«Рука дающего не оскудеет»

Православные священнослужители подчеркивают, что опасаться, что Церковь превратится в «министерство благотворительности», не следует

0
440
Время на чтение 12 минут
Открывая заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал приоритетными направлениями церковной деятельности развитие благотворительности и социального служения. 

«Я выступал в Государственной думе с идеей выведения операций по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, но это предложение должно сопровождаться помощью тем женщинам, которые решили сохранить ребенка и отказаться от аборта. Церковь должна взять ответственность за женщин, находящихся в сложной жизненной ситуации», — заявил Патриарх Кирилл. 

«В целом, очевидна позитивная динамика развития этой сферы, что очень радует. Число приютов для женщин в трудной жизненной ситуации выросло с одного в 2011 году до 53 в 2018 году. Быстро растёт число церковных центров гуманитарной помощи и социально-реабилитационных центров в епархиях Русской Православной Церкви», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. 

Он также рассказал об оперативной реакции Церкви на беды общенационального масштаба, такие как наводнение в Крымске, на Дальнем Востоке, пожары в Забайкалье и др. «И Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, и епархии мгновенно подключаются к оказанию помощи. Нам удалось выстроить систему координации с МЧС, региональными властями», — сообщил Патриарх Московский и всея Руси. 

«Последний случай — трагедия в Кемерово. Я встречался с родственниками погибших в ТРЦ в Кемерово на сороковой день — и в который раз вижу: как же важно участие и утешение со стороны Церкви, как люди тянутся к пастырскому слову, как благодарят за помощь», — подчеркнул Патриарх Кирилл. 

По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, культура благотворительности в российском обществе нуждается в развитии, что связано с утратой дореволюционных традиций милосердия и слабой информированностью населения о деятельности благотворительных организаций. «Церковь не претендует на то, чтобы монополизировать благотворительные инициативы, но научить чувствовать потребность в совершении дел милосердия — пастырский вызов для каждого священника», — заключил Святейший Патриарх. 

Отметим также, что в России, с ее чрезвычайно большим разрывом в доходах разных слоев населения, благотворительность востребована, как мало где еще. Кроме того, благотворительность и социальное служение - самые понятные для нецерковного человека функции Церкви, и, в отличие от некоторых других, они не встречают общественного неприятия. Некоторые «православные ревнители» выражают беспокойство, что Церковь стремится «сообразоваться веку сему» и стать приятной нехристианскому по сути своей обществу. 

«Нет ли опасности, что Церковь превратится в этакое "министерство благотворительности"? Насколько трудно для священников заниматься благотворительностью и социальным служением? Легко ли находить на это средства и волонтеров?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что его Святейшество говорит о необходимости социального служения Русской Православной Церкви. Отец Александр не понимает, что тут обсуждать: Церковь должна этим заниматься, и у нее есть такие возможности, потому что ее нравственный авторитет привлекает людей имущих, состоятельных, побуждает их оказывать помощь. Опыт наших успешных проектов это подтверждает. 

«Опасаться, что Церковь превратится в "министерство благотворительности", не нужно: рука дающего не оскудеет. Это призыв Господа нашего Иисуса Христа. Так что люди, которые этого опасаются, либо заблуждаются, либо в силу антиклерикального настроения склонны неодобрительно отзываться о любом виде деятельности Церкви. Они точно так же возмущались бы, если бы Церковь сказала: «Нет, благотворительность – не наше дело». Как бы тогда на нее все обрушились! А Церковь берет на себя эти функции, но кто-то все равно недоволен. Речь тут не о Церкви, а об отношении к ней», - добавил священник. 

«Напротив, удивительно, что находятся энтузиасты, жертвователи, которые, опираясь на небольшие возможности, имеющиеся у Церкви, пытаются решить эти трудные задачи. Легко ли находить на добрые дела средства и волонтеров? – Нет, нелегко. Волонтеров, быть может, немного легче. Дело в том, что все очень заняты, к тому же сейчас люди переживают непростые времена, им нужно искать возможность заработать себе на жизнь. Но у нас все равно это получается. Да, это не просто. Людей активных, бескорыстных, добросовестных, найти нелегко. Благотворителей тоже. И всегда так было. Но они находятся. Это дело, угодное Богу. Об этом Святейший патриарх и говорит. Сознавая важность такого служения, он тем самым стимулирует многих, кто этим занимается», - заключил он.
 
Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, отметил, что когда люди поднимают такие вопросы, они должны представлять, что такое Церковь, почему Господь ее создал, и какие задачи перед ней стоят. 

«И Патриарх, выступая на Высшем Церковном Совете, просто в очередной раз напомнил им об этом. Как только мы открываем Евангелие, видим социальное служение самого Спасителя (скоро, кстати, будет его Вознесение), и по Вознесению Его ученики, апостолы, указали одно из важнейших социальных служений, отметив, что им должны заниматься специальные люди, – как сейчас говорят, добровольцы. Тогда они назывались дьяконами. Были избраны семь достойных мужей, которые должны были заниматься пропитанием всех, кто имел в этом нужду», - продолжил он. 

«Поэтому, когда говорят, что Церковь может превратиться в министерство социальной направленности, не понимают, о чем говорят. Церковь всегда опекала нуждающихся и продолжит этим заниматься. И патриарх показывает возрождение тех традиций. Это не что-то новое, а то, что глубинно принадлежит церковному сознанию. Господь нас спросит не как мы молились и постились, а каким был результат: кого мы накормили, обогрели, навестили в больнице», - отметил о. Вячеслав. 

«То, о чем говорит Патриарх – самое главное в христианстве. Это любовь к ближнему через любовь к Богу. Задачи, которые он перед нами ставит, быть может, кому-то из духовенства, особенно тем его представителям, которые были рукоположены в доперестроечное время, и покажутся чем-то необычным. Нет, мы возвращаемся к исконному пониманию Церкви, заложенному самим Христом, и Патриарх нам на это указывает», - отметил священник. 

«Орская епархия была образована шесть лет назад. Два года назад мы выиграли грант на создание гуманитарного кризисного центра помощи беременным женщинам. Люди откликались на церковные сборы, участвовали в них. Отклик на чужую беду так и выражается – желанием прийти на помощь. И тем, кто задает этот вопрос, нужно напоминать, что глава нашей Церкви Иисус Христос говорил: "И врата адовы не одолеют ее". Церковь живет Духом Святым, а Он нас тоже направляет на добрые дела. Так что я солидарен нашим Патриархом. Церковь – это община. А что значит община? Это сообщество людей, которые помогают нуждающимся, делятся с теми, у кого не хватает еды, одежды, медикаментов. И неважно, архиерей ты, священник или мирянин», - заключил он.
 
Протоиерей Симеон Антипов, благочинный Кувандыкского и Медногорского округов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кувандыке, напомнил, что апостол Иоанн сказал примерно следующее: кто говорит, что Бога любит, а ближнего ненавидит, тот обманывает себя и окружающих. Служение Богу, Церкви и ближним – эти понятия неразрывно связаны, добавил священник. 

«Мало ли кто что говорит – мы обязаны поддержать людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Особенно матерей, решившихся было на прерывание беременности. Я могу привести десятки примеров, когда женщины передумали делать аборт и по благословению, по молитвам родили ребенка. Какой он желанный, этот ребенок, сколько радости доставляет! Вот это нужно проповедовать, и здесь никаких средств не надо. А люди, приходящие в Церковь, всегда получают помощь. Благотворительность, конечно, не должна стать основой служения в Церкви. Основа – молитва, таинство, а благотворительность – вытекающие из этого последствия. Вспомните св. Иоанна Кронштадского, который снимал с себя последнюю рубашку и отдавал ее неимущим, тем самым подавая нам пример», - продолжил он. 

«Мне кажется, в большинстве приходов занимаются этим, священники ходят в больницы, разговаривают с женщинами, оказавшимися в трудной ситуации, всячески помогают им. Это все прямая обязанность пастыря как отца. Как бы отец поступил с родной дочерью, попади она в такую ситуацию? Так же. И еще: не бывает людей неверующих. Попадет человек, который таковым себя считает, в поле зрения настоящего батюшки, который радеет о спасении душ, и станет верующим, начнет ходить в Церковь», - отметил священник. 

«Сейчас, конечно, тяжело находить средства на добрые дела – не знаю, как в больших городах, но на периферии это сделать почти невозможно. Но кроме денег есть слово, деятельное участие. На добрые дела помощники всегда находится. У меня не было такого случая, чтобы, когда мы захотели кому-то помочь – перекрыть крышу, отремонтировать квартиру – денег не нашлось. Всегда Господь посылает и людей, и средства – именно столько, сколько необходимо», - заключил он.
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, признался, что сам неоднократно занимался поиском средств, и может сказать: если что-то нужно для себя, найти это трудно, а иногда и невозможно. 

«Но как только дело касается какого-то другого, нужного и важного дела, – деньги находятся. В своей жизни я наблюдал такое несколько раз: в течение буквально пары дней удавалось найти средства, например, для больного человека. Все-таки на благое дело они находятся, и иначе как чудом, я назвать это не могу. Легко ли священнику заниматься этим? – Есть определенные трудности. Сейчас начинают этому обучать, но процесс не настолько отработан, как, скажем, в случае обучения другим дисциплинам. Конечно, легче всего священнику служить – этому его учат. А последующее попечительство, духовное окормление – более сложный процесс. Здесь есть проблемы, и мы о них говорим. В качестве пилотных проектов в некоторых семинариях будущим служителям, в том числе, преподают основы психологии, потому что пастырское руководство и наставление должно сообразовываться с психологическим состоянием пасомого. Так что это задача посложнее, но она решается преподаванием основ психологии», - сказал о. Петр. 

«Думаю, кроме теоретического курса пастырского богословия должен быть и практический, чтобы опытные в этом плане священники раскрывали секреты своего пастырского искусства, духовной помощи. А что касается социальной работы – сейчас преподавание социальной диаконии тоже вводится. Я сам несколько раз вел такие краткие курсы в некоторых семинариях, где рассказывал, в том числе, об особенностях людей с инвалидностью, с теми или иными проблемами здоровья. И, конечно, это архиважная работа. Ею, кстати, часто занимаются протестанты и сектанты, потому что она заключает в себе вызов. Когда родители видят, как мы работаем с детьми в нашем реабилитационном центре или еще где-то, нередко потом воцерковляются. Это тоже, если хотите миссионерство – мы идем с миссией к нуждающимся», - продолжил он. 

«Я считаю, что и в тюрьмы, и в больницы, и в психиатрические лечебницы, и в интернаты, в том числе, коррекционные, – всюду нужно идти со словом Божьим. И нужно, чтобы этим занимались подготовленные священнослужители и миряне-волонтеры. Конечно, хорошо, что сейчас работа по их подготовке ведется. Кроме того, можно найти соответствующие уроки в интернете – это очень важно», - заключил священник.
 
Иерей Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии, отметил, что в первую очередь Церковь – сообщество верующих людей, которые стремятся к общению с Богом, к молитве, причастию через общее единение в молитве, в Литургии, в Евхаристии. 

«Вера христианина естественным образом воплощается в добрых делах. Они проявляются в духовном образовании, в миссионерстве, в проповеди вне стен храм, в других поступках. Например, верующий жертвует средства, а если такой возможности у него нет, оказывает посильную помощь ближнему. Посещает детский дом, общается с детьми-сиротами, с брошенными стариками в домах престарелых, помогает инвалидам», - сказал о. Николай.

«В частности, в Гатчинской епархии, где я возглавляю Отдел по миссионерской и молодежной работе, уже в течение пяти лет действует сектор помощи и консультации для попавших в трудную ситуацию. А в нем существуют такие виды деятельности, как помощь женщинам, оказавшимся в трудной ситуации, когда они остались одинокими и узнали о беременности, кормление бездомных три дня в неделю – это делается как раз силами волонтеров. Мы регулярно посещаем дома престарелых и прочие учреждение. Не могу сказать, что мы охватываем все сферы и учреждения, но то, что могут делать верующие добровольцы, они делают. Кроме духовной или материальной помощи, которую они оказывают социально незащищенным людям, здесь есть еще огромный психологический момент для самих добровольцев, волонтеров», - добавил он. 

«Правильно подмечено, что многим неверующим, нецерковным людям понятна эта сфера «доброделания», они подчас сами говорят: "Мы в Церковь не ходим, Бог у нас в душе, но добрые дела совершать готовы". И благодаря общению добровольцев между собой некоторые из них потом воцерковляются. Они узнают о православии, о подлинном христианстве без искажений СМИ, которые подчас делают из Церкви пугало», - заключил священник.
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, отметил, что никакой опасности нет и быть не может. 

«Фактов благотворительности много и найти их можно всюду. Мы находим этому ясные свидетельства в самих Евангелиях. Посмотрим на чудеса Спасителя и скажем, что же он - за врача работает или за поставщика хлеба? Наша благотворительная работа – это часть нашей миссии, так же как часть миссии Спасителя на Земле - открыть глаза народу на разницу между добром и злом, чтобы человек понял, куда он должен вести свой земной путь. Любое доброе дело направлено на устранение зла и увеличение добра, а это и есть путь Христа. Только важно, чтобы благотворительность была настоящая, а не фальшивая. Например, пьяница просит у вас 20 рублей. Можно дать деньги и считать, что совершил благое дело, а на самом деле надо не давать деньги, а направить его на исправление качества жизни», - отметил он. 

«Все это трудный серьезный вызов, который бросает нам сегодня общественное, историческое и материальное положение. Особенно это каждый раз ясно по сравнению с некоторыми зарубежными не православными странами, где благотворительная работа движется более энергично. И нам это служит хорошим стимулом. Мы должны добиваться успеха. Как говорит Спаситель: "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное"», - заключил о. Макарий.
 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что если вспомнить историю, то любой правитель, начиная со святого князя Владимира, пытался увидеть церковную роль в таком социальном служении. 

«Например, в Х веке святым Владимиром было прописано законодательно, что Церковь должна оказывать внимание и опекать сирых, убогих, вдов, инвалидов. Это все было в России всегда. И эта общественная церковная функция понятна для общества, которое сегодня может быть далеко от веры, от Бога. Но изначально неправильно представление о Церкви как о некоей социальной структуре. Роль Церкви гораздо шире. Патриарх говорил наверняка о приоритетных направлениях, но он не говорил, что благотворительность – это единственное, что должна делать Церковь сейчас. Нравственный ориентир в виде евангельских заповедей для современного общества очень тяжел. И когда Церковь о них напоминает, она выглядит как строгий учитель, который не просто назидает, но и осуждает еще общество за какие-то пороки. И общество это воспринимает иногда очень тяжело», - отметил он. 

«А с другой стороны, это тоже далеко не все. Если копнуть снова в историю и посмотреть, какую роль Церковь играла в жизни нашего народа, то окажется, что эта роль была более широкой, разносторонней и богатой. Если мы сможем гармонично развивать все стороны жизни Церкви, это было бы неплохо. А сегодня запрос на благотворительность есть, и это то, что получается. К сожалению, кстати, это часто проходит незаметно для общества. Церковь не рекламирует в СМИ свои успехи на этом пути. Поэтому люди даже могут не знать, что делает Церковь и что у нее получается», - добавил священник. 

«Я знаю, как собираются средства, это тяжело всегда. Всегда сложно у кого-то что-то просить. Но с другой стороны, многие люди с удовольствием жертвуют, когда есть конкретная адресная нужда и когда они видят отдачу. Я знаю, что многие священники пытаются проявлять активность, у многих есть службы, которые занимаются только социальной темой, то есть не священник ходит с "протянутой рукой", а люди, которые помогают, - и это правильно. А сейчас с наличием соцсетей это дело упростилось. Другое дело, что среди количества огромных запросов о помощи бывает трудно разобрать, где реальная помощь нужна, а где мошенники», - заключил о. Иоанн.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от Игорь Ал
27.11.2024 21:37
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
27.11.2024 21:30
Предсказание Сталина
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 21:29
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 20:55
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52
Мученик за веру Христову!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 16:20