На войне романтики нет

Омский писатель Виктор Власов размышляет о книге «Княжий остров»

0
853
Время на чтение 6 минут

Я слышал от известных писателей, что романтизировать можно что угодно, лишь бы читали. Александр Эрахмиэлович Лейфер, председатель Союза российских писателей, Царствие ему Небесное, говорил: главное - не что вы пишите, а каким образом. Я с ним согласен: ощущаю прозу и поэзию, вкус к ним, как говорится, сердцем и душой. Романтику чувствую также. А вот стоит ли романтизировать, например, Великую отечественную войну или другие - сомневаюсь, конечно. Хотя авторитетные имена в литературе говорят обратное, отдавая голос за романтизацию военных действий, мол, потребитель пошёл «мягкотелый» и не в ходу романы, написанные жёстким языком.

Другая версия основывается на том, что православные писатели пишут романтично, потому что внешний и внутренний облик храма - это красота и романтика. Действительно, понимаю я, заходя в любой православный храм. Внутренне и внешне церковь невероятно красива и запах внутри потрясающий - подобного в других местах и учреждениях нет. Если сравнивать с помещением протестантских кирх, то православный храм выигрывает. Проигрывают и католические храмы - дух в них не тот, пол и уголки помещения будто «вылизаны». Настоятель нашего омского Воскресенского военного собора игумен Серафим (Николин) бывал в храмах Ватикана - его не покидало чувство искусственности, словно там заботятся о внешнем облике сильней, чем о духовном. То же самое я могу сказать, характеризуя атмосферу не православных храмов в США, когда жил в Нью-Йорке, в Хэмптоне и затем переехал в Манассас.

Обращу взор вдумчивого читателя к Юрию Васильевичу Сергееву - писателю, потомственному казаку, автору проекта «Воины духа» - серии фильмов о мастерах-характерниках - хранителях древнего казачьего рода. Надо рассказать, что ещё до рождения Христа, под именем джанийцев и черкасов, от устья Кубани, Дона, Днепра и Днестра, казаки ходили на тридцати больших кораблях в помощь осаждённой Трое. С этих достопамятных времён, хорошо вооружённые, отчаянные и умелые в бою, казаки многие века держали в страхе персов и мидян, греков и турок. Крепью казачества были так называемые «характерники», это особая тайная казачья каста, владеющая Казачьим Спасом, удивительной наукой боя. К Богу характерник возлетал духом и мыслию, шепча молитву тайную - Стос... В этом возвышенном состоянии для него ускорялось само время, а для врага замедлялось, он мог уйти от любых ударов и сам нанести недругу смертельное возмездие.

Книга «Княжий остров», переизданная в четвёртый раз тиражом 30 тысяч экземпляров, получила отзывы православных священнослужителей и членов Союза писателей России. Лично это произведение порекомендовал мне батюшка Вячеслав - священнослужитель Храма в честь Иконы Божией Матери «Скоропослушница», где мы с женой причащаем детей. Зная, что я предпочитаю динамичный сюжет, сочные описания природы и военных действий, священник посоветовал следить за творчеством писателей-казаков.  

«То, что я сейчас вам покажу, зовётся Казачьим Спасом, - говорит один из героев «Княжьего острова». - Никаким восточным приёмам он недоступен в своём совершенстве и по своим качествам боя. Не всем дастся он, нужна особая психология и полное владение своим сознанием... Призвание Казачьего Спаса - возмездие врагу... прошу не путать с греховной местью. Корнями борьба уходит на тысячи лет назад, и все эти века она усовершенствовалась и, достигала такой силы, что вряд ли разумный человек поверит, на что она способна. Она за пределами обычного понимания...».

«"Спас" - это бескрайняя степь и бездонный колодец духа, - объясняется в книге. - Характерник с помощью молитвы управлял пространством и временем, владел секретами обережных молитв, он мог "раствориться" в траве среди чистого поля, стать невидимым в кроне дерева, слиться с конем, неделями ни есть, ни пить; он чувствует свою пулю: холодеет затылок, и казак уклоняется от неё, видя её полёт. В бою владеющие приёмами держались пятерками вместе. Главный закон в пятерке - не бояться за себя; они прорубались легко сквозь любую лаву или колонну врага, разворачивали коней и прорубали опять коридор, как в лесу просеку. Не бойся за себя, а сохрани жизнь другу, поручив свою жизнь заботе товарища. Это и есть древний русский закон дружины - «За други своя!» А теперь я практически покажу вам, что это такое...».

До прочтения этого романа я не знал, что такое «Спас». Смотрю этот познавательный канал, а ни разу не поинтересовался у батюшки и не посмотрел в интернете.

Знакомый казак, атаман Буланкин, участвующий в мероприятиях Омской епархии рассказал, что «Спасом» владели многие Георгиевские кавалеры: Чапаев, Думенко, Шкуро и многие другие. А писатель Ю.В. Сергеев обмолвился в интервью одной православной газете, что знаком с людьми, которые сохранили эту удивительную боевую традицию до наших дней.

- Нельзя подавать войну романтично? - спрашиваю я соседа по лестничной клетке Евгения, сорокатрёхлетнего накачанного работника охраны, известного у нас в пятиэтажном доме любителя серьёзного чтения. Общаясь, он часто рекомендует для чтения именно полезную литературу, поскольку чтиво бестолковое мы найдём ненароком где угодно.

- Это какой жанр и кому нравится, уважаемый, писатель! - разводит он руками. - Вон: русский сериал «Великая» о Екатерине II смотрят взахлёб, там и романтика есть и говорится о войне много. Точки соприкосновения с православием находятся в самых неожиданных местах, без Бога ни один благородный поступок не обходится!

Подходя к «историко-авантюрному» роману «Княжий остров», читатель настраивается на приключенческое повествование о «Рукопашном бойце Егоре Быкове», которого забрасывают в тыл немцев, чтобы с помощью подпольщиков он освободил военнопленного «разведчика мирового класса» Окаёмова. Схватка с часовыми, освобождение арестанта, бегство, погоня... Но что-то вдруг меняет детективный ход истории и мысль обращается к другому.

Приведу эпизод разговора Быкова с Окаёмовым:

- Ты как поп наш станичный пророчишь. Батюшка красных антихристами звал, а сам с казаками шёл на них с винтовкой и порол штыком, я помню на его рясе кровь.

- Казачий священник особый, это святой Георгий. Не нам его судить... Вы, казаки, военная нация. Если батюшка шёл в штыковую, знать, не стало другого исхода просветить людей. Сила потерялась в слове... А всё же это страшно, всё перемешалось в России, ежели на рясе кровь людская, братская.

Спасаясь от преследования немцев, Егор с товарищами входит в разрушенный храм.

«Пули, залетевшие на колокольню со сбитой снарядами маковкой, ударили в колокол. Он отозвался густым могучим голосом войны. Вспугнутый стрельбой, заметался голубь и, сев прямо на плечо Егора, заворковал, потом взлетел и пропал в небе. "Дух святой! - тихо сказал Окаёмов. - Дух святой тебя осенил... в образе голубя"».

Произведение написано фантастически, а сюжет частично напоминает походы агента 007 Джеймса Бонда на секретные базы врага, однако присутствует в нём нечто трогательно-правдивое, ведь Егор Быков сравнивается с Георгием Победоносцем.

«Ты один из небесных воинов, Георгий Быков, - говорит о нём спутник по военным скитаниям. - Пошли-пошли... Бой тут страшный был... наших много полегло. В жутком сне не могло присниться Ленину, что красноармейцы будут насмерть биться за церковь... Пошли».

Приключенческий путь героев перерастает в духовное искание. Это уже не прежний Егор, сын казака-эмигранта с поиском своего социального места в советской России, а Победоносец, который, кстати, не зря ему является видением. Главный герой «Княжьего острова» находит свой путь в мире, проходя Великую Отечественную войну, когда она разверзлась также и в духовной сфере между силами добра и зла.

Итог духовного «блуждания» Егора - приобщение к «чистой силе», укоренение в православной вере, которое начисто исключает всякое лукавство, предательство и корысть. Высшую точку веры он видит в молитвах, в скорби и тяжести Егор становится смиренномудрым, он ощущает это, делясь чувствами с окружающими.

С великой любовью Юрий Васильевич Сергеев пишет о казаках, много упоминая священнослужителей. Своим этим крупным художественным трудом и малыми работами в разных жанрах он утверждает, что будущее России за казачеством и Православной верой. Казачья принадлежность и вера дают ему сил для литературного труда, активной общественной деятельности и патриотической работы с учащимися школ, - писателя часто приглашают проводить классный час по тематическому направлению.

Что касается лично меня и моего опыта наблюдения за творческими казаками, то их в нашем городе на слиянии Оми и Иртыша собирает епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Загребельный). Несколько раз в месяц Владыка приезжает в Омск, а Владислав Буланкин (атаман крупнейшей в Омске казачьей организации) посвящает меня в планы казаков и движения православной молодёжи «За жизнь». Рассказам о хорошей литературе на казачьих сборах время отводится постоянно.

Настоящая война не может быть предметом для романтической сублимации - разве что мифическая, выдуманная. Однако не воспрещается добавить в литературные произведения сравнений и метафор, усилив к чтению вкус, обратиться к Богу и к служителям православной веры, как это делают писатели, чьё творчество благословляется.

Виктор Власов, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Власов
Беречь слово как зеницу ока
Кирилло-Мефодиевские чтения в библиотеке им.Пушкина Омска
16.05.2024
Встреча с епископом
Рассказ
15.07.2020
Читать, думать, жить
О Православном букваре, выпущенном Свято-Успенской Почаевской Лаврой
19.06.2020
Управление гневом
Из опыта молодого учителя
11.12.2019
Все статьи Виктор Власов
Последние комментарии
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.12.2024 21:14
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.12.2024 21:09
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
09.12.2024 20:33
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
09.12.2024 19:49
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Panov Pavel
09.12.2024 19:13
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Константин В.
09.12.2024 19:07