«Настроенность на жертвенное служение составляет полноту бытия»

Напротив, порабощенность материальными средствами делает человека глубоко несчастным

0
633
Время на чтение 4 минуты
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные опроса о том, как россияне оценивают свое положение в обществе, в чем видят секрет жизненного успеха.

Выросла доля граждан, определяющих свое положение в обществе как «выше среднего» (рост с 5% в 1991 г. до 10% в 2018 г.), однако доля тех, кто оценивает свое положение в обществе как «высокое» (3%), осталась неизменной. Группа респондентов, отвечающих, что они занимают «среднее» положение в обществе также выросла – сегодня таких 64%, тогда как в начале девяностых эта доля составляла 49%. В категориях «ниже среднего» и «низкое» (13% и 7%,) соотношение тоже изменилось (в 1991 г. – 19% и 14%, соответственно).

Добиться высокого положения в обществе, по мнению россиян, больше всего помогает образование – 39% (по 50% среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и людей с высшим образованием). Треть респондентов (33%) полагают, что добиться успеха в жизни можно благодаря личным качествам и способностям (40% среди 18-24-летних). Еще 27% опрошенных утверждают, что преуспеванию в жизни способствует целеустремленность, чаще остальных такого мнения придерживаются 25-34-летние (37%). Материальное благосостояние назвали 17% участников опроса, работу – 15%, здоровье – 14%. По мнению 12% наших сограждан, достичь успеха помогут деловые качества, а 11% сказали, что высокое положение позволяет занять семья. Менее всего в данном случае «котируется» практический опыт (2%) и вера (1%).

Чтобы преуспеть в жизни, россиянам в первую очередь не хватает денег (40%). Образования не хватает 15% респондентов для достижения более высокого положения в обществе, еще 14% обозначили нехватку амбиций, целеустремленности и других личных качеств. Связей и знакомств не достает 12% опрошенных. А 10% для успеха нужен переезд в другой город или страну. Еще 9% сетуют на отсутствие квалификации и профессиональной подготовки.

Как и в начале 90-х, сегодня большинство наших сограждан также считают, что не стоит приносить общение с близкими и здоровье в жертву высокому материальному положению (64% в 1991 г. и 68% в 2018 г.). Обратную точку зрения (что семья должна быть обеспечена даже в ущерб отношениям и самочувствию) разделяет только пятая доля опрошенных (18%). Не изменилось число тех, кто считает, что можно обойтись скромным набором вещей, а к богатству стремиться вовсе не следует (9%).
Данные опроса прокомментировал в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):

Многие богатые люди денег не видят: живут скромно, одеваются чистенько и подтянуто в простую одежду, они трудятся большую часть своей жизни, отдыхают иногда в виде смены труда, но всегда крайне сдержанно и, можно сказать, аскетично. Они не занимаются бесконечным обогащением своих потомков и родственников.

Напротив, можно, имея очень скромные материальные блага, и по поводу них, как кощей, «над златом чахнуть», бесконечно копить что-то в чулке или на сберкнижке, чтобы оно потом сгорело, пугаться от этой перспективы, что «тля тлит» и «воры подкапывают и крадут». Порабощенность материальными средствами делает человека глубоко несчастным, как скупого рыцаря, который, с одной стороны, блаженствует от сознания своего богатства, а с другой стороны, страдает то того, что не может унести его с собой в вечность, которая неизбежно приближается.

Правильное понимание законов жизни состоит в том, что дорогу осилит идущий и что именно трудничество является причиной материальных благ и, в том числе, полноты бытия. Тем не менее, говоря о том, что денег не хватает, люди расписываются в том, что они недостаточно последовательны, энергичны и образованы для того, чтобы оказаться успешными и, таким образом, полноценно счастливыми.

Видимо, нужно полагать успех или неуспех своих усилий не в монетизации плодов своего труда, а все-таки в самом служении, которое совершает человек. Просвещенность, настроенность на деятельное и жертвенное служение и составляет полноту бытия, я подпишусь под этими словами. При этом если человек разочаровывается недостатком воздаяния за свой труд, то, быть может, здесь беда не только в том, что в нашем Отечестве маловато платят, а в том, что не хватает у людей ресурсов, ума, сердца, ясновидения для того, чтобы радоваться самому процессу своего труда. Ибо премудрый Соломон, положив себе задачей узнать, от чего есть человеку блаженство на земле, не нашел его ни в молодости, ни в красоте, но нашел его в жертвенном служении радоваться о трудах рук своих, о самом служении.

Я думаю, что это некая пропедевтика или предварительное понятие о будущем кресте Христовым, участвуя в котором каким-то своим служением, своими трудами, своими подвигами, человек призван более всего чувствовать полноту бытия. «Блаженны непорочны в пути», «блаженны нищие духом» — Господь всегда говорит о блаженстве, к которому мы призваны, об этом чувстве полноты бытия, чувстве счастья, как мы его чаще в обиходе называем. Но оно запрятано не в результатах труда, а в самом сознании своего служения, полезного для ближних, для собственного спасения, для Церкви и для тех, кто тебе дорог.

Поэтому я думаю, что надо утверждать и развивать в людях понятия радости самого труда, самого служения. За Христом крестоносцем нельзя идти без креста. Если хождение путем Господним — это есть преддверие блаженства с Господом, то наше временное сознание благополучия, благоденствия будет у нас полноценным тогда, когда мы свыкнемся с мыслью о том, что счастье в самом труде, а не в материальных за него воздаяниях.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: «Настроенность на жертвенное служение составляет полноту бытия»

Христианский мир претерпевает третий раскол. То есть, вначале - раскол на католичество и православие. Потом раскол в католичестве (протестанты), теперь раскол в православии. Но третий - это же форма, место для того самого смысла, который в диалектике понимается как новое на более высокой стадии развития Истории. Это снова христианство, но уже на третьей форме своего диалектического становления в Истории. Последнего. Духа Истории человека в мире.
Бондарев Игорь / 21.10.2018, 08:09

2. Re: «Настроенность на жертвенное служение составляет полноту бытия»

Любая идеология - манипуляция с чистой идеей. История показала апогей идеологической манипуляции с чистой идеей - фашизм и коммунизм - как две различные "правды" в искажении истины чистой идеи. О том, что такое чистая идея, идеал впервые ясно сказал немецкий идеализм. Но сами понятия, которые бы можно было использовать в жизни как учение о чистой идее - этого не сделал немецкий идеализм. Впрочем, не об этом речь. У нас говорят об идеологии, о необходимости идеологии. Но ее нет. И не будет, ибо идеология есть обман истины. А вот идея нужна. Чистая идея. Идеальная идея в прямом смысле слова: идея об идеалах. Мировоззрение. Во-первых, на основе немецкого идеализма. Во-вторых , шире, чем немецкий идеализм. Гораздо шире. Но разница межу идеологией и чистой идеей - это разница между ложью и еще не найденной истиной. Поэтому нет и конкретики. Однако, История показала максимум, на что способна идеология : фашизм и коммунизм. Еще раз повторюсь: идеология не нужна, а нужна идея, чистая в идеале и мудрая в своем опыте. Чистая же идея - это уже религия, только на языке философии, науки.А идеология - это ложь по отношению к самой идее. Если в религии нет претензии на первичность опыта, то в идеологии эта претензия выступает явно и является в этом, собственно, ложью. Поэтому, если будет создана , найдена идея чистого идеала, то опыт в ней должен быть вторичным, зависимым. Вот тогда будет все определено в Духе истины. И молодые люди будут подчинять юность разуму, а не впадать в зло от юности своей.
Бондарев Игорь / 20.10.2018, 15:15

1. Re: «Настроенность на жертвенное служение составляет полноту бытия»

Так в чем счастье: в самом труде или в понятии? Если понятие о труде опытное, то оно не вечное, и счастье не несет. Наоборот, именно такое понятие требует, справедливо, оплаты. Счастье несет только то имя вещи или процесса или явления, которое коренится в вечном. В идеале. Но говорить об идеале и вечном в наш век материалистической парадигмы - смешно. Другими словами - фарс. Кто-то прислушается, но все равно ответа не найдет - почему? Вопрос "почему" ? Это вопрос о вечности и идеале. И на него следует давать ответ. Потому, что этот вопрос сегодня становится главным - вопрос о явлении идеала в нашей жизни, в нашем сознании. Беда в том, что сегодняшнее сознание не имеет мировоззрения в котором вечные ценности актуализированы. Старая парадигма материализма, в нашем же сознании нашего же общества жестко усмехнется на слова о радости безвозмездного труда. И мы усмехнемся вместе и ним. А другого мировоззрения нет. Хотя уже время пришло чтобы оно явилось - мировоззрение актуальности чистых идеалов в опыте нашей жизни. Где чистое понятие о труде, где чистый идеал понятия труда, где размышления об этом понятии, которое вечное? И как оно присутствует в нашем опыте? Где хотя бы размышления об этом?
Бондарев Игорь / 20.10.2018, 07:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Лука (Степанов)
Вернуть образованию духовную основу
О подлинном возрождении педагогического служения и личностного достоинства учителей
31.10.2023
На что гневается современный человек?
О природе гневливости граждан и способах борьбы со страстью гнева
15.09.2023
Можно ли просто оказывать знаки, без
намерения жениться?
22.07.2023
Все статьи Игумен Лука (Степанов)
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 15:58
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:41
Давайте вспомним всех павших!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 14:42
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 14:27