входит в душу преизобильное самомнение, высокоумие, превозношение, тщеславие, презрение к ближним. Слепотствующий мир осыпает ее, как свою, похвалами и почестями. Довольствующийся познаниями, доставляемыми философией, не только не получает правильных понятий о Боге, о самом себе, о мире духовном, но, напротив, заражается понятиями превратными, растлевающими ум, делающими его неспособным, как зараженного и поврежденного ложью, к общению с Истиной

Допустим, Вы не читали мой комментарий ( с чего Вы тогда говорите о философии), допустим. Но, скажите пожалуйста , - как сделать, чтобы идеалы больше не ввергнуть в пучину войны? Как объяснить всему миру то, что каждый знает и так? Как вернуть веру ? Истинная философия отличается от религии только методом. То же относится и к религии. Способ пути к Истине. Без Христа нет истинной философии, ибо человеческая философия не сможет соединить феномен и ноумен как одно и то же самое, и разное одновременно ( то есть в контексте будущего, прошлого, настоящего). Впрочем, давно известно, что все великое просто и поэтому не так просто: путается простое с великим так же, как ноумен с феноменом не сводятся друг в друга и вне друг друга не признаются не противоречиво.
Бондарев Игорь / 11.11.2018, 16:34

3. Ответ на 2., о.Геннадий, иерей .:

Философия лишена решительного средства к постоянному убеждению опытом. Множество различных систем, несогласных между собой, противоречащих одна другой, уже уличают человеческое любомудрие в неимении положительного знания Истины. Какой дан в философии простор произволу, мечтательности, вымыслам, велеречивому бреду, нетерпимым наукой точной, определенной! При всем том философия обыкновенно очень удовлетворена собой. С обманчивым светом ее входит в душу преизобильное самомнение, высокоумие, превозношение, тщеславие, презрение к ближним. Слепотствующий мир осыпает ее, как свою, похвалами и почестями. Довольствующийся познаниями, доставляемыми философией, не только не получает правильных понятий о Боге, о самом себе, о мире духовном, но, напротив, заражается понятиями превратными, растлевающими ум, делающими его неспособным, как зараженного и поврежденного ложью, к общению с Истиной

Так о философии писал св. Игнатий (Брянчанинов)

2. Философии нам тут и не хватало...

Философия лишена решительного средства к постоянному убеждению опытом. Множество различных систем, несогласных между собой, противоречащих одна другой, уже уличают человеческое любомудрие в неимении положительного знания Истины. Какой дан в философии простор произволу, мечтательности, вымыслам, велеречивому бреду, нетерпимым наукой точной, определенной! При всем том философия обыкновенно очень удовлетворена собой. С обманчивым светом ее входит в душу преизобильное самомнение, высокоумие, превозношение, тщеславие, презрение к ближним. Слепотствующий мир осыпает ее, как свою, похвалами и почестями. Довольствующийся познаниями, доставляемыми философией, не только не получает правильных понятий о Боге, о самом себе, о мире духовном, но, напротив, заражается понятиями превратными, растлевающими ум, делающими его неспособным, как зараженного и поврежденного ложью, к общению с Истиной

1. Re: «Возвратись в дом твой»

Если говорить философски, то Господь есть как априорный идеал, так и опыт. И Он всегда один и тот же: ни априорный идеал, ни опыт в Нем не выступают противоречиво. Однако, в человеческой жизни и Истории все не так: есть априорный идеал, и есть опыт. И они не одно то же самое, но между ними - противоречие. Преодоление этого противоречие есть правда. Либо того , либо того. Но, в Господе нет такого противоречия. И Господь хочет,чтобы мы пришли к Нему не противореча правдой истине, не противореча ни идеалом опыту, ни опыту идеалом. Идеализм и материализм не могут объяснить этого. Что же может? ибо должно быть философское объяснение возвращение к Господу.
Бондарев Игорь / 11.11.2018, 12:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Эта яркая притча раскрывает судьбу Израиля, и не только его
Евангелие четверга (Лк, 100 зач., 20, 9—18)
12.12.2024
Кто дал эту власть тем, кто сегодня у власти?
Евангелие среды (Лк, 99 зач., 20, 1—8)
11.12.2024
«Волною морскою»
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Знамение»
10.12.2024
Что предвещает звон монет среди молитвы в Храме
Евангелие вторника (Лк, 98 зач., 19, 45—48)
10.12.2024
Никакой другой город не оплакивал так Господь, как Иерусалим
Евангелие понедельника (Лк, 97 зач., 19, 37—44)
09.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.12.2024 06:13
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
11.12.2024 20:22
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
11.12.2024 20:14
Центробанк как инструмент «пятой колонны»
Новый комментарий от patermax
11.12.2024 19:51
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:45
К 225-летию К.Брюллова
Новый комментарий от учитель
11.12.2024 19:41
Голодомор на Украине – это выдумка врагов
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:25